Размышления молодого руководителя
В настоящий момент общество перестраивается и ищет свой путь к процветанию, поэтому и выпускников школ ждут способными к адаптации в современном мире. Как же воспитать и научить человека жить по-новому? Кто встанет у руководства школы? Только тот человек, кто способен к саморазвитию и готов к инновациям, сможет создать условия для развития. На современном этапе жизни школы необходима опора на опыт и профессионализм предшественников. Именно они заложили основу приоритетов и ценностей той школы, где я работаю. От того, насколько доверительно и эффективно, осознанно происходит передача дел, зависит продуктивность работы школы вцелом.
С годами знания и опыт обогащаются, следовательно растёт способность к количественному и качественному наполнению и углублению личности руководителя.
Конечно, искусству управления надо учиться постоянно, независимо от возраста и опыта, так как лишь систематическое совершенствование своего стиля руководства, анализ и устранение недостатков, поиск новых, более рациональных форм и методов работы с коллективом могут привести к успеху и продвинуть всю школу. Мне думается, что администрации школы необходимо выстроить обновленную модель руководства. Допускаю мысль, что в каждом отдельно взятом образовательном учреждении будет свой стиль, свои формы и методы работы. При этом перед администрацией школ встают вопросы не только выбора технологий обучения и воспитания учащихся, но и вопросы финансово- хозяйственной деятельности. Из всего вышесказанного следует, что управление – это специфическая деятельность, требующая особой подготовки. Что помогает администрации современной школы соответствовать этим требованиям времени:
Самообразование и саморазвитие
Участие в конференциях, семинарах
Участие в конкурсах и грантах
Курсовая подготовка по финансово-правовой деятельности, работе с персоналом, психолого-педагогической, информационной технологиям
Концепция модернизации Российского образования провозглашает приоритетность воспитательной практики в образовании. Поиск этот идет и даёт свои результаты, в большей или меньшей степени соответствующие нашим представлениям. Во многом это зависит от стереотипного представления большинства педагогов о своем месте и роли в школе.
Задачи администрации школы по повышению компетенций учителя на современном этапе в организации целенаправленного воздействия стимулирующих средств, методов и условий при достижении этой цели. Позволю себе предположить, что решение задач по социализации личности в Российском образовании возможно в отдельно взятой школе при создании условий:
- Высокую компетентность, научно-теоретическую, методическую подготовку, моральное право на контроль руководителя школы;
- Способность руководителя школы не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное в работе учителей и учащихся;
- Рациональное делегирование управленческих полномочий вниз с целью вовлечения членов коллектива в управленческую деятельность;
- Диагностирование успешности учителя, которое позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников, поскольку максимально устраняет субъективизм и предвзятость оценок администрации школы;
- Органическую взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом, конечной целью которого является принятие определённых педагогических и управленческих решений и прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов.
Для эффективного управления образовательном процессом необходимо знать и использовать сильные стороны и компенсировать или сгладить слабые стороны как каждого педагога, так и коллектива МО, кафедры, в целом. Эти знания помогут продвинуться вперед и продвинуть коллектив с наименьшими потерями. Для этого заместитель директора предпринимает:
- Посещение уроков, КТД, классных собраний.
- Индивидуальные беседы.
- Совещание при завуче.
- Выступление на ОМС.
- Изучение продуктов деятельности педагогов.
- Проведение педологических консилиумов.
Аналитическая деятельность руководителя осуществляется через организацию и проведение:
- Совещаний при директоре (один раз в неделю).
- Совещание с руководителями МО (один раз в месяц).
- ОМС (один раз в неделю).
- Консультации со специалистами СПВЦ.
- Контроля документации педагогов.
Во все времена доверие оказывалось людям компетентным, организованным, отзывчивым, энергичным, образованным, с высоким проявлением нравственных качеств, способным выслушать, сплотить и повести за собой.
Жизнь школы- это взаимовлияние на становление и формирование учителя, ученика, родителей и управленцев в зоне их ближайшего развития.
Для этого в нашей школе ведётся целенаправленная работа по созданию информационного банка данных о каждом ученике. Результаты заносятся в книгу “от 7 до 17” по определённым параметрам. Это позволяет не только увидеть уровень актуального развития ребёнка, но и выявить его зону ближайшего развития, определить возможности, т.е. составить педагогический прогноз развития личности ученика.
Считаю, что такая организация работы коллектива учителей, учащихся и администрации нашей школы позволяет нам реализовать программу развития в статусе районной экспериментальной площадки по теме: “Формирование воспитательного пространства, направленного на развитие экологизации мышления ребенка” и достойно участвовать в решении проблем, поставленных перед образовательными учреждениями районным, городским и Федеральным уровнями.