Разработка внеклассного мероприятия в 1-м классе "Прощание с Азбукой"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: подвести итоги обучения по Русской Азбуке, прощание с первым учебником.

Форма проведения: утренник-праздник

Задания:

  • творческие выступления детей 1-х классов;
  • подвижные игры “День ночь”, “Пожалуйста”;
  • “Собери слово” из букв на шариках;
  • “Угадай букву”;
  • “Не зевай” игра на узнавание звука;
  • отгадывание загадок, составление отгадки;
  • чтение стихов об Алфавите, буквах, школе и т.д.

Музыкальное оформление: тематические детские песни и песни о школе.

Действующие лица:

Ведущий.
Азбука.
Буратино.
Кикимора Неграмотная.
Первоклассники.

Дети входят в зал под музыку (“Песенка Незнайки и его друзей”), на сцене стоят два стражника с копьем и мечом. На стене надпись из букв “Прощай, Азбука”.

Ведущий.

Дорогие, ребята, родители! Вот и закончилась ваша первая учебная книга. Кажется, что только вчера вы, ребята, переступили порог своего класса. А сегодня посмотрите, родители, на своих детей! Ведь они за это время очень выросли, многому научились и многое узнали. Выучили буквы, научились читать и даже писать. А помощники-буквы познакомили вас, ребята, с прекрасными словами, мыслями, сказками и рассказами. Вы пришли с ними на праздник, но вас читать учила не только Азбука, не только Букварь. Одолеть грамоту вам помогали учителя и родители. Спасибо вам! А что скажут о школе нам ребята? Помнят ли они тот день, когда первый раз прозвенел для них звонок?

Песня “Чему учат в школе” (для фона)
Затем выходят дети, читают стихи.

1 ученик.

Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.

2 ученик.

Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.

3 ученик.

Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.

4 ученик.

Надо десять лет учиться,
Не лениться, а трудиться,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.

5 ученик.

Мне учиться очень нравится.
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь!

6 ученик.

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Космонавты и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы.

Все хором.

Все когда-то в первый класс
Приходили в первый раз.

Ведущий: Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой “Русской Азбукой”. А вот некоторые ребята, оказывается, приходили в школу, думая, что они все умеют и знают. От этого они попадали в нелепые ситуации. Давайте посмотрим. Выступает 1 “в” класс.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет – подарю учительнице в школе.

(Выходит Русская Азбука)

Ждёт с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она. (Обращается к Первокласснику):
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник (возмущённо):

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?

Первоклассник:

Ну а как же?! Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.

Буква Р:

Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква “эр”!

Первоклассник (смущённо):

Извините, я не знал,
Но я правильно читал…

Появляется Буратино (“Песенка из к\ф “Буратино”)

Буратино:

Я – Буратино Длинный нос!
Мальчишка непростой.
Сто приключений перенёс
И, наконец, сюда принёс.
Что?! Ключик золотой?
А вот и нет! На этот раз
Привёл я Азбуку для вас.

Появляется Азбука.

Азбука. Здравствуйте, ребята! Я хоть и небольшая книга, но очень важная в первом классе, когда школьники учатся читать и писать.

О буквах можно рассказать много интересного. В стародавние времена люди писали не буквами, а картинками. Например, египтяне составляли целые послания в картинках. Потом их заменили значками. Наши буквы – тоже картинки, только до неузнаваемости измененные.

Буква “А”, например, похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался “алеф”. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался “бет”. “Алефбет” – это название состоит как бы из двух первых букв древней азбуки.

По-древнерусски первая буква алфавита называется “аз”, вторая “буки”. Вот и получилось: “аз-буки” или “азбука”. Не только я учу всех первоклассников буквам, но и мой друг Букварь. Это самая старая книга, ему более 400 лет.

Буратино. Я слышал, до Руси буквы добрались более тысячи лет назад. Русские люди многим буквам дали свои названия.

Азбука. А хорошо ли ребята узнают буквы? Я буду описывать букву, а вы, ребята, попробуйте догадаться, о какой букве идет речь.

  • Есть два столба наискосок, а между ними поясок. (А)
  • Ну, посмотрите, кто такой,
    Загородив дорогу,
    Стоит с протянутой рукой,
    Согнув баранкой ногу. (Б)
  • К единице три приставим, что за букву мы составим? (В)
  • И подобно кочерге, горбит спину буква….(Г)
  • Эта буква широка и похожа на жука.. (Ж)
  • Посмотри на колесо и увидишь букву …(О)
  • Ходит пешком калач с посошком. (Ю)
  • Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (С)

Появляется Кикимора Неграмотная – К.Н. (фонограмма любая)

К.Н. Подумаешь, буквы. Я вот две тысячи лет в болоте живу и прекрасно себя чувствую без букв.

Азбука. В самом деле? Без книг и грамоты не обойтись.

К.Н. Зачем мне какие-то буквы. Если голос пропадет, можно и жестами все объяснить. Вот, например, ням-ням – есть хочу, Буль-буль – пить, хррр-хррр – спать.

Буратино. Это если твой адресат рядом находится. а как ты пошлешь своему другу Лешему срочное сообщение?

К.Н. я ему картинку нарисую. Вот (показывает).

Азбука. И что это значит?

К.Н. А еще грамотные… это значит: приходи ко мне в гости есть куриные окорочка. А вот холодца из куриных голов не будет. Зато после обеда покатаемся с горки.

Буратино. Ха-ха. А вот что тебе прислал твой друг после такого сообщения. Читаю: “Чем же тебя я, Кикимора, обидел? Чем заслужил я такое письмо? – Ах, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости – спущу с горки! – Все, не показывайся мне на глаза, твой бывший друг Леший”.

К.Н. Ой! Хотела написать одно, а получилось совсем другое. И верно, что буквы необходимы.

Азбука. С буквами можно очень интересно проводить время.

К.Н. Как? Они же нарисованные.

Буратино. Зато с ними можно придумать много интересных игр. Одну такую игру я знаю.

Называется “Не зевай”. Я буду в зал бросать мячик, а тот, кто его поймает, должен назвать слово на букву, например, на букву А. Итак, начали.

Имя мальчика – Алексей, Александр…понятно?

Имя девочки – …, Профессии – …., цветок – …., транспорт – …, плоды – …., цвет – …., птица – …, рыба – … и т.д.

Азбука. Молодчина буква А. Хороша была игра.

Сейчас я еще задам задание первоклассникам. А пока они будут готовиться – выступят ребята из 1 “Б” класса.

После этого игра “Собери слово”.(на воздушных шариках наклеены буквы, нужно собрать слово.Каждому классу – свой цвет шариков)

К.Н. А я тоже играть хочу. Только с буквами я не умею. Можно, я попрыгаю с ребятами?

Азбука. Конечно, ведь отдых обязателен в учебе. Иначе, голова быстро устанет. Проведи физкультминутку с ребятами.

Игра “День – ночь”.

Азбука. Нам нужно отгадать загадки, а на листочках написаны буквы, с которых начинается слово-отгадка. Но это не все. Эту отгадку вслух произносить нельзя, а нужно будет составить из букв, которые лежат на лесенке. (показывает)

Задание 1 “А” классу.

Отгадка на букву “А”

  • На странице Азбуки
    33 богатыря.
    Мудрецов – богатырей
    Знает каждый грамотей. (АЛФАВИТ)

Буратино помогает ребятам поставить буквы так, чтобы получилась отгадка. Затем он просит, чтобы дети хором произнесли ее. Далее задания выполняются таким же образом.

Задание 1 “Б” классу.

Отгадка на букву “А”

  • День и ночь стоит на крыше
    Этот чудо-постовой:
    Все увидит, все услышит,
    Всем поделится со мной. (АНТЕННА)

Задание 1 “В” классу.

Отгадка на букву “М”

  • Ножка белая, прямая,
    Шляпка красная такая,
    А на шляпке, на верхушке,
    Беленькие конопушки. (МУХОМОР)

Буратино. А еще я знаю, что в учебе самое важное – внимание. Хочу посмотреть – какие ребята внимательные.

Игра “Пожалуйста!”.

(ребята выполняют все команды ведущего, только если она звучит со словом “пожалуйста”)

К.Н. Прекрасно! Здорово! Я еще, еще хочу!

Азбука. Нет, всему свое время. Отдохнули, а мне пора прощаться с ребятами. Шагала я сними с самого сентября. Вот теперь я подожду других первоклассников. А с вами, ребята, продолжат путь другие мои сестрицы – книги.

Он повсюду знаменит,
Это русский наш язык!
Ну и с ним “Родная речь”
Прошу любить их и беречь!

Это Чтение и Русский язык. Надеюсь, и с ними вы подружитесь также крепко, как и с Азбукой. Они помогут вам еще лучше научиться читать и любить книги. Я вам вручаю Удостоверения Первоклассника. (Приложение 1)

7 ученик. (в конце)

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.

8 ученик.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.

9 ученик.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

10 ученик.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.

11 ученик.

Беру я Азбуку в последний раз,
Несу её в просторный класс,
И любимой книге говорю:
“Благодарю! Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть”.

Буратино.

Много знают детишки сейчас.
Рад я сердечно, ребята, за вас!
Верю, что будет ваш школьный народ
Двигаться к знаниям упорно вперед!

До свиданья, ребята!

(Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”)