Цели урока:
- Рассмотреть литературные образы в стихах;
- Отметить особенности образов-открытий;
- Продолжить работу с художественными образами;
- Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;
- Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к вдумчивому чтению.
Оборудование: ТСО, выставка книг С.Г.Козлова.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня на уроке литературного чтения будем продолжать исследовательскую работу. Учимся быть внимательными, вдумчивыми читателями. Итак, приступаем.
Подготовка к восприятию темы.
- Какие образы вы можете представить, слыша
слова: любознательный, умный, заботливый? (ответы
учащихся)
- A что можно представить, читая эти группы слов?
1 | 2 | 3 |
молодой | молодой | мощный |
нежный | любопытный | свободный |
ласковый | любознательный | независимый |
заботливый | общительный | смелый |
(Дети называют образы одушевленных, неодушевленных предметов, явлений природы и вспоминают прочитанные ранее стихи. Первая группа слов характеризует ветер в “Колыбельной песне” А.Майкова, вторая – в стихотворении М.Исаковского, третья – в стихотворении А.С.Пушкина. Читают наизусть данные стихи.)
Дети сравнивают образы, изображенные в данных произведениях и приходят к выводу: “Могут быть одинаково привлекательны образы живого существа и неодушевленного предмета, совершающего человеческие поступки наделенного характером, привычками”.
- А что скажете о приемах, которые используют поэты? (олицетворение, сравнения, контраст)
Итак, образы бывают ЛИТЕРАТУРНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ. Литературные делятся на привычные и образы открытия, о которых сегодня пойдет речь.
- А сейчас сюрприз!
Далее звучит песня “Я на солнышке лежу” из мультфильма “Львенок и черепаха”.
- Кто узнал исполнителей этой песенки? Кто же научил их петь?
Сообщение об авторе.
Сегодня наш автор - поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про ежика и его друзей, про львенка и черепаху Сергей Григорьевич Козлов.
С.Г.Козлов любил читать с детства – читал приключенческие книги, книги о военных событиях, стихи. Учась в восьмом классе, написал свои первые стихи. По многим его произведениям созданы мультфильмы, а “Ежик в тумане” приобрел мировую известность.
- Поэт – как волшебник: дотронется волшебной палочкой до обычного, никому не интересного предмета и превратит его в удивительный и неожиданный. Поэт щедро разбрасывает на все, что видит, капли живой воды из волшебного кувшина… и мы сейчас попробуем в этом убедиться.
Чтение и анализ стихотворения С.Г. Козлова.
Чтение учителем. (Обмен мнениями, чувствами)
Словарно-лексическая работа (горлинка-горлинкою, жесть-жестяным, загорится, сумерки)
Чтение детьми – шепотом, вслух.
- Можете придумать название этому стихотворению? На что будем обращать внимание, придумывая название?
Обсуждаем названия.
- Важно не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится. Автор пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Значит нельзя назвать стихотворение: “Дождь”, “Песня”. Можно “Дождик”, “Песенка”. Название должно соответствовать настроению и тону стихотворения.
Давайте посмотрим, много ли в этом стихотворении образов?
(Конечно: образы тучи, цветов, дождя, крыльца, корзинки, месяца, тишины, кота)
- Среди них есть образы, которые кажутся обычными, которые не являются для вас открытиями? А образов-открытий много? Попробуйте их отыскать. Какие нравятся больше и почему? Каким приемом постоянно пользуется поэт? (олицетворением)
- А что делает изображение кота образом? Ведь просто сказать “кот” – еще не значит создать его образ, то есть добиться того, чтобы мы этого кота представили. Перечитайте строки про кота, о чем нам хочет сказать поэт? (у кота под лесенкой собственное жилище, когда на улице стемнеет, у кота загорится свет, то есть будет светло, сухо и уютно). Автор использует глагол “загорится”, а не глагол “горит”, мы можем представить кота в действии: вот света еще не было и он загорится, когда кот его включит.
- Что создает такую уютную атмосферу, ощущение радости, которой проникнуто все вокруг (все предметы – живые и одушевленные, у них есть лица, горлышки, они могут ходить, петь; о них говорится с теплотой и любовью). Важен не сам предмет, на который смотрит поэт, ему важны переживания, которые вызывает этот предмет.
- Попробуйте так прочитать (по ходу чтения обсуждаются варианты разного понимания детьми настроения автора).
Итог урока.
Что помог тебе по-новому увидеть поэт С.Козлов? Знание приемов – это главное в мастерстве поэта? Это важно, но это еще не все. Человек должен любить свое дело, вкладывать в него душу. Также как об этом писала в своем стихотворении М.Цветаева:
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давайте, откроем и ту половинку,
И ту половинку окна.
- О какой второй половинке окна идет речь? (когда
человек приоткрывает свою душу, когда чем-то
восхищается)
- Самая главная заслуга С.Г.Козлова в том, что он
подарил нам, читателям, образы добра, красоты,
радости.
Творческое домашнее задание:
- Попробуйте сочинить продолжение этой песенки, необязательно в рифму.