Комбинированный урок окружающего мира и русского языка

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный урок окружающего мир и русского языка.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В.И.Даля, закрепление и углубление знаний о "Золотом" веке; закреплять умение находить словосочетания в предложении, отрабатывать навык правописания словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.

2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развитие эстетических представление и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к знаменитым людям России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование:

  • учебники "Окружающий мир", "Русский язык",
  • ТСО: мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией;
  • раздаточный материал для групповой работы; толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

-У вас в руках жемчужина. Назовите ваши ассоциации (записываю на доске)

- Что вы называли? (слова)

- Для чего нужны слова?

- Как вы думаете, можно ли собирать слова? Для чего?

3. Изучение нового материала.

Презентация.

- Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, учёном, писателе, лингвисте - Владимире Ивановиче Дале. (см. Слайд №1)

Биография Даля (доклад уч-ся)

- Познакомимся с тремя известными книгами.

1.

- В 18 лет Даль ехал на службу из Петербурга. Он взглянул на хмурящееся небо и вдруг услышал от ямщика слово "замолаживает". Это слово поэтически выражало то, что было в тот миг в природе. С тех пор и до конца дней Даль записывал поразившие его слова и выражения. Так появился "Словарь живого великорусского языка".

- Кто знает, что означает слово "замолаживает"? (пасмурная погода, приближение дождика)

- Пользуемся ли мы словом "замолаживает "сейчас? Как называются такие слова?

Где можно узнать значение слова?

ЗАДАНИЕ.

На слайде два столбика слов. 1 - слова ушедшие из речи; 2 - слова, их заменившие. Попробуйте найти слова-синонимы: (см. Слайд №2)

НИЗРИНУЛА ВОЕННОЕ
РОПТАТЬ СБРОСИЛА
БРАННОЕ СОЗВЕЗДИЕ
СТОЖАРЫ ВОЗМУЩАТЬСЯ
ЛАНИТЫ ГЛАЗА
ОЧИ ЩЁКИ

- Проверьте по слайду правильность выполнения (см. Слайд №3)

- Составьте словосочетания с устаревшими словами, определите связь.

- Вспомните фразеологизм со словом глаза.

- Можно ли составить словосочетание?

- Когда ещё два слова не являются словосочетанием?

2.

- Каждый народ стремиться передать свой многовековой опыт последующим поколениям. Когда не было письменности, люди делали это с помощью песен, загадок.

Но особенная мудрость к различным человеческим качествам отразилась в пословицах и поговорках.

- Вторая книга учёного-писателя "Пословицы и поговорки русского народа". В книгу вошли 30тысяч пословиц и поговорок, которые автор услышал и записал во время своего путешествия по деревням и сёлам России. Автор расположил пословицы по темам. Многие из собранных, живут до сих пор.

ЗАДАНИЕ (работа в парах):

Записать пословицу, в которой нет ни подчинительной связи управления, ни подчинительной согласования. Устно объяснить смысл одной пословицы.

(см. Слайд №4)

  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
  • Труд - кормит, а лень портит.
  • Друзья познаются в беде.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3.

- В 1832 году Владимир Иванович начал свою литературную деятельность как писатель под псевдонимом "Казак Луганский". Он издаёт книгу "Русские народные сказки". Оказывается, именно Даль рассказал Пушкину "Сказку о рыбаке и рыбке". А через месяц Пушкин прислал Далю рукопись этой сказки уже в стихах.

- Какие сказки Даля знаете?

ЗАДАНИЕ.

Записать предложение. Сделать синтаксический разбор. Выписать словосочетания. Определить связь.

1. Старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенешко, стал её нянчить и пестовать.

2. Побежали девчонки со Снегурочкой, а как в лес пришли да увидали ягоды, так про всё позабыли, разбежались по сторонам.

4. Подведение итогов.

- В.И.Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь. Он сменил множество профессий. Был и ботаником, зоологом, государственным деятелем, писал сказки. Но всё же главной целью всей жизни считал - собирание слов. И этому делу он посвятил 50 лет своей жизни. Нам в наследство остался его "Словарь живого великорусского языка"

- Даль говорил: "Добрым словом и бездомный богат". (см. Слайд №5)

Как вы понимаете это выражение?

- Слова должны быть чистыми, светлыми как жемчужинки. Они должны нести свет, радость, восхищение. Придумайте красивое доброе слово и шепните на ушко своему соседу.

5. Рефлексия.

Закончите фразу:

  • Я не знал, что ...
  • Я узнал, что...
  • Мне пригодится это для ...

6. Домашнее задание.

Выписать из толкового словаря шесть любых слов, объяснить их значение.

Презентация.