Урок внеклассного чтения по литературе в начальной школе "Брейн-ринг по сказкам А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках, развивать у детей любовь к пушкинскому слову, умение внимательно работать с текстом, рассуждать и обсуждать прочитанное.

Игра способствует развитию памяти, внимания, мышления, повышает интерес учащихся к урокам литературного чтения.

Учащиеся покажут знание сказок, умение коллективно думать и отвечать на вопросы.

Дети научатся творчески осмысливать прочитанные произведения, создавать сюжеты для инсценировки, находить для себя новую информацию в неизвестных областях.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Брэйн – ринг».

Методы: индивидуальная и групповая деятельность.

Подготовительная работа: изучить литературу по теме, разработать вопросы к игре, разделить класс на команды, придумать название команд, подготовить призы победителям.

Оборудование: записи для музыкальных пауз и конкурсов, световой сигнал для каждой команды, призы для всех участников в игре и для победителей, сцена для театра теней, фигурки персонажей для театра теней.

Ход игры:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Игровая программа.
  3. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Проведение игры

На доске плакаты:

  1. «Что наша жизнь? Игра…»А. С. Пушкин
  2. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»А. С. Пушкин
  3.  «О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух,
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений – парадоксов друг». А. С. Пушкин

Под музыку начинается урок

I. Вступление.

Пушкин А. С.! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые услышали его в раннем детстве, еще не умея читать, уже повторяем со слов бабушки и мамы:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

II. Сказочница.

Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает,
Где шумит волна морская, нас туда зовет.
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.

III. На сцену выходит Кот со словами:

Говорят Коты и Кошки
Любят греться на окошке,
Любят сливки и печенье,
Но не любят приключенья.
Я – совсем наоборот,
Я не зря – Ученый Кот!
Обойдусь без молока
И творожного сырка.
Но скажу без самомненья-
Обожаю приключенья!
Про меня молва идет:
Мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист,
Но – подчеркиваю, - лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому – то вот
Я – вполне Ученый Кот! 

IV. Ведущий. Дамы и господа, юные повелители мысли – знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Сегодня мы проводим игру, которая называется «Брэйн – ринг».

Тема нашей игры – сказки А. С. Пушкина. В игре участвуют три команды. Напоминаю правила игры.

После прочтения вопроса подается звуковой сигнал, команда начинает обсуждение. Когда ответ команды готов – капитан подает световой сигнал, сообщающий о готовности отвечать.

Если вопрос не будет выслушан и пойдет сигнал ответа, то зафиксируется « фальстарт». Команда теряет право отвечать на этот вопрос.

Если первая команда ответила неправильно, остальные продолжают обдумывать вопрос и сообщают о готовности нажатием на кнопку.

Игра проводится на фиксированное количество вопросов в три этапа.

Та команда, которая наберет баллов больше, и будет победителем в нашей игре.

Чтобы получить поощрительный бал, надо правильно и быстрее всех других команд ответить на вопрос. Когда ответ команды готов – капитан подает световой сигнал. Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за это снимаются баллы.

Объявляется начало первого этапа.

1 этап. Обзорные вопросы

  1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?(свет мой, зеркальце , скажи..)
  2. Начните «Сказку о рыбаке и рыбке» .(Жил старик со своею старухой…»
  3. Что кричал Петушок сидя на спице? (Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»).
  4. Расплачиваясь с Балдой, поп подставлял лоб. Что приговаривал Балда с укоризной?(«Не гонялся бы ты ,поп, за дешевизной».)
  5. Из какого дерева князь Гвидон сделал лук? (Из дуба).
  6. Сколько лет жил старик со своею старухой? (Ровни тридцать лет и три года).
  7. Как старуха бранила старика? (Дурачина ты, простофиля).
  8. Что значит «столбовая дворянка» (Дворянка старинного знатного рода).
  9. Из меха какого животного была сшита душегрейка для старухи? (из меха соболя).
  10. Зачем ходил поп на базар? («Посмотреть кой-какого товара»).
  11. Работники каких специальностей были нужны попу? (конюх, повар и плотник).
  12. Как попенок звал Балду? (тятя).
  13. Кто такая сенная девушка Чернавка? (служанка).
  14. Имя жениха «мертвой царевны»? (Елисей).
  15. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монеты).
  16. Сколько богатырей действуют в «Сказке о мертвой царевне…» (семь ).
  17. В какую птицу превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане»? (лебедь).
  18. Какие орешки грызла белочка в «Сказке о царе Салтане»? (А орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…)
  19. А кто это такой? «В сорочинской шапке белой, весь как лебедь поседелый» (Звездочет из «Сказки о Золотом петушке» А. С. Пушкина)
  20. Сколько раз закидывал старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (Два раза. «В третий раз закинул он невод- пришел невод с одною рыбкой).
  21. Исполнитель песенки «Во саду ли , в огороде».(Белка).
  22. Место встречи попа с Балдой. (Базар).
  23. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком).
  24. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне…» (Соколко).
  25. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян).
  26. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер).
  27. Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон).
  28. Сколько раз старуха посылала старика крыбке? (5раз).
  29. Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Корыто, избу, столбовою дворянкой, вольной царицей, владычицей морскою).
  30. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз-тину, второй раз-морскую траву).
  31. С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесенком).
  32. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне…» (О зиме).
  33. Какое приданое приготовил царь – отец царевне в «Сказке о мертвой…»? (Семь торговых городов да 140 теремов).
  34. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам»).
  35. Каким ремеслом занимался старик со старухой , живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).
  36. Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винам, печатными пряниками).
  37. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).
  38. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи, да все правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?).
  39. С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил- был поп, толоконный лоб).

2 этап. Узнать сказки и продолжить строчки

  1. И жених сыскался ей – (королевич Елисей) «Сказка о мертвой царевне »
  2. Все равны, как на подбор,(с ними дядька Черномор) «Сказка о царе Салтане…»
  3. А Балда говорит с укоризной(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о попе и его работнике Балде»
  4. Жил старик со своею старухой у самого(синего моря). «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    Кабы я была…(царицей.) «Сказка о царе Салтане…»
  6. Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    Он бежит себе в волнах
    На …(раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане…»
  7. А царевна молодая,
    До зари в лесу блуждая,
    Между тем все шла,
    Да шла и …(на терем набрела). «Сказка о мертвой царевне…»
  8. И кричит: «Кири – ку – ку.
    Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о золотом петушке»
  9. А царица – хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    (И прищелкивать перстами). «Сказка о мертвой царевне…»
  10. Ты бесенок, еще молоденок,
    Со мною тягаться слабенок,
    Это было б лишь времени трата
    Обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка о попе и его раб…»
  11. И в глазах у всей столицы
    Петушок спорхнул со спицы,
    К колеснице прилетел
    И царю …(на темя сел). «Сказка о золотом петушке»
  12. Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнется, встрепенется,
    К той сторонке …(обернется). «Сказка о золотом петушке»

3 этап. В этой сказке…

  1. В этой сказке Пушкина наказывается непомерная жадность. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. В этой сказке Пушкина описывается сказочный процесс взимания налогов. «Сказка о попе и его работнике Балде»
  3. В этой сказке Пушкина за нарушение собственного обещания главный герой наказывается смертью. «Сказка о золотом петушке»
  4. В сказке Пушкина под водой живут сразу СТОЛЬКО человек. «Сказка о царе Салтане…»
  5. В этой сказке Пушкина самым осведомленным оказывается ветер. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  6. В этой сказке четко оговариваются условия найма на работу, условия работы и оплаты труда.
  7. В этой сказке героиня всегда жила в воде, и в ее имени встречается название драгоценного металла. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  8. В этой сказке герой почти всегда жил в воде, на сушу выбирался очень редко, был старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца. «Сказка о попе и его работнике Балде»
  9. В этой сказке героиня часто жила на воде, однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.От смерти ее спас богатырь. «Сказка о царе Салтане…»

V. Ведущая. Жюри подводит итоги и вручает призы победителям.

Список используемой литературы

  1. Агашина М., Стихи. – Волгоград: Ниже-Волжское издательство, 1976.
  2. Агафонова И. Учимся думать. СПб.: МиМ-Экспрессо, 1996.
  3. Алексеев Е., Белкин В., Курмашова И., Поташов М., Тюрикова И. «Что? Где? Когда?» .
  4. Анашина Н. Ю., Путешествие в страну «Что?Где?Когда?», Ярославль, Академия развития, 2006.
  5. Анашина Н. Ю., Кубанов Г. С.,Мельченко И. В. Гимнастика для ума. Ростов –на- Дону: «Феникс» , 2004.
  6. Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. Донецк: И К Ф «Сталкер», 1995.
  7. Василенко Г. И. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. Волгоград: Учитель, 2006.
  8. Винокурова Н. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
  9. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  10. Воспитательная работа в 4 классе/сост. Н. А. Горбунова. – Волгоград: Экстремум, 2004.
  11. Галеева Р. А.,Курбанов Г. С., Мельченко И. В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  12. Калашников В. Э. Интеллектуальные игры. Москва: Инновационно-образовательный центр, 1997.
  13. Коган М. С., Игровая кладовая, Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008.
  14. Левин Борис. «Что? Где? Когда?» для чайников. Донецк: «Сталкер», 1998.
  15. Мартынова Я. Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 1 и 2.,Волгоград: «Учитель», 2007.
  16. Театр теней: сборник. – М.: Молодая гвардия, 1963.
  17. Рыбинский В., МельченкоИ. Развитие творческого мышления. М., 2002.
  18. Тюрицкова И., Нехлецкий С., Бражников В., Молчанов В. «Своя игра», вып.1 – 9. М. : «Тера», 1995-1999.
  19. Хайчин Ю. Д. «Книга для умных и находчивых», кн. 1,2 и 3. Донецк: «Сталкер» 1996-1998
  20. Хайчин Ю. Д. Твоя игра. М.: Издательство торговый дом «Гранд», 2000.

Приложение 1

Приложение 2