Устный журнал "И снова музыка звучит"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: На различных музыкальных примерах показать, насколько ярко и разнообразно вальс может отражать жизненные ситуации, мысли и чувства человека; воспитать музыкальный слух, культуру слушания музыки; привить любовь к природе через музыкальные произведения Чайковского; научить детей любить и беречь природу; познакомить учащихся с творчеством великого музыканта и композитора С.В. Рахманинова и его жизнью в Тамбовском крае.

Оборудование: Страницы устного журнала: “Я помню вальса звук прелестный...”, “Вальс на войне и о войне”, “Природа в музыке”, “С.В.Рахманинов в Ивановке”, портреты композиторов, картины с изображением времен года, музыкальные произведения.

Ход занятия

(Звучит мелодия)

Учитель: Не случайно при входе в класс прозвучала мелодия. Наш устный журнал называется “И снова музыка звучит”. Сегодня мы пробежимся с вами лишь по нескольким страницам музыкального жанра, где вы познакомитесь с хорошей музыкой, которая учит нас чувствовать её, создаёт хорошее настроение, заставляет нас волноваться, радоваться, улыбаться, сопереживать.

Существует разная музыка: классическая, эстрадная, рок-музыка и другие.

(Звучит мелодия)

И опять играет музыка,
Для нас она звучит,
Веселится с нами музыка,
С нами музыка молчит.
Снова мир наполнен радостью,
Но и в паузах слышна
Грустная тихая мелодия
И печали тишина.

А мы сегодня раскроем лишь несколько страничек музыкальных произведений.

Первая страница “Я помню вальса звук прелестный…”

“Я помню вальса звук прелестный…
Весенней ночью, в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась,
Да, то был вальс, старинный, томный,
Да, то был дивный вальс.

(Звучит мелодия вальса)

Учитель: Устарел ли вальс или по-прежнему нужен людям? Как менялось его звучание на протяжении столетий и почему? К какой сфере музыки – “лёгкой” или “серьёзной” можно его отнести? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Обратимся к истории. Слово предоставляется учащимся-музыковедам.

Музыковед 1: Вальс родился в конце 18 века в Австрии. Его предком считают народный австрийский танец – лендлер – от названия провинции – Ландль. Крестьяне танцевали его, притопывая деревянными башмачками, подпрыгивая и кружась.

Первые вальсы Иоганна Штрауса покорили жителей Вены своей жизнестойкостью, красотой. Так сын трактирщика стал “королём вальса”. И его трон перешёл по наследству к сыну Иоганну Штраусу-младшему, имя которого известно всему миру. Он сочинил около пятисот вальсов. Послушаем один из них и задумаемся над вопросами: почему вальс вытеснил из салонов популярный в то время строгий менуэт? Какие черты вальса увлекли, захватили души и сердца людей?

(Слушание вальса Штрауса)

Учитель: Наверное, потребность в новой музыке связана с какими-нибудь событиями в Европе. Это и Французская революция, войны Наполеона и другие. Эти события, видимо, требовали новых человеческих переживаний, мыслей, чувств, что и нашло своё место в вальсах.

– Какие чувства вы ощутили в музыке Штрауса?

Конечно, нежность, восторг, удивление, переживание.

Музыковед 2: Постепенно лендлер проник в аристократические салоны, где стал мягче, плавнее. Поменялось и его название. Танец стал называться вальсом. “Valzen” – в переводе с немецкого языка – “крутящийся”, “вращающийся”. У вальса трёхмерный размер (т.е. музыка звучит на счёт “раз, два, три”). Темп бывает разным: то умеренным, то быстрым.

(Слушание вальса Штрауса)

Музыковед 3: Вальс-танец и вальс-музыка быстро распространились по Европе, но особое место в истории вальса занимает столица Австрии – город Вена. Никто не думал, что когда-нибудь сын венского трактирщика Франца станет королём. Ни тогда, когда ему купили первую скрипочку, ни тогда, когда он очень быстро научился играть на ней, маленького Иоганна отдали в подмастерья к переплётчику книг. И не было у него времени играть на скрипке. Тогда Иоганн решил сбежать от переплётчика, чтобы наняться скрипачом в какой-нибудь трактир или танцевальный зал.

Учитель: Вальс признала вся Европа. (Звучит вальс Штрауса). К ритму вальса обратились многие выдающиеся композиторы: Лист, Вебер, Шуберт, Шопен. В России вальс тоже полюбился композиторам, стал по-особому мягким, поэтичным, певучим. Таким проявил себя вальс в старинных песнях, романсах. Вспомним некоторые из них.

(Прослушивание романсов “Мой костёр”, “Позарастали стёжки-дорожки”).

Учитель: Россия… XX век. Его начало ознаменовано крупными историческими событиями, открытиями в науке и технике, что не могло не найти своего отражения в литературе, живописи, музыке, в том числе и в вальсах.

Вторая страница “Вальс на войне и о войне”.

– Как вы думаете, нашёл ли вальс своё место в тяжёлые годы войны?

Давайте вспомним несколько песен в ритме вальса на войне и о войне: “В землянке”, “В лесу прифронтовом”, “Лёгкий школьный вальс”.

Учитель: Вальс звучит и в наше время: в концертных залах, театрах, на уроке музыки в школе и дома. Надо только прислушаться и ощутить его глубину и красоту.

(Звучит вальс “Мой ласковый и нежный зверь”)

О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!

(Звучит вальс)

Учитель: Было бы непростительно говорить о вальсе, слушать музыку вальса и не увидеть, как красиво выглядит сам танец. У нас сегодня есть такая возможность.

(Танец-вальс)

Учитель: Невозможно охватить богатейшую историю развития вальса. Мы с вами сегодня не оставляем без внимания прекрасные вальсы в эстрадной области. Так давайте же, их исполним в попурри: “Вальс о вальсе”, “Белый танец”, “Школьный вальс”.

Учитель: Ваш прогноз:

– Какова дальнейшая судьба Вальса?

Третья страница “Природа в музыке”

Учитель: Наша русская природа волнует и трогает каждого человека. Музыкальные произведения, посвящённые природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Для композиторов природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Сегодня мы поговорим о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском и о его великолепном произведении “Времена года”. Вот что писал Чайковский о природе: “Прогулка летом по России, по полям, степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом всё, что составляет убогий русский родимый пейзаж”.

– А какие – же бывают времена года?

– Конечно: весна, лето, осень и зима.

Что же отразил великий композитор в своем произведении “Времена года” вы сейчас услышите из уст наших музыковедов, и как это отразилось в музыке П.И. Чайковского.

Итак, “Времена года”

Музыковед 1:

Весна

Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик – апрель, на дню семь погод. Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно любит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.

(Звучит произведение П.И. Чайковского “Времена года”)

Учитель: Так отобразил просыпающуюся природу П.И. Чайковский.

На пороге лето.

Музыковед 2:

Лето

Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара ещё не успела утомить сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает мёдом цветущая рожь. Русское лето развёртывается во всей своей великолепной красе. Июль – макушка лета. Солнце поворачивается на зиму, а лето на жару. Длинны и ярки июльские зори. По-своему неповторим каждый заход и восход солнца. Августовское солнце нежными лучами ласкает природу. Дни сухие и ясные. Безбрежна чистая лазурь неба. На лесной поляне ещё сильно греет солнце, а на тенистой опушке свежо и прохладно. Вот они, контрасты августовского дня. Хорошо в лесу и поле. Кротко тихое сиянье предосенней ласково-ясной приумолкшей природы.

От цветов, на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой наклоняясь,
Что-то шепчет камыш,
А кругом на полях
Непробудная тишь

(Звучит произведение П.И. Чайковского “Времена года”)

Учитель: П.И. Чайковский в своём произведении сумел донести до наших сердец журчанье ручьёв, пение птиц, шорох листьев, жужжанье пчёл.

На пороге осень.

Музыковед 3:

Осень

Уже румянеет осень клёны,
И ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.

Величава золотая русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее стал широкий простор чарующих пейзажей. “В саду горит огонь рябины красной”. Осень вплетает берёзам золото в кудри, раскидывает по полянам белёсые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ничего не поделаешь – не за горами зима. Всё холоднее ночи, всё чаще затяжные моросящие дожди. И злобный порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пёстрым ковром сорванных листьев.

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём.

(Звучит произведение П.И. Чайковского “Времена года”)

Учитель: Великий композитор изображает природу по-разному, согласно времени года, с помощью звуков рождается мелодия, которая радует нас, заставляет волноваться.

На пороге зима.

Музыковед 4:

Зима

Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья. Над крышами клубятся белые столбы дыма.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе тьма носилась,
Луна, как бледное пятно
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,
А нынче погляди в окно,
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Зима идёт на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день, проснётся от зимнего сна природа, зашумят весенние воды и начнётся обновление природы.

(Звучит произведение П.И. Чайковского “Времена года”)

Учитель: Так П.И. Чайковский изобразил, представил природу в своём произведении “Времена года”. Это произведение заставляет нас прочувствовать красоту родной природы, любовь к своей родине, своей стране.

Четвёртая страница “С.В. Рахманинов в Ивановке”

Учитель: Ивановка… Вы спросите, а почему Ивановка? Да потому что несколько лет своей жизни С.В. Рахманинов жил на уваровской земле, в Тамбовском крае, где создавал свои произведения, в том числе и знаменитую “Сирень”.

Дыханьем музыка согрета,
Рождённый звук стремится ввысь.
Сквозь до минор его концерта
Струится, бьётся, рвётся жизнь.
И лишь сердца в притихшем зале
Стучат, смешавши день и ночь
Цветов охапки на рояле,
Цветы – любимая сирень.
Теперь такая же наверно,
Сирень в Ивановке цветёт.

Это тихий уголок земли Тамбовской известен не только в России. Сюда приезжают туристы из стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы познакомиться с жизнью и деятельностью великого музыканта.

Стихотворение В. Дорожкиной “И в каждой клавише тоска”.

(Звучит произведение С.В. Рахманинова)

Учитель:

О, музыка! Она и лечит,
И дарит юность и весну,
Её поток широк и вечен,
Звеня, уходит в вышину.