Урок русского языка в 3-м классе "Правописание окончаний имен прилагательных. Пасхальный благовест"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для изучения учащимися правописания окончаний имён прилагательных;
  • содействовать развитию умения формулировать правило, изменять имена прилагательные по падежам.

Задачи:

  • способствовать закреплению знаний учащихся о прилагательном, как части речи;
  • развивать умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности;
  • содействовать развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе;
  • способствовать воспитанию культуры общения на уроке, формированию интереса к народным праздникам.

Оборудование:

1. Блок-схема «Имя прилагательное»,
2. Памятка «Как определить окончания имён прилагательных»,
3. Карточки с заданиями для работы в группах,
4. Дерево (ель), символизирующее Пасху и праздники предшествующие и следующие за Пасхой. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

Упражнение для мозговой гимнастики.

Учитель. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком нарисуйте круг. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой и успешной работы на уроке.

2. Сообщение темы и цели урока

Минутка чистописания.

Учитель. С чего мы обычно начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

- Почему? (Чтобы красиво и грамотно писать.)

- Да, действительно.

Красивый почерк нас манит –
он грамотность высокую сулит.

Помните, ребята, об этом.

(На доске написаны соединения букв – ая, -яя, -ое,- ее,- ую, - юю, ые, ие.)

Эти буквы очень дружны и помогут вам запомнить важное правило.

- Может быть, кто-то догадался, где мы с ними встречались? (В конце слова, в окончаниях имён прилагательных.)

Учитель. Прочитайте предложение, записанное на доске.

«Праздников праздник и торжество из торжеств»

- Как вы думаете, о каком празднике так говорят? Почему? (Пасха – самый главный православный праздник. В этот день весь народ отмечает воскрешение Иисуса Христа.)

Учитель. Как вы, думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка? Кто может сформулировать тему урока? (Мы будем говорить об окончаниях имён прилагательных и о празднике Пасхе.)

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним с вами, что знаем об имени прилагательном, научимся склонять имена прилагательные и узнаем как пишутся безударные окончания имён прилагательных и продолжим разговор о Пасхе.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Учитель. Что такое благовест? (Благовест – колокольный звон перед началом церковной службы.)

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает, как все мы начинаем готовиться к встрече самого торжественного праздника – Пасхи Христовой.

- Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Светлый день, Светлое Христово Воскресение.)

 Учитель. Пасха – главный из переходящих праздников, празднуется каждый год в разные дни, в промежутке с 4 апреля по 8 мая. Когда празднуется Пасха в этом году? (27 апреля.)

 Учитель. Семь недель перед Пасхой, Светлым Христовым Воскресеньем, - особый период народного и православного календаря.

- Какие праздники предшествуют Пасхе?

(На доске вывешивается рисунок ели, учащиеся вместе с учителем поочередно прикрепляют к ней названия переходящих и непереходящих православных праздников.) (Приложение 1)

Учащиеся. Масленица, Средокрестие - так именуется среда 4 –ой недели Великого поста как говорилось в народе, «пост ломается пополам», Благовещенье, Вербная неделя, Страстная седмица.

Учитель. Проведем словарный диктант, запишем в тетрадь слова: кулич, пасха, благовест, плащаница, писанки, крашенки, заутреня, христославники.

- Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов у соседа по парте. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Учитель. Продолжим урок. Ответьте на вопросы:

 - Чем кулич отличается от пасхи? (Пасха- сладкое кушанье из творога, в форме четырёхгранной пирамиды. Кулич – сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб цилиндрической формы, приготовленный к Пасхе.)

- Что такое плащаница? (Плащаница – полотно с изображением Христа, лежащего в гробу.)

 - Чем писанки отличаются от крашенок? (Писанки - сырые оплодотворённые яйца. Писанки выполняли роль оберега. Крашенки – варёные яйца, которые потом съедали.)

 - Кто такие христославники? (Христославники – участники обходов дворов и исполнители песен, славящих Христа и праздник Пасхи.)

Учитель. А теперь запишем предложение.

Пасха – самый главный православный праздник.

- Определите, какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными.)

- Что мы знаем о прилагательном?

(Постепенно заполняется таблица «Имя прилагательное».)

Имя прилагательное

Мы знаем

Мы не умеем

Часть речи

склонять прилагательные

Обозначает признак предмета

писать безударные окончания

Отвечает на вопросы прилагательных
какой? какая? какое? какие?

 

Связано с именем существительным

 

Изменяется по родам, числам, падежам

 

Учитель. А теперь ребята прочитайте это же предложение без прилагательных. Что вы можете сказать об этом предложении?

- Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее. Знания и умения, которыми вы уже владеете, помогут вам научиться писать окончания прилагательных правильно, чтобы ваша речь была и красивой и грамотной.

4. Работа с учебником

Анализ таблицы сравнения имён прилагательных.

Учитель. Рассмотрите таблицы склонения имён прилагательных [1с 98-100].

Работа по группам.

Учитель. Помните правила работы в группе, уважайте друг друга, корректно делайте замечания.

Задания:

1 группа изучает прилагательные единственного числа (ед.ч.), мужского рода (м.р.)
2 группа изучает прилагательные единственного числа (ед. ч), женского рода (ж. р.)
3 группа изучает прилагательные единственного числа(ед.ч.) среднего рода(с. р.)
4 группа изучает прилагательные множественного числа (мн. ч.)

Учитель. Что вы заметили в своей таблице? (Выделенные окончания вопросов и прилагательных.)

- Сравните эти окончания. На что вы обратили внимание?

1 группа – совпадают окончания вопросов и прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах.
2 группа – все окончания совпадают.
3 группа – окончания совпадают во всех падежах, кроме творительного падежа.
4 группа – окончания совпадают, но меняются буквы «ы» на «и».

Учитель. Какой вывод о правописании безударных окончаний имён прилагательных и о способах проверки вы можете сделать? (Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного поставить вопрос к прилагательному.)

- Окончание вопроса покажет, какое окончание нужно писать у прилагательного.

Учитель. Можно ли безударные окончания имён прилагательных проверять окончанием вопроса? Всегда ли выполняется это правило? (Да, можно, но не всегда.)

- В форме какого рода и в каком падеже окончания вопроса и ответа не совпадают?

Исключение:

Учитель. Обратите внимание на окончания прилагательных мужского и среднего рода. Какую орфограмму вы заметили? (В окончаниях имен прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода говорим какова? А пишем какого?)

5. Закрепление изученного материала.

Работа в группах по карточкам.

Учитель. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Записывайте в скобках вопрос.

Кулич ( ) сдобн…, тесто ( ) сдобн…,открытка ( ) пасхальн…
благовест ( ) пасхальн…, яйцо ( ) пасхальн…, песни ( ) пасхальн…, день ( ) велик…, неделя ( ) Страстн..., праздник ( ) радостн…, весть ( ) радостн…, настроение ( ) радостн…, яйца ( )
крашен…, звон ( ) колокольн…., шелуха ( ) луков…

Учитель. Почему у одного и того же имени прилагательного могут быть разные окончания? (Прилагательные разного рода)

Учитель.

Отдохнём одну минутку
Проведём физкультминутку.

Дети говорят хором и выполняют физкультминутку.

Пол урока мы писали,
Пол урока размышляли…
А теперь пришла пора –
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись
И соседу улыбнулись.
Посмотрели в потолок…
Заглянули в уголок…
Головой мы покиваем,
Глазками мы поморгаем.
Дружно встали – раз-два-три!
Мы – теперь богатыри!
И ещё раз потянулись,
Раз нагнулись, два нагнулись.
Три разочка мы присели
И за парты тихо сели.
Вот готовы мы опять
Здесь урок наш продолжать.

Учитель. Идёт седьмая последняя неделя Великого поста. Страстная седмица. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа. Чему были посвящены эти дни?

1 ученик. Понедельник, вторник, среда седмицы посвящены воспоминаниям о последних беседах Иисуса Христа со своими учениками и народом.

2 ученик. Четверг в народных традициях называют чистым. Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца, купаются (в старину купались в проруби, в бане) и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, причаститься. Днём убирают свои жилища, готовят их к Великому празднику. Начиная с четверга, в каждом доме красят и расписывают яйца, готовят пасху, пекут куличи.

3 ученик. В Великую Пятницу в храмах из алтаря выносят плащаницу (полотно с изображением Христа, лежащего в гробу). А самый тихий день седмицы – Страстная Суббота, день, когда Спаситель был в гробу. Природа и люди в этот день погружены в молчание.

4 ученик. Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается «Христос воскресе!», и все откликаются: «Воистину воскресе!» При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, целуются, прощая обиды, потому что Христос завещал всем любовь.

6. Самостоятельная работа. Работа в группах с раздаточным материалом

Задание 1. Просклонять имена прилагательные

1 группе - сдобный кулич
2 группе – творожная пасха
3 группе – крашеное яйцо
4 группе – пасхальные обряды

Учитель. Проверим выполненное задание. В чём особенность правописаний безударных окончаний имён прилагательных? (Безударные окончания имён прилагательных пишутся так же, как окончания вопросов и окончания имён прилагательных под ударением)

 - Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Задание 2. Из данного текста выпишите словосочетания прилагательное + существительное, выделите окончания имён прилагательных, укажите их род, число и падеж.

Праздник Пасхи.

Главный символ праздника – окрашенное яйцо. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100-200 яиц. Дети собирались группами, ходили от дома к дому и пели пасхальные песни, славили хозяев, желали им доброго урожая и благополучия в доме. Хозяева благодарили детей и одаривали их крашеными яйцами, куличами и сладостями.

Учитель. Проверим выполненное задание.

- Как можно узнать род, число, падеж имени прилагательного?
- В каком числе имя прилагательное не изменяется по рода

7. Домашнее задание по выбору с комментариями учителя

1 задание: [1] с. 100 упражнение 1
2 задание: [2] с. 28 упражнение 1

8. Итог урока

Учитель. Что изучали на уроке?

- В чём особенность правописания имён прилагательных?
- Зачем мне это нужно?
- Случайно ли по чистописанию были даны такие гласные буквы?
- Как пишутся безударные окончания имён прилагательных?

9. Рефлексия

Учитель. Продолжите предложения.

- Я повторил…….
- Я узнал ………
- Я научился….
- Наш урок был……

Учитель. Спасибо за урок!!!

Использованная литература

1. Учебник Русский язык. 3 кл. Авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова
2. Рабочая терадь № 2 Пишем грамотно. 3 кл.
3. Месяцеслов. Народные приметы, обычаи, поверья / сост. Н. М. Голь. – М. : АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 285.
4. Туранина Н. А., Блажко Н. М. Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка в начальной школе. – Белгород: Издательство «Сигма», 2004.
5. Русский народный календарь / О. В. Третьякова, Н. В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2005. – 608с.
6. Ожегов С. И. И Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:Азбуковник, 1999. – 944стр.