Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века, показав, что на её развитие повлияли и процесс индустриализации, разрушивший традиционные ценности, представления людей и общественное движение начала XX века

Задачи урока:

  • Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;
  • Продолжить формирование умения, детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;
  • Формирование эстетического вкуса старшеклассников.

Оборудование урока:

  • видеоряд картин В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова, К. Кончаловского, М.Сарьяна, К.Петрова-Водкина, Л.Лансере;
  • Звукозаписи романсов на стихи И.Северянина, А.Ахматовой;
  • Звукозаписи произведений А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Стравинского.
  • Презентация Приложение 1

Эпиграф:

"Искусство - есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие тайны людям". (Л.Толстой)

План урока

  1. Условия развития русской культуры конца XIX - начала XX века.
  2. Философские искания (на примере Н.А. Бердяева)
  3. Реализм эпохи "Серебряного века"
  4. Новые направления в художественной культуре.
  5. Музыкальная жизнь.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Тестирование по теме: "Серебряный век русской культуры"
  8. Домашнее задание.

Ход урока

Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития русской культуры)

Учитель: - Так же как и сейчас сто лет назад наша страна переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни но и в духовном состоянии общества. Рушились традиционные ценности и представления людей. О добре и зле, истине и лжи прекрасном и безобразном. Все они требовали пересмотра.

Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XIX - начала XX века?

Ответ учащихся: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.

Философские искания

Учитель: - Ситуация в России в начале XX века - становление думской монархии, революция I905-I907г.г. стимулировала философские размышления, целью которых являлась выработка общероссийской идеи. Традиционная триада "православие, самодержавие и народность", потеряла общенациональное значение. Поиски возглавляла группа выдающих философов и правоведов, объединившихся вокруг сборника "Вехи", среди них был Николай Бердяев.

Задание: В чем сущность позиции Бердяева в отношении исторического пути и будущности России?

(Сообщение о Н.А.Бердяеве и ответ на поставленный вопрос)Приложение1

Реализм эпохи "Серебряного века"

Учитель: - Философские поиски смысла жизни наложили отпечаток и на развитие литературы.

Вопрос: Какие направления в русской литературе этого периода вам известны?

Ответ учащихся: Реализм, различные школы модернизма, революционный романтизм.

Учитель: - Вспомните авторов XIX - начала ХХ века, о которых речь шла на уроках литературы.

Живым олицетворением классической реалистической литературы был Л.Н.Толстой. В конце XIX века в свет вышел последний роман знаменитого писателя " Воскресение". В нем писатель разрабатывает тему нравственного падения и духовного воскрешения личности, выступает как страстный обличитель общественного зла. Роман послужил одной из причин отлучения всемирно известного писателя от церкви. Представителями классического реализма были также А.П.Чехов, А.Куприн, В.Короленко и др.

Новая революционная тенденция в литературе связана с именем М.Горького. Истинную красоту Горький видел в служении людям, облагораживающем личность. Об этом он говорил в ранних рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", в романтических легендах Данко - высоко гуманистический образ героя, вырвавшего из своей груди сердце, чтобы пламенеющим факелом осветить путь людям. С глубокой убежденностью Горький в своих произведениях утверждает веру в человека.

Учитель: Вершиной реализма в русской живописи начала ХХ в. явилось творчество В.А.Серова, который развивал традиции своих учителей, обобщил традиции передвижничества и одновременно придавал своим образам широкий общечеловеческий смысл.

(Сообщения учащихся)

Учитель: Живопись его отличали чистые краски характерные для импрессионистов. В годы первой русской революции он создает портреты выдающихся представителей русской демократической интеллигенции - А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, в которых утверждал как важную нравственную категорию служение своему народу.

(Работа с иллюстрацией "Портрет М.Н. Ермоловой") Приложение1

 Новые направления в русской художественной культуре.

Учитель: Начало XX века было временем появления ярких творческих индивидуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды принадлежащих к разным направлениям (символизм, футуризм, акмеизм, абстракционизм.)

Вопрос: - Вспомните сущность новых художественных направлений?

Ответ учащихся: символизм - направление в искусстве, сосредоточенное на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей находящихся за пределами чувств, восприятий,

  • футуризм - направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание современной урбанистической цивилизации.
  • акмеизм - направление в искусстве, для которого характерен возврат к материальному миру, предмету, стихии естества к точному значению слова.

Учитель: - В русское искусство вошел образ Вселенной - необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни смерти желали прикоснуться многие. Необычайно силен был и культ чувства любви, интимной к Богу и России.

 (Сообщения учащихся о творчестве М. Врубеля) Приложение1

 Учитель: - Врубель любит наблюдать людей, любит природу. В имении своих родственников, где он работал некоторое время, по вечерам брал ружье и уходил на охоту. Но настоящей целью прогулок было наблюдение красок при закатном освещении. Фантастически преображенные краски появлялись на его полотнах. Как, например, "Царевна-лебедь".

(Сообщение по картине "Царевна-лебедь") Приложение1

 Задание: - Какое впечатление производит картина? Какое настроение передает? Какими средствами?

Ответ учащихся: Картина написана холодными светящимися красками, центром её является сама царевна-лебедь, едва умещающаяся на полотне, в ограниченном водном пространстве. Картина создает ощущение несвободы неуверенности, характеризуя настроение многих представителей творческой, интеллигенции сложного и трудного для России времени.

Вопрос: К какому направлению можно отнести картины Врубеля?

Ответ учащихся: символизм

Учитель: - В литературе символизм представлен творчеством раннего Блока

(Чтение стихотворения "Мы встречались с тобой на закате") Приложение1

Учитель: - Развитие русской художественной культуры неотделимо от общеевропейских традиций того времени. Например, толчок становлению Борисова-Мусатова как живописца дал французский импрессионизм. Художник пленился его световоздушными эффектами, помогающими запечатлевать ускользающие мгновенья, сиюминутные впечатления. Но по мере творческого роста Борисова-Мусатова, его стиль все более приближался к русскому символизму. Его живопись трудно передать словами.

 (Сообщение уч-ся по репродукции картины "Водоем") Приложение1

Учитель: - Особым путем идет в искусстве К.С.Петров-Водкин. В I9I2 году на выставке "Мира искусства" экспонируется ставшая сенсацией его картина "Купание красного коня". Художник уходит от обыденности сюжета.

(Сообщение по картине "Купание красного коня")Приложение1

Вопрос: - Какими средствами выражает он главную мысль произведения?

Ответы учащихся: - Языком искусства художник передал мироощущение передовых кругов общества, живших ожиданием грядущих перемен.

Учитель: Загадочное слово авангард!

Новаторство во всех областях искусства обновление его - таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства творцов искусства будущего. Под этим лозунгом родился футуризм, объединяя художников, поэтов, композиторов верой пусть наивной, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой. Объединение московских художников-футуристов носило дерзкое название "Бубновый валет". Участники "Бубнового валета" отрицали в своих работах не только романтизм и реализм, но и прекрасную ясность "Мира искусства" психологизм "Голубой розы" и импрессионизм Врубеля и Борисова-Мусатова. В основу новой эстетики был положен предмет как таковой.

(Сообщение о картинах П.П. Кончаловского "Натюрморт", "Сирень") Приложение1

Учитель: - В поэзии футуристам был молодой В.В. Маяковский, бунтарь против традиционных форм и образов

 (Чтение стихотворения В. Маяковского "Нате")Приложение1

 Учитель: Человеческая память несовершенна, часто недолговечна, особенно опасно, когда такое случается с политиками или правителями. И, лишь искусство обладает особой способностью воскрешать образ прошлого, давать ему новую жизнь. Вспомните, Европейское Возрождение озарено светом титанов античности.

Эта устремленность отразилась в творчестве мастеров художественного объединения "Мир искусства", и в произведениях поэтов-акмеистов, и в архитектурном модернизме и музыке. Начнем с поэзии

 (Чтение стих.Анны Ахматовой "Я научилась просто, мудро жить") Приложение1

 Учитель: - Перечитывали великую книгу истории страны, культуры и российские художники, вписывая в неё свои прекрасные страницы.

 (Анализ картины Е. Лансере "Императрица Елизавета Петровна") Приложение1

 Музыкальная жизнь.

 Учитель: - В новых исторических условиях продолжал традиции русской музыки и прежде всего близкого ему по духу П.И.Чайковского, С.В.Рахманинов.

 (Сообщение о музыкальном творчестве Рахманинова и прослушивание звукозаписи фрагмента из симфонической поэмы "Остров мертвых") Приложение1

 Закрепление нового материала

 Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей "серебряного века" русской культуры Века, который соединяет прошлое и будущее России.

Вопрос: - Каково значение "серебряного века" для современников и потомков?

Вывод: При всем многообразии вкусов и стилей деятелей искусства объединяла боль за судьбу России, катящейся в пропасть. Они вместе с ней страдали и искали выход из тупика. В настоящее время очень важно восстановить культурную память народа. По мере узнавания собственной истории мы будем все пристальней всматриваться в современную жизнь, все более размышлять о вечных борениях добра и зла, скорбить об утратах прошлого и мечтать о новом российском Возрождении и прежде всего культурном.

Тестирование по закреплению нового материала. Приложение2

 Домашнее задание: параграфы 24-25