Тип урока: Комбинированный урок окружающего мир и русского языка.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В.И.Даля, закрепление и углубление знаний о "Золотом" веке; закреплять умение находить словосочетания в предложении, отрабатывать навык правописания словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.
2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развитие эстетических представление и художественного вкуса учащихся;
3. Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к знаменитым людям России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование:
- учебники "Окружающий мир", "Русский язык",
- ТСО: мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией;
- раздаточный материал для групповой работы; толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
-У вас в руках жемчужина. Назовите ваши ассоциации (записываю на доске)
- Что вы называли? (слова)
- Для чего нужны слова?
- Как вы думаете, можно ли собирать слова? Для чего?
3. Изучение нового материала.
- Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, учёном, писателе, лингвисте - Владимире Ивановиче Дале. (см. Слайд №1)
Биография Даля (доклад уч-ся)
- Познакомимся с тремя известными книгами.
1.
- В 18 лет Даль ехал на службу из Петербурга. Он взглянул на хмурящееся небо и вдруг услышал от ямщика слово "замолаживает". Это слово поэтически выражало то, что было в тот миг в природе. С тех пор и до конца дней Даль записывал поразившие его слова и выражения. Так появился "Словарь живого великорусского языка".
- Кто знает, что означает слово "замолаживает"? (пасмурная погода, приближение дождика)
- Пользуемся ли мы словом "замолаживает "сейчас? Как называются такие слова?
Где можно узнать значение слова?
ЗАДАНИЕ.
На слайде два столбика слов. 1 - слова ушедшие из речи; 2 - слова, их заменившие. Попробуйте найти слова-синонимы: (см. Слайд №2)
НИЗРИНУЛА ВОЕННОЕ РОПТАТЬ СБРОСИЛА БРАННОЕ СОЗВЕЗДИЕ СТОЖАРЫ ВОЗМУЩАТЬСЯ ЛАНИТЫ ГЛАЗА ОЧИ ЩЁКИ
- Проверьте по слайду правильность выполнения (см. Слайд №3)
- Составьте словосочетания с устаревшими словами, определите связь.
- Вспомните фразеологизм со словом глаза.
- Можно ли составить словосочетание?
- Когда ещё два слова не являются словосочетанием?
2.
- Каждый народ стремиться передать свой многовековой опыт последующим поколениям. Когда не было письменности, люди делали это с помощью песен, загадок.
Но особенная мудрость к различным человеческим качествам отразилась в пословицах и поговорках.
- Вторая книга учёного-писателя "Пословицы и поговорки русского народа". В книгу вошли 30тысяч пословиц и поговорок, которые автор услышал и записал во время своего путешествия по деревням и сёлам России. Автор расположил пословицы по темам. Многие из собранных, живут до сих пор.
ЗАДАНИЕ (работа в парах):
Записать пословицу, в которой нет ни подчинительной связи управления, ни подчинительной согласования. Устно объяснить смысл одной пословицы.
(см. Слайд №4)
- На чужой стороне и весна не красна.
- Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
- Труд - кормит, а лень портит.
- Друзья познаются в беде.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3.
- В 1832 году Владимир Иванович начал свою литературную деятельность как писатель под псевдонимом "Казак Луганский". Он издаёт книгу "Русские народные сказки". Оказывается, именно Даль рассказал Пушкину "Сказку о рыбаке и рыбке". А через месяц Пушкин прислал Далю рукопись этой сказки уже в стихах.
- Какие сказки Даля знаете?
ЗАДАНИЕ.
Записать предложение. Сделать синтаксический разбор. Выписать словосочетания. Определить связь.
1. Старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенешко, стал её нянчить и пестовать.
2. Побежали девчонки со Снегурочкой, а как в лес пришли да увидали ягоды, так про всё позабыли, разбежались по сторонам.
4. Подведение итогов.
- В.И.Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь. Он сменил множество профессий. Был и ботаником, зоологом, государственным деятелем, писал сказки. Но всё же главной целью всей жизни считал - собирание слов. И этому делу он посвятил 50 лет своей жизни. Нам в наследство остался его "Словарь живого великорусского языка"
- Даль говорил: "Добрым словом и бездомный богат". (см. Слайд №5)
Как вы понимаете это выражение?
- Слова должны быть чистыми, светлыми как жемчужинки. Они должны нести свет, радость, восхищение. Придумайте красивое доброе слово и шепните на ушко своему соседу.
5. Рефлексия.
Закончите фразу:
- Я не знал, что ...
- Я узнал, что...
- Мне пригодится это для ...
6. Домашнее задание.
Выписать из толкового словаря шесть любых слов, объяснить их значение.