Задачи урока:
Для учителя:
- познакомить учащихся с особенностями повседневной жизни древних греков, дать яркое образной представление о самых известных районах города Афины и памятниках архитектуры;
- продолжить формирование умений учащихся анализировать предложенные факты и делать вывод путём парной и коллективной работы с иллюстрациями и текстом слайдов, а также умения ставить задачу на урок.
- продолжить формирование навыка групповой работы (умение слушать друг друга, приходить к общему мнению), а также навыка работы с персональным компьютером;
- развивать познавательный интерес учащихся через постановку проблемных вопросов, работу со слайдами, применение современных технологий, работу с тестами и разгадывание кроссворда.
Для учащихся:
- иметь представление об особенностях повседневной жизни греков, о знаменитых местах города и памятниках архитектуры;
- уметь ставить задачи урока и решать их.
Оборудование:
- Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира
- Персональные компьютеры.
- Мультимедиа и диск «Всеобщая история 5
класс»
- тема «Классический период истории Древней Греции. Возвышение Афин и расцвет демократии» (пункт первый)
- тема «Классический период истории Древней Греции. Древнегреческая культура» (пункт пятый) - Слайдовая программа и тест «В городе богини Афины» на каждом компьютере.
- Раздаточный материал.
Ход урока.
Этап урока |
Основное содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Введение Домашнее задание Актуализация Ставим задачи урока |
Здравствуйте дорогие пятиклассники. Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Скажите, любите ли вы путешествовать? Сегодня я предлагаю вам вместе с нашими гостями отправится в путешествие в далёкое прошлое, мы с вами узнаем сегодня много нового и интересного а помогать нам в этом путешествии будут ваши знания, хорошая работа, ну и, конечно же, современная техника. Но мы с вами не будем простыми наблюдателями и по ходу путешествия выполним задания, которые предложены вам на рабочих листках. (смотри приложение № 3) Давайте их подпишем, чтобы знать, а как же зовут сегодняшних путешественников. Ну а к следующему уроку я прошу вас прочитать дома параграф 37, нарисовать рисунок или составить рассказ о путешествии. - Итак, в путь! Представьте, что мы с вами сели на корабль. Но это необычный корабль, а древнегреческий, который назывался триера. И на этом корабле мы поплыли по синему морю и вдруг вдали показались очертания земли. Куда же мы с вами попали? Давайте посмотрим на карту. Узнали? Карта какого государства перед нами? Вспомните, как назывались крупнейшие города Древней Греции? -К сожалению, посетить все города мы с вами не сможем, и я предлагаю вам отправиться в Афины. А в честь кого был назван этот город? - Итак, тема нашего урока «В городе богини Афины» Вы уже знакомились с историей этого города, с особенностями правления в этом полисе, и прежде чем мы с вами войдём в город, давайте подумаем, а что мы хотим узнать о повседневной жизни его жителей. Это и будут задачи нашего урока. Теперь, когда мы точно знаем, что хотим узнать в городе, давайте в него войдём. Пройдя по дороге, ведущей в город, мы с вами встречаем афинянина, который соглашается быть нашим экскурсоводом и предлагает войти в один из домов, расположенных на улице. И вот здесь нам помогут ваши компьютеры, которые поведут вас по этому дому. Развернитесь, пожалуйста, к экранам и прочитайте, что же у вас написано. Воспользуйтесь мышкой и нажмите один раз на левую клавишу. Что вы видите? (вопросы) Ну а теперь продолжите путешествие по дому дальше вместе с вашим другом компьютером, будьте, пожалуйста, внимательны, рассмотрите каждую иллюстрацию, прочитайте текст и выполните задание на листочках под цифрой 1. Вопросы после самостоятельной работе: - На какие две половины делился дом афинянина? - А что вы увидели внутри дома? - А как одевались греки? Какие новые слова вы записали? - Скажите, какими были пища и напитки греков? (Греки ели полулёжа, ложками пользовались редко, вилок не было, ели руками, которые вытирали мякишем хлеба или специально приготовленным тестом) Ну что ж, давайте продолжим путешествие, не забудьте ваши листочки в доме афинянина, пройдём на улицу и заглянем в один из районов города. А чтобы вам было удобнее слушать нашего экскурсовода, присядем за столы. - Афиняне очень гордятся своим городом, однако район, в котором мы с вами оказались, вряд ли может вызвать восторг. Узкие не мощёные улочки без тротуаров. Горожане выливают помои прямо на улицу. И, тем не менее, именно этот район был известен далеко за пределами. Вас ничего не удивляет? Задайте вопрос экскурсоводу? Давайте послушаем, что он нам ответит. Итак, в каком же районе мы с вами находимся? Как он называется? Чем знаменит? Грек в своём рассказе назвал слова, незнакомые для вас: пифос, амфора. Что же означают эти слова мы узнаем из учебника на стр. 171. Прочитайте. А теперь, выполните задание 2 на листочках и правильно впишите новые слова. Экскурсовод приглашает нас пройти на главную площадь Афин, которая называется Агора. На этой площади располагается рынок, а также правительственные здания. Вспомните, какие органы управления есть в городе? Посмотрите, как они выглядят в вашем учебнике на стр. 171. В рыночные часы на площади было очень шумно. Торговцы зазывают покупателей криками, предлагая свои товары. Народу так много, что богатые афиняне приходят на рынок в сопровождении одного – двух рабов, расчищавших для господина путь. За порядком следят смотрители рынка, которым помогает рыночная стража. Давайте пройдём вместе с экскурсоводом по площади и для этого встанем. Повторяем все вместе: справа – рыба, фрукты, слева посуда нарисуем мысленно. Рассмотрим наши сандалии, а заодно поищем, вдруг увидим монетку. Посмотрите на свои ладошки, ничего не нашли? А теперь вглядитесь внимательно вдаль, что же мы видим. Зажмурьтесь и ещё раз вглядитесь. Там вдали мы видим знатных афинян, которые, уже закончив покупки и отправив слуг домой, обсуждают последние новости. Давайте присядем и рассмотрим то место, где они собрались. Эти знатные афиняне, спрятались от палящих солнечных лучей в специальном здании, которое называется портик. Что же такое портик? Найдите в учебнике (Стр. 172.) Мы с вами посетили уже район гончарных мастерских и главную площадь, заглянули в дом, но впереди нас ждёт удивительное место, которое считалось в городе самым красивым. Это холм с крутыми и обрывистыми склонами, который назывался Акрополь. Давайте снова предоставим слово нашему экскурсоводу. (пункт «Расцвет древнегреческой архитектуры») (0 мин. 17 сек. – 1 мин. 37 сек) – пауза – сообщение о Фидии Во время путешествия по Акрополю постарайтесь запомнить, как выглядели, храмы. (продолжаем – до 3 мин. 36 сек.) После просмотра – заполнение карты Акрополя по группам: распределить раздаточный материал (иллюстрации смотри приложение № 6) на большом ватмане, где размещены надписи. (вывесить один из планов на доске) Обратили ли вы внимание на то, что храмы отличаются друг от друга. Например, у Парфенона верхняя часть колон простая, а у храма богини Ники колоны с украшениями. Какое же название получили эти колоны? Найдите на странице 173. Ну вот и подходит к концу наше путешествие по городу Афины. Давайте закроем глаза. Представьте, что мы с вами сели на корабль и возвращаемся домой. Мы с вами сегодня очень много узнали нового. Давайте посмотрим, что вы запомнили. Пересаживаемся за компьютерные столы и выполним задания теста (смотри приложение № 4). На какие же, из заданных в начале урока, вопросы вы сегодня получили ответы? |
Отвечают на вопросы Подписываем листочки. Запишем домашнее задание. Смотрят на большой экран Отвечают на вопросы Предположения о том, что хотим узнать. |
Слайдовая программа «Отправляемся в путешествие» (см приложение № 1) Слайд 1 – 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Изучение нового материала 1) В доме афинянина Закрепление. 2) Керамик Закрепление. 3) Агора ФизкультМинутка Новый материал 4) Акрополь 5)Закрепление. 6)Возвращаемся к задачам урока. |
Зачитаем вместе Работа в парах на компьютерах и индивидуальная на листочках Проверяем зад.1 Пересаживаемся за столы для работы. Должны сказать почему? Смотрим сюжет. Отвечают на вопросы Работа с учебником и с заданием (индивидуально) Иллюстрация стр.171 Физкультминутка Работа с текстом. Определение читаем. Вспомнить миф о споре Афины и Посейдона Работа по группам. Работа с учебником. Работа в паре (или индивидуально) |
Слайд 7-8 Открыт первый слайд на персональных компьютерах (см приложение № 2) Включить сюжет о Керамике (первый пункт) (2 мин. 36 сек. – 4 мин. 02 сек) Показ картины «Афинский Акрополь» Сюжет об Акрополе (пятый пункт) |