Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

Разделы: История и обществознание


1. Методическое обоснование темы урока:

1.1.Ступень общего образования: ступень среднего (полного) общего образования

1.2.Курс истории: всеобщая история

1.3.Уровень исторического образования: профильный

1.4.Класс: 11

1.5.Место в учебной теме (тематическом блоке): учебное занятие входит в состав темы “Человечество на этапе перехода к информационному обществу (70-е гг. ХХ в. – начало XXI в.)”.

1.6.Актуальность: Глобализация общественного развития – очень важный и противоречивый процесс, происходящий в мире. Интернационализация экономики и образование единого информационного пространства оказывают своё влияние не только на каждую страну мира, но и на судьбу конкретного человека. Ученики должны понимать суть этого процесса, знать его положительные и отрицательные стороны.

1.7.Связь с обязательным минимумом содержания образования: Тема включена в “Примерную программу среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории” и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

2. Развёрнутая целевая установка урока:

2.1.Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока:

Цель:

1.Изучение и осмысление глобализации как сложного и противоречивого явления современности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучить историю вопроса.
  2. Проанализировать содержание документов о глобализации.
  3. Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.
  4. Ответить на вопросы по документу № 2.

Развивающие:

1. Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, сравнения, сопоставления, анализа и синтеза материала.

Воспитательные:

1. Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нём.

3. План изучения новой темы:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
  3. Работа с опережающим заданием
  4. Лабораторная работа с документами.
  5. Корректировка результатов. Выводы.
  6. Объяснение домашнего задания.

4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с документами:

Опережающее задание:

  1. Познакомиться с определениями понятий “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” по различным источникам (энциклопедии, словари, Internet)
  2. Подготовить краткие сообщения на темы “Глобальные процессы в древнем мире”, “Взаимодействие Востока и запада в эпоху эллинизма”, “Распространение мировых религий” и др.

Лабораторная работа:

Задание № 1: Составить кластер по документу №1. “Современный этап глобализации”, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.

Задание № 2: Ответить на вопросы к документу №2 “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”:

  1. Как называется документ, кто его автор?
  2. К какому виду исторических источников относится этот документ?
  3. Можно ли по данному документу сделать вывод о том, что процесс глобализации активно затрагивает Якутию? Аргументируйте свой ответ.
  4. Как автор документа относится к процессу глобализации? Как он оценивает место Якутии в современном мире? Аргументируйте свой ответ.
  5. Какие глобальные проблемы, прежде всего, волнуют автора документа? Согласны ли вы с его мнением?
  6. Какие пути видит автор документа для решения глобальных проблем? Можете ли вы предложить своё решение?
  7. Что нового вы узнали из этого документа о глобализации?

5.Интеграция содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования:

Работа с документом №2 “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”. 

Технологическая карта учебного занятия “Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века”

1 Тема урока

“Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века”

2 План урока
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
  3. Работа с опережающим заданием
  4. Лабораторная работа с документами.
  5. Корректировка результатов. Выводы.
3 Подготовка к уроку Опережающее задание:
  1. Познакомиться с определениями понятий “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” по различным источникам (энциклопедии, словари, Internet)
  2. Подготовить краткие сообщения на темы “Глобальные процессы в древнем мире”, “Взаимодействие Востока и запада в эпоху эллинизма”, “Распространение мировых религий” и др.
4 Ожидаемые результаты
  1. Более глубокое знание учащихся об особенностях процесса глобализации в современном мире.
  2. Умение проанализировать и дать оценку изученным материалам.
  3. Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нём.
5 Методы и формы организации деятельности учащихся Технология развития критического мышления

Лабораторный метод

6 Развитие умений и навыков Исследовательские, аналитические навыки; критическое мышление, умение давать и аргументировать собственную оценку процессов, происходящих в мире.
7 Основные понятия и термины “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы”
8 Оборудование Наборы документов
10. Источники информации Статья В. Хачатурян “Три сценария будущего мира”. История.- 2006, № 18; фрагмент выступления Президента РС (Я) В.А. Штырова на Международной научной конференции ЮНЕСКО “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”. Ангел в ладошке. – 2005, № 8.

Содержание урока (2 учебных часа)

План

Содержание

Время
1.Организационный момент. Объявление темы урока. Настрой учащихся на работу. 2 мин
2.Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы Современную эпоху часто называют временем глобализации, эрой становления глобальной цивилизации. Что мы понимаем под “глобализацией” (вопрос к ученикам, которые должны были в процессе подготовки к уроку найти в различных источниках определения ключевых понятий урока, после краткого обсуждения учитель обобщает всё сказанное)? Глобализация – это возрастающее взаимодействие, взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран мира. Исторически сложившиеся границы начинают размываться, и это проявляется в самых разных сферах. Глобализация создаёт единое мировое экономическое, экологическое и информационное пространство, расширяет культурный обмен. Является ли глобализация явлением исключительно нашего времени? Какие положительные и отрицательные стороны имеет это явление? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. 5 мин
3.Работа с опережающим заданием. Заслушиваем и обобщаем краткие сообщения на темы “Глобальные процессы в древнем мире”, “Взаимодействие Востока и запада в эпоху эллинизма”, “Распространение мировых религий” и др. Работаем с терминами, вывешиваем значение терминов “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” на доске. 15 минут
4.Работа с документами 1.Документ № 1. “Современный этап глобализации” Задание № 1: Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием. 55 мин
1.Документ № 2. “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)” Задание № 2: Ответить на вопросы к документу
5.Корректировка результатов. Выводы. Обсуждение выполненных заданий. Корректировка результатов. Выводы.

 

10 мин
6.Домашнее задание Опираясь на полученные знания построить и обосновать свою модель “Мир в ХХI веке” 3 мин

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Курс лекций для дистанционного обучения. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика // История. №№ 20 – 24, 2006.
  2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю.Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 176 с.
  3. Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // ПИиОШ, 2001. № 3. с.13 – 21
  4. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // ПИШ, № 4, 2000, с. 2 – 8.
  5. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.5. Ге – Да.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.- 256 с.: ил.
  6. Постников П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). Учебное пособие. Образование: исследовано в мире [электронный ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием / под патронажем РАО, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM. RU, 2000 – 2001.
  7. Ропер А. Выбор человечества – глобализация? // История. №18, 2006, с.16 – 21.
  8. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя / Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. М.: Просвещение, 2006.
  9. Хачатурян В. Три сценария будущего мира // История. №18, 2006, с.6 – 15.
  10. Штыров В.А.Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия): Выступление на Международной научной конференции ЮНЕСКО 31 мая 2005 г, Париж, Франция // Ангел в ладошке. – 2005. - № 8. (сентябрь), с.23-27.

Приложение