Тема урока: Доли. Образование и сравнение долей.
Цели урока:
- Познакомить детей с тем, как образуются, называются и
записываются доли.
- Научить сравнивать доли.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление
детей.
- Совершенствовать умение решать задачи.
- Воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
реальные предметы (яблоко, ленточка),
наборы геометрических фигур,
набор равных кругов,
раздаточный материал,
модель цветика-семицветика,
детали цветика-семицветика.
I. Организационный момент
- Ребята, недавно мы с вами читали сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Помните её героев?
К магнитной доске прикрепляется лист ватмана, на котором нарисована девочка Женя с цветиком – семицветиком в руке. Рядом слова, которые всякий раз повторяла Женя, отрывая очередной лепесток. <Рисунок1>.
- Давайте эти слова прочитаем хором.
- Я предлагаю вам сегодня на уроке поиграть в игру «Цветик-семицветик». В сказке девочка Женя, отрывая лепесток, загадывала желание. И оно в тот же миг сбывалось. У нас тоже есть такой цветок. Давайте посмотрим, поможет ли нам цветик-семицветик справиться с нашими заданиями на уроке.
На доске модель цветка. <Рисунок2>.
- Я читаю слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вы все хором:
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...
- Один из вас выходит к доске, отрывает лепесток и читает задание на лепесточке. Мы все его выполняем. Тот, кто первый справится с заданием и даст правильный ответ, получит лепесток такого же цвета. Выполнив одно задание, мы переходим к другому. Кто к концу урока соберёт 7 лепестков, тот сможет прочитать, что написано на этих лепестках.
II. Сообщение темы урока.
Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Один учащийся отрывает жёлтый лепесток.
На нём задание: Решите примеры.
Примеры записаны на листах, прикреплённых к доске.
24 : 8 + 30, 6 × 8 – 8, 54 + 20, 42 + 3 × 6
- Тот, кто правильно решит пример, получает лепесток жёлтого цвета и право перевернуть листок.
Учащиеся решают примеры, переворачивают листы и на доске получается слово «Доли».
- Вы знаете, что такое доли? А хотите узнать?
- Это слово обозначает название темы, которую мы с вами сегодня начинаем изучать. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с образованием и названием долей. Научимся их сравнивать.
III. Устный счёт
1. - Давайте оторвём следующий лепесточек.
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.- Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...
Один из учащихся выходит к доске и отрывает лепесток красного цвета.
На лепестке: Угадайте числа.
- У меня карточки. Здесь записаны примеры и пропущен один из множителей. Вы должны его угадать.
9 × = 81, 4 × = 32, × 5 = 45, 8 × = 64
6 × = 42, 9 × = 72, × 4 = 36, 9 × = 63
- Назовите первый множитель, второй и т. д.
Учащиеся получают за правильный ответ лепесток.
2
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...
Следующий ученик отрывает лепесток синий.
На лепестке написано: Запишите числа, начиная с 5 увеличивая каждое число на 5.
а) Самостоятельная запись чисел.
б) Взаимопроверка.
При взаимопроверке за правильное выполнение задания учащийся получает синий лепесток.
IV. Работа над новым материалом
- Задание синего лепестка мы выполнили. Следующий лепесток зелёный.
Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Отрывается лепесток и читается задание.
На лепестке написано: Познакомьтесь с тем, как образуются, называются и
записываются доли с. 80. Выполните № 1 под цифрой 2 письменно и №2 с устным объяснением.
- Ребята, если хотите познакомиться с долями и получить лепесток, то послушайте меня.
- Объяснение нового материала.
- Посмотрите внимательно вот целое яблоко.
(Учитель разделяет яблоко на две равные части.)
- Что я сделала с ним? (Разрезала яблоко на две равные части, или пополам.)
- Сколько получилось половинок? (Получилось две половины яблока)
- Это целое яблоко, а это половина яблока, иначе говорят одна вторая доля яблока.
- Теперь я разделю кусок ленты на 4 равные части. Что я сделала?
(Разделила на 4 равные части.)
- Каждая полученная часть называется одной четвёртой, так как вся лента разделена на 4 равные части.
- Сейчас мы вместе выполним такую работу. Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге две половины.) <Рисунок3>.
- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? <Рисунок4>.
- Посмотрите на свои круги и скажите, сколько четвёртых долей в половине круга.
- Записывать доли мы будем так 1/2.
Число, записанное под чертой, обозначает, на сколько равных частей делили круг; число, записанное над чертой, обозначает, сколько таких частей взяли.
- Обозначьте каждую полученную долю.
Учащиеся на раздаточном материале, а учитель на доске обозначают каждую полученную долю.
- Посмотрите внимательно на свои круги и на те, что у меня на доске.
Проверьте, правильно ли вы обозначили.
- Вот у нас 1/2 круга, а вот 1/4 круга.
Учитель показывает 1/2 круга и 1/4 круга.
- Сравните 1/2 круга и 1/4 круга. Что больше? Сделайте вывод.
- Чем на большее число частей мы делим величину, тем меньше получается одна часть
- Закрепление нового материала.
а) – Откройте учебник на с. 80. и найдите №1 под цифрой 2. Прочитайте задание.
№1 один ученик выполняет у доски, а остальные в тетрадях.
б) - Теперь решим №2 устно.
Каждый, кто справится с работой, получает лепесток зелёного цвета.
- Самостоятельная работа.
Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Отрывается лепесток оранжевого цвета.
На лепестке записано: Самостоятельно решите №3.
а) Самостоятельная работа.
Учащиеся чертят квадрат и делят его на 9 частей.
б) Проверка самостоятельной работы.
- Кто догадался, на сколько частей надо разделить квадрат, чтобы можно было показать и одну третью и одну девятую?
- Ребята, сравните чертёж свой с чертёжом на доске и исправьте ошибки.
На доске примеры выполнения задания. <Рисунок 5>.
Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание.
V. Физкультминутка.
– А сейчас мы все вместе отдохнём и выполним физкультминутку.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
VI. Работа над пройденным материалом.
- Решение задач.
- Лети, лети, лепесток...
Отрывается лепесток фиолетового цвета.
На лепестке записано: Решите задачу.
- Вашему организму нужны витамины. А их много в овощах и фруктах, поэтому я предлагаю решить вам задачу о фруктах.
В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 15кг винограда. Сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет?
-Что привезли в буфет? Сколько привезли яблок? (винограда?)
- Что мы должны узнать? Посмотрите на краткую запись на доске.<Рисунок6>.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Как узнать, сколько привезли яблок?
- А теперь можем найти, сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет?
- Как это сделать
- Запишите решение самостоятельно.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа?
На доске появляется решение задачи.
1) 9 × 2 = 18 (кг) - яблок.
2) 18 + 15 = 33 (кг) – всего фруктов.
или 9 × 2 + 15 = 33 (кг) - всего фруктов.
Тот, кто правильно решит задачу, получает лепесток фиолетового цвета.
- Решение примеров.
Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Отрывается голубой лепесток.
На лепестке записано: Решите примеры №7.
- Давайте вспомним правила выполнения действий в выражениях без скобок.
а) Самостоятельная работа.
- Решите примеры самостоятельно.
Учитель в это время работает со слабыми учащимися.
б) Проверка самостоятельной работы. Работа проверяется коллективно.
- Оцените свою работу и на полях поставьте себе отметку. Поднимите руки у кого 5.
Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание.
VII. Итог урока.
– Вот у нас и закончились волшебные лепесточки. Подходит к концу и наш урок. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- Кто же из вас собрал все волшебные лепестки?
- Прочитайте слово, которое написано на лепестках. Так оценил вашу работу цветик-семицветик, а я ставлю вам 5.
На лепестках написано белой краской слово молодец.
- Дома выполните с. 81 №6 и задание на смекалку.
VIII. Рефлексия.
- У меня картина с вазой для цветов. У вас у каждого на столе по три цветочка: жёлтый, красный и голубой. Если вам урок понравился то вы в вазу «ставите» голубой цветочек, если не очень – жёлтый, а если совсем не понравился - красный.
<Рисунок7>.