Цель: формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определённой начитанностью.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее.
- Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
- Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся.
- Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание
Оборудование: портрет автора, иллюстрации к басням, карточки с названиями басен и строчками из произведений, карточки-помощники.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями Ивана Андреевича Крылова. Но прежде, давайте вспомним, какие произведения называются баснями?
(Басня – это короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) содержащий нравоучение.)
- Какое свойство басен именуется аллегорией?
(Героями басен часто бывают животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди. Такое свойство басен именуется аллегорией).
- Назовите характерную черту басни.
(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений).
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока я была на перемене, какой- то озорник всё перемешал у меня на столе. Я даже теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?
Мы сделаем вот что. Я буду показывать иллюстрации к басням, а карточки с названиями басен и отрывками из них я раздам вам. А вы определите, к какой басне они относятся. (Приложение 1)
(1.показ иллюстрации, 2.выходят дети и зачитывают название и строки из данной басни, 3. подтверждение по слайдам)
Названия басен на карточках
- «Лебедь, Щука и Рак»,
- « Слон и Моська»,
- «Мартышка и очки»
- « Стрекоза и Муравей»
- «Квартет»
Карточки со строчками из басен:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Ты всё пела? это дело:
Так поди же попляши!
- Видите ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны.
А с какой басней мы познакомились на прошлом уроке? ( С басней «Зеркало и Обезьяна»)
- Назовите героев басни. (Медведь, Обезьяна, автор).
- Сейчас мы послушаем, как вы приготовили инсценирование этой басни. Готовились вы по тройкам. Так как всех мы сегодня прослушать не сможем, то будем тянуть жребий. Пусть ко мне выйдут по одному человеку из тройки, и кто вытянет полоску со знаком плюс, того мы сегодня и заслушаем.
Заслушиваются 2 тройки, оцениваются (критерии: интонация, темп, громкость)
- Удалось ли выступающим передать характеры героев?
Оценка, отметки (оценить 6 человек).
- Знаете ли вы ещё баснописцев? ( Эзоп, Л.Н.Толстой).
- Чем басни Эзопа и Л.Н.Толстого отличаются от басен И.А. Крылова?
(Басни Эзопа и Л.Н. Толстого написаны в прозе, а басни И.А. Крылова в стихах).
- Давайте посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.
3. Физминутка.
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните один раз над головой. Если строки принадлежит другому баснописцу – присядьте.
Условия понятны? Будьте внимательны!
- Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов «Слон и Моська»)
- Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»)
- Кто виноват из них, кто прав, - судить не
нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак») - Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей») - Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп «Лисица и лев»)
- Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.(Эзоп «Лев и мышь»)
- Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.(Крылов «Мартышка и Очки») - Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.(Крылов «Зеркало и Обезьяна») - Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду.(Эзоп «Муравей и голубь»)
- Чижа захлопнула злодейка - западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался. (Крылов «Чиж и Голубь»)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.
( «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь»)
4. Знакомство с новой басней.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым.
Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клод выполнил персонажи басен в бронзе (сплав меди с оловом).
В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже. Фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?
(Крылов учил людей узнавать себя самих, помогая обнаружить недостатки, и подсказывал, как можно от них избавиться).
И.А. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней, она называется …
Привлечь внимание к записи на доске «Ворона и Лисица».
- Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).
- Почему?
- Можете предположить о чём, или о ком эта басня?
(О вороне и лисице, о взаимоотношениях вороны и лисицы….)
Послушайте басню.
5. Первичное восприятие
Чтение басни учителем наизусть. (И.А. Крылов «Ворона и Лисица»)
- О ком эта басня: о хорошо нам знакомых вороне и лисице или о ком то другом?
6. Словарная работа.
- Как вы поняли смысл следующих слов.
На доске открыть слова
- лесть
- льстить
- не впрок
- пленил
- мастерица
- вещуньина
- плутовка
- взгромоздясь.
- зоб
- гнусный.
- В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в библиотеке, работая со словарём.
– Ребята, вы согласны с данными объяснениями, или что-то можете добавить?
(дополнения подготовившихся учащихся)
- Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
- Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
- Не впрок – не на пользу
- Пленил – очаровал, увлёк.
- Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
- Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
- Плутовка – обманщица, хитрая.
- Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
- Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
- Гнусный - отвратительный, омерзительный.
7. Чтение басни учащимися с целью ознакомления с текстом.
- Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.
8. Работа над басней (анализ басни)
- Прочитайте первые три строчки басни.
- Почему они отделены чертой?
(Для невнимательного читателя, чтобы он смог заострить на них внимание)
- Как вы поняли смысл данной морали?
(плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где ложь)
Далее работа ведётся по строчкам с объяснением смысла прочитанного своими словами.
- Давайте мы с вами постараемся представить события, описанные в басне, а заодно и проверим, кто внимательно её прочитал.
- Прочитайте первую строку.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- Как понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)
- А о чём нам помогут узнать следующие три строки? Зачитайте.
На ель Ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
- Какое слово помогает, как бы воочию, увидеть и неуклюжесть не очень умной птицы, предвкушающей удовольствие, от случаем посланного лакомства.
- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь?
(Когда мы завтракаем? – утром)
- Была ли голодна ворона? (нет «призадумалась»)
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
- Почему беду? (автор предупреждает, о каком то несчастье)
- Как понимаете близёхонько? (близко, недалеко)
Вдруг сырный дух лису остановил:
- Сырный дух – замените синонимом (запах, аромат)
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
- Что, значит, пленил? (очаровал, увлёк)
Следующие две строчки мы попытаемся изобразить.
9. Физминутка. (один ученик читает, остальные изображают)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
Дети садятся
И говорит так сладко, чуть дыша:
(Автор предупреждает, как читать)
- Прочитайте шепотом речь Лисы, соблюдая данную интонацию.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
- Чьё чтение соответствовало заданной интонации?
- Истинны ли были её слова?
- Перечислите, что расхваливала Лиса?
- Как она называла Ворону?
(Голубушка, светик, сестрица, предполагает – мастерица, царь-птица).
- С какой целью Лиса так расхваливала Ворону?
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Понравилась ли Вороне лесть Лисы? Докажите (зачитать следующие 5 строчек)
- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
- Добилась ли Лиса Поставленной цели?
- После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
- Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
- Приведите примеры
- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?
- Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет. Если в паре возникли разногласия, то у вас есть карточки-помощники, которые вы можете разыграть между собой (автор, герой). Чья пара будет готова, поднимите руку.
- Кто готов прочесть басню вслух?
Оцените своих товарищей (интонация, темп, громкость)
10. Итог урока.
- Так с каким человеческим пороком боролся Иван Андреевич Крылов, создавая эту басню?
(с лестью, заискиванием)
И так, Иван Андреевич Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
11. Домашнее задание. Выучить басню наизусть.
Спасибо за урок.