Цели урока:
- Провести урок-обобщение по творчеству А.С. Пушкина в нестандартной форме (урок-салон);
- Воспитание любви к родному краю, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись;
- Выработка навыков выразительного чтения.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, свечи, подсвечники, проигрыватель, пластинки: П.И. Чайковский “Времена года”, “вальс снежных хлопьев”, стихи поэта в грамзаписи: “В тот год осенняя погода…”, диафильм “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”, фильмоскоп, кроссворд по теме, учебники, тетрадь.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
- Здравствуйте. Сегодня, в столь ранний час, мы приглашаем Вас в салон, посвященный творчеству Александру Сергеевича Пушкина (1799-1837). У каждого возраста свой Пушкин. Для отрока – Пушкин-рассказчик, увлекающий захватывающим повествованием о благородном разбойнике Дубровском, о переменчивой судьбе Петра Гринева, попавшего в самую массу трагических событий пугачевского бунта.
Для юноши Пушкин – историк и философ и, конечно, лирик, пробуждающий гуманные чувства.
А для маленького читателя Пушкин – прежде всего – сказочник и пейзажист.
- И сегодня мы, ученики 4А класса и хозяйка салона – Марина Александровна, приглашаем Вас на встречу с пушкинской пейзажной лирикой, с Пушкиным-пейзажистом.
“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух…”“И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…”
А.С. Пушкин.
Зажигаются свечи.
2. Комплекс упражнений по обучению оптимальному чтению.
а) постановка дыхания при чтении (“Правильное дыхание – это здоровье”).
Упр.1. И.п. – Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох – на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя (на счет 1-3). Выдох на счет 1-5.
Упр. 2. И.п. – то же. На счет 1-2 глубокий вдох (про себя). На счет “раз” - задержка. Выдох – плавный счет от 1 до 10 или от 1 до 15, 20, 25,30.
Упр. 3. И.п. – то же. Глубокий вдох на счет 1-3 (про себя). Задержка на “раз” (про себя). Медленный плавный выдох на звуках [ф], [с], [ш] (сначала можно отдельно, а затем подряд).
Упр. 4. И.п. – то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. (Длинные скороговорки идут с добором воздуха).
От топота копыт пыль по полю летит.
б) развитие артикуляции (речевого аппарата).
“Лошадка”. Пощелкать кончиком языка (можно беззвучно). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
в) постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций. “Мороз и солнце; день чудесный!”
- прочитать удивленно;
- прочитать равнодушно;
- с восторгом;
- с негодованием;
- с вопросом;
- прочитать так, как показывает маска (радость,
страх).
г) развитие памяти.
Открываю слова на 1-2 секунды для запоминания.
- Что запомнили?
позёмка | снег |
метель | весна |
вьюга | ручьи |
буря | побежала |
зазеленела |
3. Знакомство с биографией А.С. Пушкина (ученики рассказывают у доски).
№1. - 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.
№2. – Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, “светский человек”, страстный любитель поэзии.
№3. – Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагимова Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.
№4. – Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдунами.
№5. - Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний были книги. Читал Александр много и жадно.
№6. – Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди – Василия Львовича – Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву. Детство кончилось. Он ехал в Лицей.
№7. – Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском селе. Пушкин провел здесь шесть лет. В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. 31 мая 1817 года Александр заканчивает Лицей и переезжает в Петербург.
Просмотр кадров диафильма “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”.
4. Чтение стихов наизусть (пройденных):
5. Чтение стихов по учебнику:
Физминутка.
- Закройте глаза, опустите голову на парту. Вспомните первый снег (включаю музыку).
6. Знакомство с новым стихотворением А.С. Пушкина “В тот год осенняя погода…”.
а) подготовка к чтению.
- Каким вы запомнили первый снег?
- Что показалось особо красивым в зимней природе? (дети делятся впечатлениями).
б) чтение стихотворения учителем:
- Послушайте одно из стихотворений Пушкина. Оно , но и поможет каждому из нас научиться более внимательно вглядываться в окружающий мир, быть более внимательным и чутким к родной природе.
в) первичное восприятие:
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- А как вы думаете, ребята, любит ли поэт русскую землю? Откуда это видно? (Пушкин описывает зиму с любовью).
г) повторное чтение стихотворения учащимися (пометка непонятных слов).
Словарная работа:
- куртины;
- кровли;
- устланные горы.
д) повторное чтение стихотворения учителем;
- Вам нужно карандашом расставить паузы.
е) прослушивание грамзаписи;
ж) чтение стихотворения хором (в половину голоса);
- Каким должно быть чтение? (удивленно-радостное).
з) конкурсное чтение стихотворения;
и) “Живая картина” (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
к) озаглавливание стихотворения
- Как еще можно озаглавить? (“Первый снег”, “Долгожданный снег”, “Ранним утром”, “Поздняя осень”).
7. Конкурс рисунков.
- А сейчас мы приглашаем Вас посетить вместе с нами выставочный зал.
8. Конкурс сочинений (о Пушкине) “Пушкин в моем сердце”.
9. Обобщение.
- Независимость Пушкина не нравилась царским чиновникам, и они создали вокруг него атмосферу ненависти, лжи и клеветы. И тогда терпению поэта пришел конец. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую он любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии. Дуэль была назначена на Чёрной речке (пригород Петербурга). Дантес выстрелили первым. Пушкин упал… Он был тяжело ранен.
29 января в 2 часа 45 минут дня Пушкина не стало.
Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира.
Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета. Они звучат как музыка.
10. Разгадывание кроссворда “А.С. Пушкин – солнце русской поэзии”.
Р У С С К О Й П О Э З И И
- Что мы сегодня изучали? (стихи)
- Мал малышок, а мудрые пути указывает. (перо)
- Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
- Без языка, без голоса, а все рассказывает. (книга)
- Не часы, а тикает. (сердце)
- Есть клен, есть и он,
Есть и платье на нем,
Есть и шапка с бобром. (портрет).
“Солнце русской поэзии” – так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.
- А сейчас будут звучать стихи А. Пушкина.
10. Итог урока.
Домашнее задание: стихотворение наизусть. Оценивание.
- Наш урок подошел к концу. Урок, который мы посвятили памяти А.С. Пушкина.