Цель урока: систематизировать знания по теме части речи, словосочетания.
Задачи урока:
- Закрепить знания о частях речи, о словосочетаниях.
- Закреплять знания о строении стихотворной речи.
- Познакомить с понятием "синквейн".
- Учить составлять "белый стих".
- Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувства уважения друг к другу, товарищества.
Ход урока
1. Введение в тему. Постановка цели урока.
Звучит песня "Детство".
-О чём песня?
-Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня?
-Урок будет посвящён одному слову - детство.
-Какие цели вы бы поставили перед собой?
-Я, как учитель, помогу вам реализовать свои цели, а также научить вас составлять необычное стихотворение - Синквейн.
2. Выявление знаний учащихся о слове.
.-Запишите слово "детство". Что вы можете рассказать об этом слове? (сущ.. нариц., неодуш., ср. р., ед. ч.)
-Какие задания вы бы могли предложить? (подобрать однокоренные слова)
-Прежде, чем подберём однокоренные слова, вспомним, какие слова называются однокоренными?
-Как образуются однокоренные слова?
3. Работа в парах.
однокоренные | детский | неоднокоренные |
детвора | ||
деталь | ||
детёныш | ||
дети | ||
детушка | ||
детектив | ||
детёнок | ||
кадет | ||
детишки | ||
детский | ||
надет | ||
детка |
-На листочках распределите слова: какие будут однокоренными, а какие нет.
(2 человека у доски).
-Проверьте, кто согласен, у кого по-другому?
-Запишите те слова, которые вы не знали.
-Докажите, что слова однокоренные. Выделите корень.
3. Работа со словосочетанием.
.-Какие задания вы можете предложить?
-Посмотрите на схему: СУЩ.+ПРИЛ.
-Это схема чего? (словосочетания)
-Что такое сл/сч.?
-Как называется сл/сч, к которому дана схема?
- Какое задание предложите?
-Я вам предлагаю подобрать прил., с которыми можно составить согласование.
ДЕТСТВО (КАКОЕ?) ОЗОРНОЕ
ВЕСЁЛОЕ
ДОБРОЕ
МИМОЛЁТНОЕ
ДАЛЁКОЕ
-Что можете сказать о словах?
-Почему прил. в среднем роде и в ед.ч.?
.-Какую часть речи не вспомнили?
-Что такое глагол?
4. Аукцион.
-Подберите подходящие глаголы.
ДЕТСТВО (ЧТО ДЕЛАЕТ?) РЕЗВИТСЯ
ПРЫГАЕТ
СКАЧЕТ
ОЗОРНИЧАЕТ
БАЛУЕТСЯ
ВЕСЕЛИТСЯ
ИГРАЕТ
5. Работа над предложением.
(Работа ведётся на частях мозаики)
-А что детство для вас?
-Возьмите цветной листок. Продолжите предложение:
ДЕТСТВО - ЭТО...
-Поднимите свои листочки. На что они похожи? (на мозаику)
-Давайте соберём мозаику. Объединитесь в группы по цветам. Соберите ,что у вас получилось?
(у каждой группы получается свой цветок)
-Посмотрите, какой чудесный сад у нас получился!
6. Работа над стихотворением.
-Для чего мы выполнили столько разных заданий?
-Все слова нам помогут составить стихотворение.
-Какая особенность у стихов? (рифма)
-Мы сегодня попробуем составить стихотворение, которое называется "синквейн" или "белый стих". Главная особенность этого стиха в том, что в нём нет рифмы.
Это стихотворение составляется по определённой схеме:
СУЩ.
ПРИЛАГАТ., ПРИЛАГАТ.
ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ.
СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ
СУЩ.
-Попробуем вместе
-Кому очень трудно, можете пользоваться моими предложениями.
СОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
7. Рефлексия. Итог урока.
- На листочках у вас нарисована голова, но на ней нет лица. Дорисуйте лицо. Оно должно соответствовать вашему настроению.
- Что для вас было новым, интересным? Что было трудно?