Для 5-го класса:
Цель урока:
- систематизация и обобщение изученного материала и проверка уровня усвоения данной темы.
- развитие умения и навыков применения формул площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда.
Ход урока.
I. Устная работа.
1) Работа с моделью прямоугольного параллелепипеда (один учащийся рассказывает и показывает все элементы прямоугольного параллелепипеда, а остальные учащиеся задают вопросы, дополняют ответ)
2) По готовому чертежу на доске учащиеся отвечают на вопросы:
- Назвать рёбра, равные АК.
- Назвать рёбра, выходящие из вершины К.
- Назвать грань, равную КРМЕ.
- Назвать грани, которым принадлежит вершина А.
- Что нужно знать, чтобы вычислить площадь всей поверхности параллелепипеда?
- Вычислите площадь всей поверхности данного параллелепипеда.
- Как находится объём прямоугольного параллелепипеда?
- Вычислите объём данного параллелепипеда.
- А если это аквариум, то сколько литров воды потребуется, чтобы наполнить его полностью?
II. Практическая работа (в тетрадях для практических работ).
По готовым моделям вычислить площадь и объём прямоугольного параллелепипеда (модели раздаются учащимся). После проверочной работы учащиеся сдают тетради.
На доске план:
- Запиши номер модели.
- Сделай необходимые измерения для вычисления площади полной поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда.
- Запиши эти измерения.
- Вычисли по своим данным площадь полной поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда.
Те учащиеся, которые быстро справятся с работой, начинают работать по карточкам.
Подвести итог I части урока
III. Проверочный тест (на отдельных листках).
Первый вариант |
Второй вариант |
1)Объём прямоугольного параллелепипеда 60м3.Его длинна 5м, ширина 4м. Найдите высоту. а)3м; б)3м2; в)4м; г)20м. 2)Комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Ширина равна 3м, длина в 2 раза больше, а высота на 2м меньше длины. Чему равен объем комнаты? а)54м3; б)18м3; в)22м3; г)72м3. 3)Из кирпичей, длина которых 30см, ширина 10см, высота 5см, сложили куб, ребро которого равно 120см. Сколько кирпичей было на это затрачено? а)64; б)1728; в)1152; г)1056. |
1)Объём прямоугольного параллелепипеда 160м3. Его длинна 5м, ширина 4м. Найдите высоту. а)20м; б)8м; в)8м2; г) 5м. 2) Комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Ширина равна 4м, длина в 2 раза больше, а высота на 5м меньше длины. Чему равен объем комнаты? а)39м3; б)36м3;в)50м3; г)96м3. 3) Из кирпичей, длина которых 30см, ширина 10см, высота 5см, сложили куб, с ребром равным 150см. Сколько кирпичей было на это затрачено? а)125; б)3375; в)12000; г)2250. |
IV. Если останется время после того, как сделали работы, разобрать устно задачи из теста.
V. Итог урока: еще раз повторить как вычисляется площадь и объем прямоугольного параллелепипеда и в каких единицах измеряется. Оценить устную работу учащихся.
Для 6-го класса:
Задачи урока: сформировать прочные знания по теме «Масштаб», уметь определять масштаб и его вид, применять эти умения при решении практических задач.
Ход урока:
Ι этап урока (20-25мин.)
ведет учитель математики
ΙΙ этап урока (20 мин.) ведет учитель
географии.
Ι. Вводная часть: математика тесно связана с другими предметами (науками), например с физикой, химией, историей и даже русским языком. Сегодня мы проведем необычный урок; мы попытаемся соединить два предмета: математику и географию и осуществим путешествие в страну «Масштабию».
ΙΙ. Устная разминка:
Вопросы:
- Что такое масштаб?
- Где используется это понятие?
- Известно М. 1:1000
На плане |
1 см |
? |
10см |
На местности |
? |
25 м |
? |
Пропорциональны ли размеры на плане и на местности? Какая это пропорциональность?
4. Что означает масштаб 10:1; 50:1; 4:1.
В каких случаях применяется такой масштаб?
а) деталь имеет длину 2см. Какова длина детали на плане, если масштаб 3:1?
б) длина крыла насекомого, нарисованного в масштабе 50:1, равна 15см. Какова длина крыла в действительности?
ΙΙΙ. Решение задач (проблемных)
№1. Школьный стадион имеет форму прямоугольника со сторонами 100м и 65м. Поместится ли на тетрадной странице его изображение в масштабе 1:500? (Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления и говорят ответ).
№2. На одной стороне реки у дверей замка расположился дозорный (т. В), а по другую сторону реки (в т. А и С) еще двое дозорных, расстояние между которыми 200м. Известно, что угол ВАС равен 30° , угол АСВ равен 70°. Каково расстояние от т. А и т. С до т. В. (т.е. необходимо найти расстояние до недоступной точки).
На доске вывешен плакат с изображением замка, реки и мест нахождения дозорных. Перед учащимися стоят задачи: 1) выбрать удобный масштаб; 2) построить в тетрадях треугольник АВС по двум углам и стороне между ними; 3) Измерить отрезки АВ и ВС; 4) используя выбранный масштаб, узнать расстояние на местности; 5) если учащиеся предложат несколько масштабов, то выполнить эту работу на 2 варианта и выяснить, какой из них более удобный.
Подвести итог Ι части урока.
ΙV. Итак, ребята, давайте вспомним то, что мы изучали на уроках географии. Я уже вам говорила, что география – это наука, которая тесно взаимодействует с историей, литературой и конечно, с математикой. Как переводятся слова «география» и «геометрия»? («землеописание» и землемерие»). Какая связь между этими понятиями?
Проблемное невыполнимое задание: начертить в тетрадях план нашего пришкольного участка в натуральную величину.
- Почему не можете начертить план?
- Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?
- Посмотрите на карту. Что можете сказать о реках, озерах, морях? Но как выразить уменьшение?
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
(назвать и показать на карте)
Численный а) какой масштаб крупнее? 1:20000 или 1:70000 1:700000 или 1:200000 1:4000000 или 1:2000000 б) какой масштаб мельче? 1:830000 или 1:83000000 1:1000000 или 1:00000 1:20000 или 1:1000 Вывод: чем крупнее масштаб, тем местность изображена более подробно. |
Именованный а) определите длину школьного сада, если на плане его длина 4см, М:1:10 Решение: 4*10=40м. Вывод: чем больше масштаб, тем меньше площадь. |
Линейный а) зная масштаб, определите расстояние 1) от Москвы до Киева 2) от Якутска до Читы б) Задача: Найдем на карте географические координаты 57°с.ш. и 62°+1см на запад + 1500см на восток. Укажите город, который мы нашли. (Нижневартовск) |
После выполнения устной работы, учащимся раздаются индивидуальные карточки (письменная срезовая работа по нахождению масштаба).
При подведении итога урока используется кроссворд.
V. Домашнее задание: Внимание! Конкурс! Мы нашли план, но нижний край листа не сохранился. Как определить масштаб этого плана?
VI. Итог урока. Все трудности связаны от неумения, незнания, а это порождает нежелание преодолевать самые элементарные трудности. Водителю, геологу, строителю, швее требуются знания и математики, и географии: куда поехать надо знать не только карту автодорог, уметь по ней ориентироваться, но и рассчитать, сколько километров и времени нужно преодолеть. Итак, масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане.