Урок математики "Свойства умножения и деления. Площадь прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Связать действия умножения и деления с графической моделью – прямоугольником. Установить взаимосвязь четырёх равенств: а * b = c, b * a = c, c : a = b, c : b = a.
  2. Отработать навыки решения задач на нахождение неизвестной стороны прямоугольника.
  3. Развитие математической речи, мышления, памяти, внимания, самостоятельности, общеучебных умений, умения работать в группе.
  4. Воспитание взаимовыручки, чувства товарищества.

Оборудование:

  • опоры по действиям умножение и деление, взаимосвязь умножения и деления, площадь прямоугольника;
  • таблица с геометрическими фигурами; числа с буквами; таблица с числами для проверки задания;
  • рисунок к задаче № 1;
  • прямоугольники для составления 1равенства в группах;
  • прямоугольник для объяснения равенств;
  • прямоугольники для составления 4 равенств в группах;
  • задача для самостоятельной работы в группах;
  • квадратики для творческого задания, листы бумаги, клей;
  • карточки с примерами для физминутки.

Ход урока.

I. Организационный момент: настрой учащихся на работу. Дети разделены на 4 группы.

II. Актуализация знаний:

1). – Какие геометрические фигуры видите на доске?

- Сколько прямоугольников? Кругов? Треугольников?

На доске:

- Выпишите числа, которые помещены:

  1. В круг, но не в треугольник и не в прямоугольник. (8)
  2. В прямоугольник, но не в круг. (2)
  3. В круг, прямоугольник и треугольник. (12, 14)
  4. В треугольник, но не в круг. (10)
  5. В треугольник и круг, но не в прямоугольник. (4, 6, 9)

Проверка по эталону: проверяют самостоятельно.

- Поднимите руку, кто выписал все числа правильно.

2). - На какие две группы можно разделить эти числа? (на двузначные и однозначные; чётные и нечётные)

- Какие числа называются чётными? Нечётными?

- Назовите чётные числа в порядке возрастания. (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14)

Учитель составляет из чисел, названных учащимися слово площадь.

На доске появляется запись: площадь.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Буква а после шипящих).

3). – Что такое площадь фигуры? (Это величина, которая характеризует количество места, которое фигура занимает на плоскости).

- Площадь, какой геометрической фигуры мы уже умеем находить? (Площадь прямоугольника)

- Каким действием находят площадь прямоугольника? (Умножением)

- Как найти площадь прямоугольника? (S = a * b)

III. Постановка цели урока.

- Решите задачу (устно). Площадь прямоугольника равна 18 см2, а одна из сторон 2м. Найдите длину другой стороны. (Ответы детей) (9 м)

На доске:

- Как нашли длину другой стороны? Каким действием?

- Решали мы такие задачи? (Нет)

- А почему вы решили её действием деления?

- А действия умножения и деления связаны между собой? Как?

- Тема нашего урока: Свойства умножения и деления. Площадь прямоугольника.

- Какова же цель урока? (Установить взаимосвязь между умножением и делением; научиться находить сторону прямоугольника, используя эту взаимосвязь)

IV. «Открытие» нового знания.

1. Работа по группам.

- Составьте по рисункам равенства и объясните их смысл.

Дети работают в группах, потом объясняют свои равенства.

2. Коллективная работа.

– Объясните по рисунку смысл равенств.

На доске:

- Что означают первые два равенства? (От перестановки множителей произведение не меняется)

- Как связаны с ними третье и четвёртое равенства? (Если произведение разделить на один множитель, получится другой множитель)

- Сделайте вывод.

3. Читаю вывод в учебнике на стр. 100.

4. Работа по группам.

- А теперь сами составьте равенства по рисункам.

Работают в тетрадях, записывая равенства.

Проверка: по 1 ученику от группы записывают равенства на доске.

Физминутка:

Столько раз ногами топнем (12:6)
Столько раз руками хлопнем (4·2)
Мы присядем столько раз (14:2)
Мы наклонимся сейчас (10:2)
Мы подпрыгнем ровно столько (2·2)
Ай, да счёт! Игра, и только!

5. Работа по учебнику (стр.101) фронтально: № 4.

- А теперь составьте все возможные равенства по рисунку.

- Объясните, как найти площадь прямоугольника? Как найти длину одной из его сторон? Сделайте вывод.

Читают вывод в учебнике на стр. 101.

- Давайте вернёмся к началу урока, к задаче. Правильно вы нашли длину стороны прямоугольника? Почему?

V. Первичное закрепление: работа по учебнику (стр.101).

1) № 5: в учебнике фронтально.

- Составьте задачу по рисунку и решите её.

2) № 6: решают с комментированием (у доски 1 ученик) письменно в тетрадях.

На доске:

Решение: 1) 14:7=2 (см) – ширина.

2) 7+7+2+2=18 (см) – P.

Ответ: 2 см, P = 18 см.

VI. Самостоятельная работа по группам.

Решите задачу. Найдите площадь фигуры и длину стороны а, если известна S1=6см2 и стороны 2 см и 5 см.

На доске:

Решение: 1) 6:2=3(см) – сторона а.

2)5·3=15(см2) – S2.

3)6+15=21(см2) – площадь всей фигуры.

Проверка решения коллективно, исправление ошибок.

VII. Итог: - Какова цель урока у нас была?

- Смогли мы её достичь?

- Как найти сторону прямоугольника?

- Какие свойства необходимо знать для этого?

VIII. Домашнее задание: № 7 (стр. 101)