Цели: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках, развивать у детей любовь к пушкинскому слову, умение внимательно работать с текстом, рассуждать и обсуждать прочитанное.
Игра способствует развитию памяти, внимания, мышления, повышает интерес учащихся к урокам литературного чтения.
Учащиеся покажут знание сказок, умение коллективно думать и отвечать на вопросы.
Дети научатся творчески осмысливать прочитанные произведения, создавать сюжеты для инсценировки, находить для себя новую информацию в неизвестных областях.
Форма проведения: интеллектуальная игра «Брэйн – ринг».
Методы: индивидуальная и групповая деятельность.
Подготовительная работа: изучить литературу по теме, разработать вопросы к игре, разделить класс на команды, придумать название команд, подготовить призы победителям.
Оборудование: записи для музыкальных пауз и конкурсов, световой сигнал для каждой команды, призы для всех участников в игре и для победителей, сцена для театра теней, фигурки персонажей для театра теней.
Ход игры:
- Вступительное слово учителя.
- Игровая программа.
- Подведение итогов игры, награждение победителей.
Проведение игры
На доске плакаты:
- «Что наша жизнь? Игра…»А. С. Пушкин
- «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»А. С. Пушкин
- «О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг». А. С. Пушкин
Под музыку начинается урок
I. Вступление.
Пушкин А. С.! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые услышали его в раннем детстве, еще не умея читать, уже повторяем со слов бабушки и мамы:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
II. Сказочница.
Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает,
Где шумит волна морская, нас туда зовет.
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
III. На сцену выходит Кот со словами:
Говорят Коты и Кошки
Любят греться на окошке,
Любят сливки и печенье,
Но не любят приключенья.
Я – совсем наоборот,
Я не зря – Ученый Кот!
Обойдусь без молока
И творожного сырка.
Но скажу без самомненья-
Обожаю приключенья!
Про меня молва идет:
Мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист,
Но – подчеркиваю, - лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому – то вот
Я – вполне Ученый Кот!
IV. Ведущий. Дамы и господа, юные повелители мысли – знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Сегодня мы проводим игру, которая называется «Брэйн – ринг».
Тема нашей игры – сказки А. С. Пушкина. В игре участвуют три команды. Напоминаю правила игры.
После прочтения вопроса подается звуковой сигнал, команда начинает обсуждение. Когда ответ команды готов – капитан подает световой сигнал, сообщающий о готовности отвечать.
Если вопрос не будет выслушан и пойдет сигнал ответа, то зафиксируется « фальстарт». Команда теряет право отвечать на этот вопрос.
Если первая команда ответила неправильно, остальные продолжают обдумывать вопрос и сообщают о готовности нажатием на кнопку.
Игра проводится на фиксированное количество вопросов в три этапа.
Та команда, которая наберет баллов больше, и будет победителем в нашей игре.
Чтобы получить поощрительный бал, надо правильно и быстрее всех других команд ответить на вопрос. Когда ответ команды готов – капитан подает световой сигнал. Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за это снимаются баллы.
Объявляется начало первого этапа.
1 этап. Обзорные вопросы
- С какими словами обращалась царица к зеркальцу?(свет мой, зеркальце , скажи..)
- Начните «Сказку о рыбаке и рыбке» .(Жил старик со своею старухой…»
- Что кричал Петушок сидя на спице? (Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»).
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставлял лоб. Что приговаривал Балда с укоризной?(«Не гонялся бы ты ,поп, за дешевизной».)
- Из какого дерева князь Гвидон сделал лук? (Из дуба).
- Сколько лет жил старик со своею старухой? (Ровни тридцать лет и три года).
- Как старуха бранила старика? (Дурачина ты, простофиля).
- Что значит «столбовая дворянка» (Дворянка старинного знатного рода).
- Из меха какого животного была сшита душегрейка для старухи? (из меха соболя).
- Зачем ходил поп на базар? («Посмотреть кой-какого товара»).
- Работники каких специальностей были нужны попу? (конюх, повар и плотник).
- Как попенок звал Балду? (тятя).
- Кто такая сенная девушка Чернавка? (служанка).
- Имя жениха «мертвой царевны»? (Елисей).
- Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монеты).
- Сколько богатырей действуют в «Сказке о мертвой царевне…» (семь ).
- В какую птицу превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане»? (лебедь).
- Какие орешки грызла белочка в «Сказке о царе Салтане»? (А орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…)
- А кто это такой? «В сорочинской шапке белой, весь как лебедь поседелый» (Звездочет из «Сказки о Золотом петушке» А. С. Пушкина)
- Сколько раз закидывал старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (Два раза. «В третий раз закинул он невод- пришел невод с одною рыбкой).
- Исполнитель песенки «Во саду ли , в огороде».(Белка).
- Место встречи попа с Балдой. (Базар).
- Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком).
- Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне…» (Соколко).
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян).
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер).
- Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон).
- Сколько раз старуха посылала старика крыбке? (5раз).
- Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Корыто, избу, столбовою дворянкой, вольной царицей, владычицей морскою).
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз-тину, второй раз-морскую траву).
- С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесенком).
- О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне…» (О зиме).
- Какое приданое приготовил царь – отец царевне в «Сказке о мертвой…»? (Семь торговых городов да 140 теремов).
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам»).
- Каким ремеслом занимался старик со старухой , живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).
- Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винам, печатными пряниками).
- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи, да все правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?).
- С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил- был поп, толоконный лоб).
2 этап. Узнать сказки и продолжить строчки
- И жених сыскался ей – (королевич Елисей) «Сказка о мертвой царевне »
- Все равны, как на подбор,(с ними дядька Черномор) «Сказка о царе Салтане…»
- А Балда говорит с укоризной(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о попе и его работнике Балде»
- Жил старик со своею старухой у самого(синего моря). «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была…(царицей.) «Сказка о царе Салтане…» - Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На …(раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане…» - А царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла,
Да шла и …(на терем набрела). «Сказка о мертвой царевне…» - И кричит: «Кири – ку – ку.
Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о золотом петушке» - А царица – хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
(И прищелкивать перстами). «Сказка о мертвой царевне…» - Ты бесенок, еще молоденок,
Со мною тягаться слабенок,
Это было б лишь времени трата
Обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка о попе и его раб…» - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице прилетел
И царю …(на темя сел). «Сказка о золотом петушке» - Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке …(обернется). «Сказка о золотом петушке»
3 этап. В этой сказке…
- В этой сказке Пушкина наказывается непомерная жадность. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- В этой сказке Пушкина описывается сказочный процесс взимания налогов. «Сказка о попе и его работнике Балде»
- В этой сказке Пушкина за нарушение собственного обещания главный герой наказывается смертью. «Сказка о золотом петушке»
- В сказке Пушкина под водой живут сразу СТОЛЬКО человек. «Сказка о царе Салтане…»
- В этой сказке Пушкина самым осведомленным оказывается ветер. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- В этой сказке четко оговариваются условия найма на работу, условия работы и оплаты труда.
- В этой сказке героиня всегда жила в воде, и в ее имени встречается название драгоценного металла. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- В этой сказке герой почти всегда жил в воде, на сушу выбирался очень редко, был старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца. «Сказка о попе и его работнике Балде»
- В этой сказке героиня часто жила на воде, однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.От смерти ее спас богатырь. «Сказка о царе Салтане…»
V. Ведущая. Жюри подводит итоги и вручает призы победителям.
Список используемой литературы
- Агашина М., Стихи. – Волгоград: Ниже-Волжское издательство, 1976.
- Агафонова И. Учимся думать. СПб.: МиМ-Экспрессо, 1996.
- Алексеев Е., Белкин В., Курмашова И., Поташов М., Тюрикова И. «Что? Где? Когда?» .
- Анашина Н. Ю., Путешествие в страну «Что?Где?Когда?», Ярославль, Академия развития, 2006.
- Анашина Н. Ю., Кубанов Г. С.,Мельченко И. В. Гимнастика для ума. Ростов –на- Дону: «Феникс» , 2004.
- Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. Донецк: И К Ф «Сталкер», 1995.
- Василенко Г. И. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. Волгоград: Учитель, 2006.
- Винокурова Н. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Воспитательная работа в 4 классе/сост. Н. А. Горбунова. – Волгоград: Экстремум, 2004.
- Галеева Р. А.,Курбанов Г. С., Мельченко И. В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Калашников В. Э. Интеллектуальные игры. Москва: Инновационно-образовательный центр, 1997.
- Коган М. С., Игровая кладовая, Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008.
- Левин Борис. «Что? Где? Когда?» для чайников. Донецк: «Сталкер», 1998.
- Мартынова Я. Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 1 и 2.,Волгоград: «Учитель», 2007.
- Театр теней: сборник. – М.: Молодая гвардия, 1963.
- Рыбинский В., МельченкоИ. Развитие творческого мышления. М., 2002.
- Тюрицкова И., Нехлецкий С., Бражников В., Молчанов В. «Своя игра», вып.1 – 9. М. : «Тера», 1995-1999.
- Хайчин Ю. Д. «Книга для умных и находчивых», кн. 1,2 и 3. Донецк: «Сталкер» 1996-1998
- Хайчин Ю. Д. Твоя игра. М.: Издательство торговый дом «Гранд», 2000.