Школьный клуб "Знатоков" как средство развития личности ребенка

Разделы: Внеклассная работа


Содержание:

  1. Введение.
  2. Зачем нужен клуб “Знатоков” в школе.
    • Основные направления деятельности клуба;
    • Поиск материалов и организация интеллектуальных игр;
    • Интеллектуальные игры как средство самовыражения ученика;
  3. Прогнозируемый результат.
  4. Заключение.
  5. Рекомендуемая литература.
  6. Приложения.

1. Введение

У всех есть своё определение успешности, самосовершенствования и самообразования. Все хотят быть признанными, принятыми и по достоинству оценёнными в обществе.

В настоящее время школьнику необходимо проявить определенную стойкость, выдержку в преодолении проблем выбора линии поведения в той или иной ситуации.

Как сделать учение плодотворным, превратить школу в источник радости? Это одна из проблем образования. Школа должна жить в мире творчества. Дети должны заниматься не в напряженной, изнурительной обстановке, а в обстановке взаимопонимания и сотрудничества.

Успех в учебе и воспитании учащихся зависит от взаимоотношений учителя и учащихся.

Школа должна способствовать приобретению учеником устойчивой потребности в познании и творчестве. Именно здесь ребёнок может максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, сформироваться как личность.

В этой связи актуальным остаётся вопрос о создании детско-юношеских общественных объединений. В нашей школе в 2005 году был создан клуб “Знатоков природы”, который объединил учащихся неравнодушных к проблеме взаимоотношений природы и человека.

Цели создания клуба:

  • вовлечение детей в общественно полезную деятельность
  • содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей учащихся, их самореализации
  • удовлетворение потребностей и интересов детей,
  • расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма,
  • создание комфортных, творческих и бесконфликтных отношений.

Задачи клуба:

  • повышение активности учащихся.
  • показ моделей организации культурно - досугового пространства.
  • учет и реализация индивидуальных и коллективных интересов, потребностей членов клуба в творчестве, духовном обогащении, в общении.
  • создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся.
  • создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для учащихся.
  • формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями.
  • развитие мотивации к учебе.
  • профилактика правонарушений.

2. Зачем нужен клуб в школе.

Нравственное здоровье и могущество государства зависят не столько от числа кораблей, оборонительных стен, судовых верфей, сколько от неустанной работы по приобретению духовных богатств.

Сократ

В современном российском обществе обострились проблемы в различных сферах: безработица, рост детской преступности, беспризорности, бездуховности. Такого рода явления делают процесс воспитания, формирования личностных качеств еще более сложным. Наступило время иной педагогики, других стратегий образования и принципиально иных образовательных технологий.

Социальная политика государства в области учебно-воспитательного процесса отражена в ряде государственных нормативных документов: “Закон Российской Федерации “Об образовании”, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” и других документах.

Средством реализации этой политики, наряду со многими другими, является работа школьного клуба “Знатоков”, объединяющего учащихся разных возрастных групп, преподавателей различных предметов, на основе содружества и сотворчества, позволяющего добиться качественного улучшения образовательного процесса, в том числе посредством использования новой педагогической технологии “Обучение на коммуникативной – познавательной основе”.

“Духовную полноту и насыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию, радости знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо и скучно, если он не чувствует себя достаточно способным реализовать свои возможности”[2, с.7].

Изначально членами клуба стали учащиеся 7-х классов, желающие совместно участвовать в мероприятиях, осуществлять поездки с целью изучения историко-культурных и природных достопримечательностей края. Проведение разноплановых мероприятий способствовало расширению состава участников клуба и формированию устойчивого творческого объединения учащихся 5-11 классов, педагогов, родителей.

год

Количество человек

Постоянные

Участники различных мероприятий

2005

11

17

2006

14

20

2007

18

26

2008

23

30

2009

37

47

Таблица 1. Занятость детей в работе клуба

2.1. Приоритетные направления в работе клуба:

Патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое, “общение”, “интеллект”, трудовое, “досуг”, “семья”, профориентационное. Основное содержание каждого из направлений см. в приложении.

2.2. Поиск материалов и организация интеллектуальных игр.

…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще кое-что замечательное кроме уроков…

В.А. Сухомлинский

Радость успеха – могучая сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива, достойного человека. Участие школьников в клубных мероприятиях, играх, программах активизирует их. Активность учащихся позволяет лучше познать себя, раскрыть свои возможности, развить коммуникативные навыки, повысить свой интеллект. “Формы учебно-воспитательной работы – это определенный порядок организации конкретных ситуаций, совокупность организаторских приемов и средств, направленных на решение определенных педагогических задач” [3. с.42].

Основные формы работы клуба: поиск материалов, организация и проведение игры. Ключевое место в поиске материалов занимает экскурсия.

Экскурсия – от латинского excursio – поездка. Это коллективное посещение чего-либо (музея, выставки, мемориала и т.п.), поездка куда-либо с образовательной, познавательной целью [4.с.1516].

Она решает многие задачи учебно-воспитательного процесса: образовательную, воспитательную, развивающую. Этот вариант общения благотворно влияет на формирование эстетических, гуманистических, мировоззренческих качеств личности.

Во время экскурсии учащиеся получают знания с помощью большого количества иллюстрированного материала. Информация, которую получают дети носит научный характер. Работа детей во время таких занятий способствует развитию мышления, слуховой, зрительной памяти, самостоятельному изучению материала.

После экскурсий определяется тема для очередной игры и начинается поиск информации в сети Интернет и по специальной литературе.

По завершении подготовительного этапа начинается игра.

2.3. Интеллектуальная игра как средство самовыражения ученика

Интеллектуальные игры всегда проводятся по определённым правилам (они похожи на правила одноименных ТВ игр). Место проведения – школьный актовый зал, который празднично оформляется. Подбирается музыкальное сопровождение. Всё делается для создания праздничной, торжественной обстановки.

3. Прогнозируемый результат

  • Развитие коммуникативной культуры учащихся.
  • Углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, МХК, музыке…).
  • Развитие учебных навыков, в том числе исследовательских.
  • Развитие творческих способностей, получение профессионального образования (по выбору).
  • Сплочение детского коллектива, складывание и утверждение традиций.
  • Развитие мотивации к изучению.
  • Повышение уровня культуры учащихся.
  • Развитие монологической речи учащихся.
  • Активизация жизненной позиции ребенка.
  • Формирование навыков организации школьников.

4. Заключение

Учеба в школе порой не всегда приносит радостные эмоции, т.к. не всегда учитывается состояние здоровья детей, их чрезмерную перегруженность, материальную обеспеченность родителей и реальную возможность всестороннего развития личности.

Цель создания клуба достигнута – вовлечение детей в общественно - полезную деятельность (Таблица 1). Произошли качественные изменения в развитии личности учащихся, о чем свидетельствуют такие позитивные показатели, как открытость в общении, умение вести диалог, готовность к сотрудничеству, разнообразие форм и методов работы обеспечили каждому участнику клуба возможность самореализации.

  1. произошел рост активности учащихся в классных, школьных мероприятиях и во время уроков.
  2. Эффективность работы клуба обеспечил учет и реализацию индивидуальных и коллективных интересов, потребностей членов клуба в творчестве, духовном обогащении, в общении.
  3. Созданы условия для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся.
  4. функционирование клуба на базе школы способствует благоприятному социально-психологическому климату в целом во всем школьном коллективе.
  5. формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями.
  6. Ситуация успеха, создаваемая в клубе, является одним из действительных средств повышения успеваемости.
  7. профилактика правонарушений и вовлечение “трудных” подростков в работу клуба привела к уменьшению количества детей, стоящих на учете.

Рекомендуемая литература

  1. Латышина Д.И., Сухомлинский В.А. “О воспитании”. М.: Школьная пресса, 2003 г.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003 г.
  3. Диреклеева Н.И.Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2003 г.
  4. Большой толковый словарь русского языка. С.П.: Норинт, 1998 г.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. УМП для учителей, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК. М.: Учитель, 2000 г. с. 192.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, преподавателей учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Учитель, 2007 г. с. 288.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. УП для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС. 2005 г. с. 256.
  8. “Классный руководитель” М.: Образование. 2005г.№3.
  9. “Заместитель директора по воспитательной работе”. М.: Педагогический поиск. 2005 г.№3.
  10. “Воспитание школьников”. М.: Образование. 2005 г. №№ 4, 8.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4