Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.
Задачи:
- учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;
- развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра, пересказ содержания отрывка художественного текста;
- формировать нравственные убеждения.
Оборудование:
- учебник;
- карточки;
- потрет автора;
- книги Б. С. Житкова.
1. Организационный момент
Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?
2. Актуализация знаний
1) Об авторе
- Кто автор произведения, прочитанного вами дома?
- Что вы о нем раньше знали?
- Кто еще нашел информацию о Житкове?
Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.
2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?
Тестирование
Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” - “+”, “неверно” - “?”.
“Я стал ждать, не поглядит ли кто
из них в окошечко”
“Я заснул с радостью”
“Слез со стола, рукавом затер, что ногами
наследил”
“Я ночью даже слышал какую-то возню”
“Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”
3) Что было неясно при чтении?
Лексика:
Корма – задняя часть судна
Сени – в деревенских избах помещение между жилой
частью дома и крыльцом
Модель – образец изделия, уменьшенный или
сделанный в натуральную величину.
- Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”?
4) Постановка проблемы
- Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?
(Дети высказывают свое мнение)
- Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока.
- Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения.
3. Анализ содержания произведения
1) От чьего имени идет повествование?
- Назовите предмет его обожания.
- Прочтите, как выглядит пароходик.
- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.
- Какое из данных средств художественной выразительности отметили
(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)
- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.
2) Ролевая игра
- Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.
- Как будет бабушка разговаривать с внуком?
- А внук?
- Кто сможет сыграть эти роли?
(Дети играют)
- Как называется разговор двух героев?
(Диалог)
- Ребята справились с ролью?
3) Фантазии Бори
- Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.
(Дети читают вполголоса: “… И наверное в нем живут человечки…”)
- Каким вы представляете героя?
(Фантазер, исследователь.)
- Проследим, как развиваются его фантазии
Выборочное чтение:
“… тихонько зашуршало…”
“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”
- Что еще использует Боря в своей фантазии?
(Обман)
4) Оценка поступка героя
- Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.
Игра “Репортаж с места события”
- Кто ведет репортаж?
(Корреспондент.)
- Кто еще участвует?
(Свидетели, очевидец события.)
- Что они должны делать?
(Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.)
- Что можно использовать для ответов?
(Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)
Корреспондент:
- Что вы увидели на месте события?
- Слышал ли он какие-то звуки?
- Как он узнал, что внутри тихо?
- Где он взял нож и для чего?
- Легко ли ему было поднять палубу?
- Как поступил Боря?
- С какой целью он это сделал?
- Увидел ли он кого-либо?
- Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?
- Ребята справились с диалогом?
4. Итог
1) Графическая мимика:
- Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?
(Это его мимика)
- Какая?
- В каком месте рассказа у героя был восторг?
- В каком месте рассказа – печаль?
- Кто и почему изменил ему настроение?
2) Вернемся к проблеме
- Зачем автор написал рассказ?
(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.
(Не нарушать данное слово)
5. Домашнее задание
1 вариант – рассказать о реликвии в вашей семье.
2 вариант – продолжить фантазии Бори.