Цели урока:
- Рассмотреть достижения в области архитектуры
- Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта.
Оборудование:
Слайды с изображениями видов Санкт-Петербурга (приложение 1), костюмы боярина и боярыни в 17 веке, дворян в XVIII веке, жетоны с условным логотипом турфирмы.
Ход урока
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые посетители! Добро пожаловать в туристическое агентство “ШТО”, что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон, Нью-Йорк, Париж — любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей турфирмы. Сегодня начинается специальная акция — ваша задача собрать пять логотипов нашей фирмы, после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок. Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие!
Но приобрести эти логотипы будет непросто — нужно справиться с некоторыми заданиями. Вот они:
1. О ком идет речь?
- по своему происхождению она никогда не могла вступить на российский престол; сменила свое имя; была безграмотна, но обладала живым умом; стала надежной опорой мужу в делах;
- единолично правила государством два года; ее дети не имели права наследовать русский трон;
- участвовала в военных походах и однажды отдала турецкому паше ценный подарок, склонив его тем самым к миру.
2. Из перечисленного выберите сражения Северной войны:
A) взятие Азова;
Б) Полтавская битва;
B) освобождение Москвы от интервентов;
Г) Нарвское сражение.
3. В каком году был издан документ, в котором говорилось:
“...Его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение, и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титул: отца отечествия, императора всероссийского, Петра Великого”
4. Какое событие произошло раньше других?
A) Учреждение Сената;
Б) Полтавская битва;
B) Астраханское восстание;
Г) Завоевание Нотебурга;
Д) Создание Главного магистрата.
5. О ком идет речь?
- Сын придворного конюха, стал впоследствии фактическим правителем империи;
- был неграмотен, но стал английским академиком; в юности торговал пирогами с зайчатиной, а в конце жизни стал одним из богатейших людей России, владея кирпичным производством, хрустальным заводом, винокуренными предприятиями; не гнушался брать взятки и воровать деньги из казны; умер в ссылке.
Учитель: Итак, если вы накопили достаточное число логотипов, вас ждет розыгрыш. Испытаем судьбу (один из учащихся вытаскивает из коробки бумажку с названием города). И вам достается путевка в прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт - Петербург. Поздравляю!
Путешествие будет осуществляться по следующему плану:
1. Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу
с остановками у особо значимых объектов.
2. Далее нам предстоит посетить Петербургский
центр исследования народных обычаев и традиций
3. И напоследок мы заедем в Петербургское
модельное агентство.
Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Сейчас у вас есть минута для ознакомления с вопросами путевого листа, можете уже начать его заполнять.
Путевой листФамилия, имя туриста
___________________________________________________________ Вопросы к путешественнику: Обзорная экскурсия 1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________ 1._______________________________________________ 6) В честь кого установлен памятник “Медный
всадник”? _____________________________ Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций Какие новые развлечения были введены?
___________________________________________ Модельное агентство Какие изменения в моде произошли при Петре
I?_____________________________________ |
Так как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет тематической. Тема нашей поездки: “Изменения в культуре и быте при Петре I”.
Устраиваемся поудобнее в нашем комфортабельном автобусе, мы отправляемся. С вами работают наши экскурсоводы - внимательно послушаем их рассказ. Не забывайте о путевых листах.
1-й учащийся:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася...
2-й учащийся:
...И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...
1-й экскурсовод:
Начальной датой основания Санкт-Петербурга стал день 16 мая 1703 года, когда в устье реки Невы на Заячьем острове Петр 1 заложил крепость, которая предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Назвали крепость Петропавловской, так как на ее территории была возведена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. В 1712 году швейцарский архитектор Трезини основал на территории крепости каменный Петропавловский собор, где находится усыпальница царей - от Петра 1 до Николая 2.
1-й учащийся:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
2-й учащийся:
По оживленным берегам громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли к богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами ее покрылись острова...
2-й экскурсовод:
Наряду с Заячьим островом важнейшей составной частью Санкт - Петербурга является Васильевский остров. С 1713 года на его Стрелке начал функционировать петербургский порт. На этом острове были возведены первые крупнейшие здания Санкт-Петербурга - палаты Александра Даниловича Меньшикова - друга и помощника Петра 1. (здесь проводились приемы иностранных послов); Кунсткамера (в переводе - “кабинет редкостей”) - первый в России музей. Его экспонаты - всевозможные диковины вроде двухголового теленка или овцы с двумя языками.
1-й экскурсовод:
В левобережной части Санкт-Петербурга было заложено здание Адмиралтейства, которое первоначально было деревянной крепостью и строительной верфью. Позднее здание было перестроено архитектором Захаровым и стало каменным. Вокруг Адмиралтейства возникали слободы, где жили моряки, рабочие и служители верфей. В 1711 году от Адмиралтейства была проложена пленными шведами “Невская першпектива”, прямая улица, переходившая в дорогу к Москве (ныне Невский проспект).
2-й экскурсовод:
Недалеко от Адмиралтейства находится Исаакиевский собор, который был назван в честь святого покровителя Петра 1 - Исаакия. В 1710 году появилась первая деревянная церковь, которая несколько раз перестраивалась и итоге получила имеющийся вид.
1-й учащийся:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой...
1-й экскурсовод:
Рядом с Исаакиевским собором расположилась площадь Декабристов (ранее - Сенатская, так как через дорогу от нее располагался правительствующий Сенат). В центре этой площади находится памятник Петру 1 (“Медный всадник”), ставший символом Санкт-Петербурга.
Петр 1 в детстве привык к московским садам. Он испытывал сильное влияние голландского стиля. Поэтому в центре Санкт-Петербурга царь размещает Летний сад. А на углу у набережной Невы был построен двухэтажный Летний дворец Петра 1.
2-й экскурсовод:
С 1714 года начинается время большой застройки Петербурга, подчиненной определенному плану. В центре и на набережных разрешалось строить только каменные дома.
В 1705 году по приказу Петра 1 на южном берегу Финского залива появился дворцово-парковый ансамбль Петергофа - это загородная императорская резиденция с поразительными фонтанами и каскадами.
2-й учащийся:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса....
Учитель:
Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. Хотя в центре и работают опытные специалисты, нас могут ждать различные неожиданности. Чтобы быть к ним готовыми, нужно хорошо все знать.
Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим текстом учебника и подчеркните все произошедшие при Петре 1 изменения. Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения текста).
Учащиеся должны найти ошибки в тексте.
3-й учащийся:
Петр I ввел новое летосчисление - не от сотворения мира, как было раньше, а от дня восшествия на престол династии Романовых. Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, а с 1 марта. На Новый год ввели традицию украшать дома сухой травой, ветками березы.
А также был создан первый в России общедоступный театр, для него в Петербурге на окраине города было построено специальное помещение.
4-й учащийся:
На манер стран Западной Европы Петр 1 ввел новые формы развлечений: праздники с фейерверками и маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, которые стали устраивать в крестьянских домах. Особенностью этих собраний стало то, что женщинам было туда появляться запрещено. Вечер проходил в беседах, обсуждении новостей, танцах. Но кушать на таких мероприятиях было запрещено.
Для того чтобы люди знали правила поведения в ассамблеях, на приемах и в других общественных местах, вышло в свет специальное пособие с правилами хорошего тона, которое называлось “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.
Учитель:
Ну и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.
5-й учащийся:
Наше модельное агентство представляет вам эксклюзивную коллекцию весна - лето в стиле эпохи Петра 1 (ведь все новое - это когда-то забытое старое). Наверное, всем известно как нравились первому императору России различные преобразования. Не обошел он своим вниманием и моду.
Рассмотрим для примера костюм знатного боярина с боярыней времен 17 века: длинная бесформенная верхняя одежда, скрывающая фигуру. У боярина - длинная борода и весь вид не очень-то располагающий.
Но как резко все меняется при Петре 1: на манер стран Западной Европы кардинально меняется внешний облик российской знати. Женское платье стало более изящным и изысканным, появились веера и другие аксессуары. В мужской одежде, прежде всего, отказались от длинных кафтанов, а ввели ношение европейской одежды - камзолов, чулок, галстуков и т.д.
Кроме того, дворяне и бояре должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил либо большой штраф, либо ссылка.
Все эти преобразования отражены в нашей новой коллекции. (По ходу рассказа учащиеся демонстрируют наряды боярина и боярыни в 17 веке, дворянина и дворянки в 18 веке.)
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями.