Урок математики по теме "Доли. Образование и сравнение долей"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Доли. Образование и сравнение долей.

Цели урока:  

  1. Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли.
  2. Научить сравнивать доли.
  3. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление детей.
  4. Совершенствовать умение решать задачи.
  5. Воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету.  

 Оборудование:

реальные предметы (яблоко, ленточка),
наборы геометрических фигур,
набор равных кругов,
раздаточный материал,
модель цветика-семицветика,
детали цветика-семицветика.

I. Организационный момент

- Ребята, недавно мы с вами читали сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Помните её героев?
К магнитной доске прикрепляется лист ватмана, на котором нарисована девочка  Женя с цветиком – семицветиком в руке. Рядом слова, которые всякий раз повторяла Женя, отрывая очередной лепесток. <Рисунок1>.

- Давайте эти слова прочитаем хором.
- Я предлагаю вам сегодня на уроке поиграть в игру «Цветик-семицветик». В сказке девочка Женя, отрывая лепесток, загадывала желание. И оно в тот же миг сбывалось. У нас тоже есть такой цветок. Давайте посмотрим, поможет ли нам цветик-семицветик справиться с нашими заданиями на уроке.
На доске модель цветка. <Рисунок2>.

- Я читаю слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Вы все хором:

Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...

- Один из вас выходит к доске, отрывает лепесток и читает задание на лепесточке. Мы все его выполняем. Тот, кто первый справится с заданием и даст правильный ответ, получит лепесток такого же цвета. Выполнив одно задание, мы переходим к другому. Кто к концу урока соберёт 7 лепестков, тот сможет прочитать, что написано на этих лепестках.

II. Сообщение темы урока.

Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Один учащийся отрывает жёлтый лепесток.

 На нём задание:  Решите примеры.

Примеры записаны на листах, прикреплённых к доске.

24 : 8 + 30,   6 × 8 – 8,   54 + 20,   42 + 3 × 6

-  Тот, кто правильно решит пример, получает лепесток жёлтого цвета и право перевернуть листок.
Учащиеся решают примеры, переворачивают листы и на доске получается слово «Доли». 

- Вы знаете, что такое доли? А хотите узнать?
- Это слово обозначает название темы, которую мы с вами сегодня начинаем изучать.  На сегодняшнем уроке мы познакомимся с образованием и названием долей. Научимся  их сравнивать.

III. Устный счёт

1.  - Давайте оторвём следующий лепесточек.

Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через  север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

- Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...

Один из учащихся выходит к доске и отрывает лепесток красного цвета.

На лепестке:  Угадайте числа.

- У меня карточки. Здесь записаны примеры и пропущен один из множителей. Вы должны его угадать. 

9 ×  =  81,         4 ×   = 32,          × 5 = 45,       8 ×   = 64
6 ×   = 42,         9 ×   = 72,          × 4 = 36,       9 ×   = 63

- Назовите первый множитель, второй и т. д.
Учащиеся получают за правильный ответ лепесток.

2 

Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...

Следующий ученик отрывает лепесток синий.

На лепестке написано: Запишите числа,  начиная с 5 увеличивая каждое число на 5.

а) Самостоятельная запись чисел.

б) Взаимопроверка.

При  взаимопроверке за правильное выполнение задания учащийся получает синий лепесток.

IV. Работа над новым материалом

 - Задание синего лепестка мы выполнили. Следующий лепесток зелёный.

Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...

Отрывается лепесток и читается задание.

На лепестке написано: Познакомьтесь с тем, как образуются, называются и          
записываются доли  с. 80. Выполните № 1 под цифрой 2  письменно и №2 с устным объяснением.

-  Ребята, если хотите познакомиться с долями  и получить лепесток, то послушайте меня. 

  • Объяснение нового материала.

 - Посмотрите внимательно вот целое яблоко.
(Учитель разделяет яблоко на две равные части.)
- Что я сделала с ним? (Разрезала яблоко на две равные части, или пополам.)
- Сколько получилось половинок?  (Получилось две половины яблока)
- Это целое яблоко, а это половина яблока, иначе говорят одна вторая доля яблока.
- Теперь я разделю кусок ленты на 4 равные части. Что я сделала?
(Разделила на 4 равные части.)
- Каждая полученная часть называется одной четвёртой, так как вся лента разделена на 4 равные части.
- Сейчас мы вместе выполним такую работу. Возьмите круг и разделите его  с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге?  (В целом круге две половины.) <Рисунок3>.
- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? <Рисунок4>.
- Посмотрите на свои круги и скажите, сколько четвёртых  долей в половине круга.
- Записывать доли мы будем так 1/2.

Число, записанное под чертой, обозначает, на сколько равных частей делили круг;  число, записанное над чертой, обозначает, сколько таких частей взяли.

- Обозначьте каждую полученную долю.
Учащиеся на раздаточном материале, а учитель на доске обозначают каждую полученную долю.
- Посмотрите внимательно на свои круги и на те, что у меня на доске.   
Проверьте, правильно ли вы обозначили.
- Вот у нас 1/2 круга, а вот  1/4  круга.
Учитель показывает  1/2  круга и  1/4  круга.
- Сравните 1/2 круга и  1/4  круга. Что больше? Сделайте вывод.
- Чем на большее число частей мы делим величину, тем меньше получается одна часть

  • Закрепление нового материала.

а)  – Откройте учебник на с. 80. и найдите №1 под цифрой 2. Прочитайте задание.
№1  один ученик выполняет у доски, а остальные в тетрадях.

б)  -  Теперь решим №2 устно.

Каждый, кто справится с работой, получает лепесток зелёного цвета.

  • Самостоятельная работа.

Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Отрывается лепесток оранжевого цвета.

 На лепестке записано:  Самостоятельно решите  №3.

а) Самостоятельная работа.

Учащиеся чертят квадрат и делят его на 9 частей.

б) Проверка самостоятельной работы.

- Кто догадался, на сколько частей надо разделить квадрат, чтобы можно было показать и одну третью и одну девятую?
- Ребята, сравните чертёж свой с чертёжом на доске и исправьте ошибки.
На доске примеры выполнения задания.  <Рисунок 5>.
Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание.

V. Физкультминутка.

 – А сейчас мы все вместе отдохнём и выполним физкультминутку.

Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

VI.  Работа над пройденным материалом.

  • Решение задач.

- Лети, лети, лепесток...

Отрывается лепесток фиолетового цвета.

На лепестке записано: Решите задачу.

- Вашему организму нужны витамины. А их много в овощах и фруктах, поэтому я предлагаю решить вам задачу о фруктах.

В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 15кг винограда. Сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет?

-Что привезли в буфет? Сколько привезли яблок? (винограда?)
- Что мы должны узнать? Посмотрите на краткую запись  на доске.<Рисунок6>.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Как узнать, сколько привезли яблок?
- А теперь можем найти, сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет?
- Как это сделать
- Запишите решение самостоятельно.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа?

На доске появляется решение задачи.

1) 9 × 2 = 18 (кг) - яблок.
2) 18 + 15 = 33 (кг) – всего фруктов.
или  9 × 2 + 15 = 33 (кг) - всего фруктов.

Тот, кто правильно решит задачу, получает лепесток  фиолетового  цвета.

  • Решение примеров.

Повторяются слова: Лети, лети, лепесток...
Отрывается голубой лепесток.

На лепестке записано: Решите примеры №7.

- Давайте вспомним правила выполнения действий в выражениях без скобок.

а) Самостоятельная работа.

- Решите примеры самостоятельно.
Учитель в это время работает со слабыми учащимися.

б) Проверка самостоятельной работы. Работа проверяется коллективно.

- Оцените свою работу и на полях поставьте себе отметку. Поднимите руки у кого 5.
Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание.

VII. Итог урока.

– Вот у нас и закончились волшебные лепесточки. Подходит к концу и наш урок.  Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Кто же из вас собрал все волшебные лепестки?

- Прочитайте слово, которое написано на лепестках. Так оценил вашу работу цветик-семицветик, а я ставлю вам 5.
На лепестках написано белой краской слово молодец.

- Дома выполните с. 81 №6 и задание на смекалку.

VIII. Рефлексия.

- У меня  картина с вазой  для цветов. У вас у каждого на столе по три цветочка: жёлтый,  красный и голубой.  Если вам урок понравился то вы в вазу «ставите» голубой цветочек, если не очень – жёлтый, а если совсем не понравился - красный. 

<Рисунок7>.

Приложение