1. Методическое обоснование темы урока:
1.1.Ступень общего образования: ступень среднего (полного) общего образования
1.2.Курс истории: всеобщая история
1.3.Уровень исторического образования: профильный
1.4.Класс: 11
1.5.Место в учебной теме (тематическом блоке): учебное занятие входит в состав темы “Человечество на этапе перехода к информационному обществу (70-е гг. ХХ в. – начало XXI в.)”.
1.6.Актуальность: Глобализация общественного развития – очень важный и противоречивый процесс, происходящий в мире. Интернационализация экономики и образование единого информационного пространства оказывают своё влияние не только на каждую страну мира, но и на судьбу конкретного человека. Ученики должны понимать суть этого процесса, знать его положительные и отрицательные стороны.
1.7.Связь с обязательным минимумом содержания образования: Тема включена в “Примерную программу среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории” и соответствует обязательному минимуму содержания образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока:
2.1.Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока:
Цель:
1.Изучение и осмысление глобализации как сложного и противоречивого явления современности.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить историю вопроса.
- Проанализировать содержание документов о глобализации.
- Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.
- Ответить на вопросы по документу № 2.
Развивающие:
1. Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, сравнения, сопоставления, анализа и синтеза материала.
Воспитательные:
1. Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нём.
3. План изучения новой темы:
- Организационный момент.
- Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
- Работа с опережающим заданием
- Лабораторная работа с документами.
- Корректировка результатов. Выводы.
- Объяснение домашнего задания.
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с документами:
Опережающее задание:
- Познакомиться с определениями понятий “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” по различным источникам (энциклопедии, словари, Internet)
- Подготовить краткие сообщения на темы “Глобальные процессы в древнем мире”, “Взаимодействие Востока и запада в эпоху эллинизма”, “Распространение мировых религий” и др.
Лабораторная работа:
Задание № 1: Составить кластер по документу №1. “Современный этап глобализации”, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.
Задание № 2: Ответить на вопросы к документу №2 “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”:
- Как называется документ, кто его автор?
- К какому виду исторических источников относится этот документ?
- Можно ли по данному документу сделать вывод о том, что процесс глобализации активно затрагивает Якутию? Аргументируйте свой ответ.
- Как автор документа относится к процессу глобализации? Как он оценивает место Якутии в современном мире? Аргументируйте свой ответ.
- Какие глобальные проблемы, прежде всего, волнуют автора документа? Согласны ли вы с его мнением?
- Какие пути видит автор документа для решения глобальных проблем? Можете ли вы предложить своё решение?
- Что нового вы узнали из этого документа о глобализации?
5.Интеграция содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования:
Работа с документом №2 “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”.
Технологическая карта учебного занятия “Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века”
1 | Тема урока | “Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века” |
2 | План урока |
|
3 | Подготовка к уроку | Опережающее задание:
|
4 | Ожидаемые результаты |
|
5 | Методы и формы организации деятельности учащихся | Технология развития критического
мышления Лабораторный метод |
6 | Развитие умений и навыков | Исследовательские, аналитические навыки; критическое мышление, умение давать и аргументировать собственную оценку процессов, происходящих в мире. |
7 | Основные понятия и термины | “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” |
8 | Оборудование | Наборы документов |
10. | Источники информации | Статья В. Хачатурян “Три сценария будущего мира”. История.- 2006, № 18; фрагмент выступления Президента РС (Я) В.А. Штырова на Международной научной конференции ЮНЕСКО “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”. Ангел в ладошке. – 2005, № 8. |
Содержание урока (2 учебных часа)
План | Содержание |
Время |
1.Организационный момент. | Объявление темы урока. Настрой учащихся на работу. | 2 мин |
2.Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы | Современную эпоху часто называют временем глобализации, эрой становления глобальной цивилизации. Что мы понимаем под “глобализацией” (вопрос к ученикам, которые должны были в процессе подготовки к уроку найти в различных источниках определения ключевых понятий урока, после краткого обсуждения учитель обобщает всё сказанное)? Глобализация – это возрастающее взаимодействие, взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран мира. Исторически сложившиеся границы начинают размываться, и это проявляется в самых разных сферах. Глобализация создаёт единое мировое экономическое, экологическое и информационное пространство, расширяет культурный обмен. Является ли глобализация явлением исключительно нашего времени? Какие положительные и отрицательные стороны имеет это явление? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. | 5 мин |
3.Работа с опережающим заданием. | Заслушиваем и обобщаем краткие сообщения на темы “Глобальные процессы в древнем мире”, “Взаимодействие Востока и запада в эпоху эллинизма”, “Распространение мировых религий” и др. Работаем с терминами, вывешиваем значение терминов “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” на доске. | 15 минут |
4.Работа с документами | 1.Документ № 1. “Современный этап глобализации” Задание № 1: Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием. | 55 мин |
1.Документ № 2. “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)” Задание № 2: Ответить на вопросы к документу | ||
5.Корректировка результатов. Выводы. | Обсуждение выполненных заданий.
Корректировка результатов. Выводы.
|
10 мин |
6.Домашнее задание | Опираясь на полученные знания построить и обосновать свою модель “Мир в ХХI веке” | 3 мин |
Список литературы:
- Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Курс лекций для дистанционного обучения. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика // История. №№ 20 – 24, 2006.
- Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю.Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 176 с.
- Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // ПИиОШ, 2001. № 3. с.13 – 21
- Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // ПИШ, № 4, 2000, с. 2 – 8.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.5. Ге – Да.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.- 256 с.: ил.
- Постников П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). Учебное пособие. Образование: исследовано в мире [электронный ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием / под патронажем РАО, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM. RU, 2000 – 2001.
- Ропер А. Выбор человечества – глобализация? // История. №18, 2006, с.16 – 21.
- Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя / Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. М.: Просвещение, 2006.
- Хачатурян В. Три сценария будущего мира // История. №18, 2006, с.6 – 15.
- Штыров В.А.Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия): Выступление на Международной научной конференции ЮНЕСКО 31 мая 2005 г, Париж, Франция // Ангел в ладошке. – 2005. - № 8. (сентябрь), с.23-27.