Урок литературного чтения по теме "Б.С. Житков «Как я ловил человечков»", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Задачи:

  • учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;
  • развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра, пересказ содержания отрывка художественного текста;
  • формировать нравственные убеждения.

Оборудование:

  • учебник;
  • карточки;
  • потрет автора;
  • книги Б. С. Житкова.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?

2. Актуализация знаний

1) Об авторе

- Кто автор произведения, прочитанного вами дома?

- Что вы о нем раньше знали?

- Кто еще нашел информацию о Житкове?

Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.

2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

Тестирование

Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” - “+”, “неверно” - “?”.

“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко”
“Я заснул с радостью”
“Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”
“Я ночью даже слышал какую-то возню”
“Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

3) Что было неясно при чтении?

Лексика:

Корма – задняя часть судна
Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

- Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”?

4) Постановка проблемы

- Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?

(Дети высказывают свое мнение)

- Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока.

- Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения.

3. Анализ содержания произведения

1) От чьего имени идет повествование?

- Назовите предмет его обожания.

- Прочтите, как выглядит пароходик.

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.

- Какое из данных средств художественной выразительности отметили

(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

2) Ролевая игра

- Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

- Как будет бабушка разговаривать с внуком?

- А внук?

- Кто сможет сыграть эти роли?

(Дети играют)

- Как называется разговор двух героев?

(Диалог)

- Ребята справились с ролью?

3) Фантазии Бори

- Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.

(Дети читают вполголоса: “… И наверное в нем живут человечки…”)

- Каким вы представляете героя?

(Фантазер, исследователь.)

- Проследим, как развиваются его фантазии

Выборочное чтение:

“… тихонько зашуршало…”
“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”

- Что еще использует Боря в своей фантазии?

(Обман)

4) Оценка поступка героя

- Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.

Игра “Репортаж с места события”

- Кто ведет репортаж?

(Корреспондент.)

- Кто еще участвует?

(Свидетели, очевидец события.)

- Что они должны делать?

(Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

- Что можно использовать для ответов?

(Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

Корреспондент:

- Что вы увидели на месте события?

- Слышал ли он какие-то звуки?

- Как он узнал, что внутри тихо?

- Где он взял нож и для чего?

- Легко ли ему было поднять палубу?

- Как поступил Боря?

- С какой целью он это сделал?

- Увидел ли он кого-либо?

- Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?

- Ребята справились с диалогом?

4. Итог

1) Графическая мимика:

- Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?

(Это его мимика)

- Какая?

- В каком месте рассказа у героя был восторг?

- В каком месте рассказа – печаль?

- Кто и почему изменил ему настроение?

2) Вернемся к проблеме

- Зачем автор написал рассказ?

ак не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

(Не нарушать данное слово)

5. Домашнее задание

1 вариант – рассказать о реликвии в вашей семье.

2 вариант – продолжить фантазии Бори.