Методическая разработка урока алгебры для 9-го класса по теме "График квадратичной функции"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Формирование навыка изображения квадратичной функции и умения изменять расположение графика относительно осей координат в соответствии с параметрами.
  • Развитие способности к сопоставлению различных интерпретаций одного понятия, развитие пространственного мышления, развитие логического мышления.
  • Воспитание интереса к математическим образам и методам изучения окружающего мира, формирование качеств личности: трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран Программное обеспечение: Power Point, Живая математика или АвтоГраф

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Беседа с классом по материалам п.6:

1). Назовите уравнение квадратичной функции, полученной путем перемещения шаблона параболы у = 2х2

Вдоль оси Х

Вдоль оси У

На 4 единицы влево

На 1 ед. вверх

На 16 ед. вправо

 
 

На 45 ед. вниз

На 0,8 ед. вправо

На 7,12 ед. вверх

2). Назовите уравнение функции, график которой получен смещением графика функции у=0,5х2

3). № 88, 93, 94 - построить на доске схематичное изображение функций. Проверка: слайды 8,9,10

II. График функции у=ах2+вх+с

1). Постройте график функции, задающей движение камня, падающего с высоты 10 м. <h(t)=10-gt2/2, где g?10>. Какой вид движения задается квадратичной функцией.

2). Что нужно знать, для того, чтобы построить схематичное изображение квадратичной функции? – координаты вершины параболы и направление ее ветвей. Не забывать, что парабола имеет ось симметрии, проходящую через ее вершину и параллельную оси У.

3). Как найти координаты вершины параболы, заданной уравнением у=а(х-m)2+n? – О(m;n).

4). Как перейти от уравнения у=ах2+вх+с к уравнению у=а(х-m)2+n? – выделить полный квадрат.

На примерах показать выделение полного квадрата:

а). у=х2-6х+9
б). у=х2+10х+24
в). у=х2-10х-2
г). у=-х2-4х+1

Как упростить наши действия по поиску координат вершины параболы? Хотя бы одной? Какой? –

  • Вывести формулу для вычисления абсциссы вершины параболы.
  • По значению х найти значение функции, используя уравнение функции.

После вывода формулы хв=- на доске построить схематичное изображение графиков функций:

  • у=х2-8х-2
  • у=-2х2+6х-5
  • у=0,5х2+5х-1

III. Тест

1. Постройте схематичное изображение квадратичной функции

№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

У=(х+2)2-4

У=(х-2)2- 2

2

У=2х2 + 3

У=-0,5х2-1

3

У=-0,5(х-2)2

У=-2(х+2)2

2. Определите, какой из графиков соответствует следующим уравнениям:

а)у=(х+4)2-3;
б)у=-х2+5;
в)у=-(х-6)2;
г)у=(х+1)2+4

3. Постройте схематичное изображение графика функции

№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

У=х2-10х+22

У=х2+6х+10

2

У=-х2-2х-3

У=-х2+2х-4

4. Среди функций, изображенных в предыдущем задании укажите ту, которая сохраняет свой знак для всех Х.

IV. График квадратичной функции

№ 101: можем мы выполнить это задание? - да.

№ 102: готовы ли мы выполнить это задание? – нет. Почему? Как от схематичного изображения перейти к графику?

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определить положение ветвей параболы.
  2. Найти абсциссу вершины параболы.
  3. Вычислить ординату вершины параболы
  4. Составить таблицу значений квадратичной функции, симметричную относительно координат вершины параболы точки.
  5. Начав с построения вершины, построить остальные точки параболы и весь график.

V. Упражнения: Используя алгоритм построения графика квадратичной функции, выполните № 102, № 105

VI. Домашнее задание: п.7, №№ 103, 106, 110.

Для тех, кто заинтересовался связью между физикой и алгеброй: А. Ренье «Диалоги о математике»

Приложение