Цели.
- Создать все условия для расширения и активизации лексики каждого ребёнка через творческие работы в устной и письменной речи.
- Формировать у детей умение раскрывать тему, передавать главную мысль, стимулировать развитие творческих способностей учеников, вселять веру в успех.
- Обучать детей чувствовать красоту слова, строить предложения лаконично, ярко, выразительно.
- Раскрывать творческие способности учащихся.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность, искренность, доброту, взаимопонимание, эмпатию друг к другу.
Оборудование:
- аудиозаписи, магнитофон;
- детские творческие работы, наглядность: плакат с пословицами- напутствиями, Жар –Птица, “ перья”, изготовленные на уроке труда, элементы сказочных костюмов персонажей.
Ход праздника
Звучит вальс Шопена. В класс входят Муза, Фантазия и двое ведущих –учеников..
Муза:
-Сегодня дел у вас, ребята, масса!
Я к вам спешила, загнала Пегаса,
С Фантазией всегда мы вместе с вами
В восторге путешествуем мирами.
Фантазия:
- Друзья мои, вас видеть очень рада!
Для творчества не будет нам преграды.
Мы знаем, наша помощь пригодится,
И дарим вам перо самой Жар - Птицы.
Муза вручает учителю ( павлинье ) перо Жар - Птицы. Оно символизирует успех всего праздника, является его священным тотемом.
Учитель:
- Спасибо, Муза, как оно прекрасно!
Сегодня ты пришла к нам не напрасно.
И хоть зима лютует на дворе –
Согреет нас Жар – Птица в декабре!
Первый ученик:
- Когда впервые мы тебя встречали,
Явилась ты на облаке вдали,
От радости мы пели и кричали,
Тебе как солнцу с Северной земли.
Учитель: Мои милые ребята, с нашими прелестными гостьями я дружу очень давно, искренне им благодарна , за то, что они помогли мне выразить любовь к вам и восхищение моими маленькими пчёлками - трудягами вот такими поэтическими строками.
Родные мои малыши,
Мои сорванцы озорные!
Я с вами смеюсь от души,
Моя вы родная стихия.
Как искренни ваши сердца
И как вы щедры, как наивны!
И нет тем восторгам конца
О Мире загадочном дивном.
Чтоб эти загадки открыть,
Чтоб трудностей не испугаться,
Чтоб по морю знаний проплыть,
До суши успехов добраться
Нам надо учиться, друзья,
И много усердно трудиться,
С Баклушей дружить нам нельзя
И с Ленью негоже родниться.
Давайте - ка лучше лететь
В Фантазии замок хрустальный,
Она нам поможет взрослеть,
Она ведь во всём идеальна!
Она нас научит дружить
С цветком, мотыльком, хмурой тучкой,
Она нам подскажет, как жить,
Как Умницей быть, Почемучкой.
(Стихотворение, посвящённое учащимся , помогает настроиться детям на творческий лад, организоваться, сконцентрироваться на выполнении предстоящей работы, пробуждает желание пофантазировать, создать свои маленькие детские “шедевры” в поэзии и прозе.)
Учитель:
-Крылышки расправили, мои маленькие эльфы?
Готовы лететь в гости к Фантазии с Музой?
Дети: Да! Готовы!
Через приоткрытую дверь класса слышится тихий звон колокольчика.
Первый ученик: Минуточку…мне кажется, я слышу серебристый звон колокольчика. Прислушайтесь, кто – то к нам спешит, а вот уже и стучится.
( Направляется к двери)
Второй ученик: Да, к нам, наверное, ещё пришли гости! Да, да, войдите !
( На пороге появляется необычный персонаж, в серебристом плаще, с золотистыми кудрями и лавровым венчиком на голове.)
Второй ученик: Здравствуйте, кто вы, загадочный незнакомец?
Златокудрый Добрый Гений делает реверанс. В руках у него свиток “папируса” и гусиное перо.
Добрый гений: Здравствуйте, ребята! Я – Добрый Гений. За вашим творчеством наблюдаю уже давно, искренне радуюсь вашим успехам, стараюсь вас вдохновлять, а в трудные минуты – подбодрить.
Мне очень нравятся ваши сказки, рассказы, стихи. Хотелось бы некоторые из них ещё раз услышать и порадоваться за вас.
Фантазия: Это вполне возможно, правда, ребята?
Несколько детей из класса читают свои ранее написанные любимые произведения. На стенде - выставка детских работ – рисунков по тематике этих сочинений. (Регламент по времени – 10 минут) Вот некоторые из детских стихов.
Арапова Маша.
Моя семья.
Я счастлива и богата,
У меня есть чудо - клад -
Это папа, мама, я,
Наша крепкая семья!
Вместе нам не одиноко,
Есть о чём поговорить,
Все секреты и вопросы
Можем смело обсудить.Если вдруг я заболею,
Мама мне заварит чай,
Папа сбегает в аптеку,
Станет маме помогать.
Нет меня счастливей в мире,
Ведь со мной моя семья.
Чтоб со мной не приключилось,
Папа с мамой у меня.
Войтюк Дарья.
***
Маленькие ангелы Маленькой страны,
Маленькие слёзы Золотой луны,
Как снежок спускается чёрный паучок,
Птичка заливается и поёт сверчок.Посмотри, посмотри на природу зимой,
На природу весной!
И пойми, и пойми сколько песен внутри
Появляется сразу после первого раза.Мама! Краше нет никого,
Мама! Не оставит меня одного.
Мама! Всех милей на свете!
Добрым теплом она светит.
Волобуева Ксения.
Подарки зимы.
К нам пришла зима сама,
Принесла во двор Зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.
На деревья и кусты
Шапки нахлобучила,
В толстяка- снеговика
Превратила чучело.
И на окнах спозаранку
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки,
Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки, так подарки!
Нам не холодно, а жарко!
Надеева Валерия.
Новый год!
Новый год! Новый год!
Это всё наоборот!
Белки шишки не грызут,
Ёлки в доме не растут,
На окне морозным днём
Появился терем- дом.
Это значит Дед Мороз
Всем подарки нам принёс.
Вот машинку, куклу, мишку,
А кому смешную книжку.
Надо в праздник не скучать!
Новый год пора встречать!
Добрый гений: Браво! Браво! Белиссимо! О! То есть, как это прекрасно! Я в восторге!!! Что ж, осталось только поблагодарить юных художников и поэтов за их наблюдательность, смелость и умение так интересно излагать свои мысли. Я сегодня пришёл, чтобы открыть всем вам большую тайну . Мы вместе с вашим учителем и родителями поможем издать настоящую книгу ваших стихов и рассказов. Вот тогда все желающие смогут прочитать ваши произведения.(Дети искренне радуются, хлопают в ладоши) Молодцы все, и всем большое спасибо! А мне пора. Успехов вам ребята! До скорой встречи!.
Физкультурную минутку проводит Муза.
Муза: Перед дорогой нам не мешало бы взбодриться, расправить крылышки.
Правда, ребята? Ведь бодрость духа помогает резвости уму!
- Дружно встали ,потянулись,
И друг другу улыбнулись,
Впереди прекрасный день,
И трудиться нам не лень!
На волшебной карусели
Закружились, полетели!
Не страшны нам бури , грозы,
Мы как бабочки, стрекозы
В танце дружно закружились,
В замке Музы очутились!
-Чтоб наш полёт прошёл быстро и успешно давайте закроем глаза и под прекрасную музыку отправимся в путь.
Дети садятся на свои места. Звучит музыка П.И. Чайковского.
Поэзия: Ребята наш полёт продолжается, мы скоро окажемся в нашей любимой волшебной стране Фантазии и самых удивительных грёз! Каждый возьмет себе в спутницы понравившуюся тему, а потом узнаем, какие истории получились самыми интересными и увлекательными. Но помните! В волшебное государство мы попадаем ровно на 10 мин. Когда затихнет музыка – это сигнал к возвращению.
В дороге вам пригодятся добрые напутствия.( На доске в виде старого манускрипта развёрнут плакат с русскими народными пословицами.)
-Давайте вместе их прочитаем:
Напутствия.
- Учение – свет, а не учение - тьма .
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Первый конкурс.
Рассказы – миниатуры.
Темы рассказов на доске:
- Зимний лес.
- Жила – была снежинка.
- О чём мечтают забытые игрушки.
- Почему грустит дневник?
- Мечта школьного глобуса.
- О чём вздыхает классное зеркало.
- Мой любимый четвероногий друг.
Дети принимаются за работу.
Через 10 мин. Звучит загадочный таинственный голос: “Ваше время истекло! Пора возвращаться… ”
Музыка затихает. Все сочинения собирают члены жюри ( приглашённые гости- учителя) для определения победителей конкурса.
Второй конкурс.Коллективная сказка. (устная)
Первое предложение говорит Фантазия.
Фантазия: “Высоко в небе летела Жар- Птица и уронила на землю волшебное перо…”
Теперь каждый ученик класса придумывает своё предложение, развивая сюжет сказки. Сказка записывается на диктофон, а потом прослушивается всеми участниками и членами жюри. На задание даётся 5 мин.
Для отдыха проводится рефлексивная танцевальная физминутка под мелодию песенки “На весёлых на утят”.
Третий конкурс.
Веселый буримэ.
На доске записаны рифмующиеся слова.
Дети сочиняют рифмы- четверостишия.(5 минут) Каждый выбирает себе рифму по душе. Несколько человек по желанию читают рифмы. В основном они выходят смешные небылицы.
Ночка | зима | сказки | цветок | ||||
Дочка | сама | глазки | лепесток | ||||
Кочка | пушок | маски | солнце | ||||
Бочка | снежок | салазки | оконце |
Вот некоторые из них:
Гуськова Т.:
Тёмной ночкой
Наша дочка
Запнулась о кочку
И упала в бочку
Ряполова В.:
Гостья зима
Пришла не сама,
Выпал снежок-
Будто пушок.
Каждый чтец выразительно прочитывает свои поэтические шедевры. Все участники хлопают, весело смеются. Жюри оценивает лучшие работы.
В завершении праздника всем участникам выдаются поощрительные призы, грамоты.
Все приглашаются на праздничное чаепитие. Родители испекли пирог в виде Жар- Птицы. Все восхищаются прекрасным угощением. Праздник продолжается.
Учитель: Спасибо всем участникам нашего необыкновенного путешествия за интересные творческие работы, за активность, трудолюбие и усердие. Мне интересно ваше мнение.
Если праздник не очень понравился, вы закрываете лицо руками, если понравился, дружно хлопаете, если очень понравился, громко хлопаете и кричите “Браво!”
Молодцы! А теперь подарите свои волшебные пёрышки друг - другу, которые вы изготовили на уроке труда, и пусть они каждому из вас принесут только успех и радость!
Послесловие.
Праздник детского творчества - это один из видов итоговых занятий целого цикла во внеурочное время в ГПД и на уроках внеклассного чтения. способствующих развитию детской фантазии, творческих способностей у каждого ребёнка класса.
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Для этого надо проводить целенаправленную работу над основными видами речевой деятельности - письмом, говорением, чтением, слушанием. Чтобы достичь определённых успехов в этой работе, необходимо целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать ) чужую речь, строить собственные высказывания в соответствии с нормами русского языка.
На уроках развития речи, “Живого слова” дети с удовольствием составляют устные и письменные рассказы, сказки, пишут стихи. Детские наблюдения и высказывания всегда очень искренние, яркие и точные.
В мини-сочинениях учащиеся максимально приближаются к естественным условиям порождения речевых высказываний, проявляют свою умственную самостоятельность, осмысливают, оценивают виденное, пережитое, делают собственные умозаключения.
Праздник детского творчества получился очень эмоциональным, насыщенным, интересным. Дети с радостью трудились, фантазировали, увлеченно создавали свои произведения и с удовольствием ими делились с друзьями.
Итогом таких творческих занятий является издание детской книги “Волшебное перо Жар – Птицы”, приуроченное к Выпускному празднику в конце четвёртого класса.
Эту книгу получил каждый ученик. На местном канале телевидения и в центральной городской библиотеке состоялись презентации книжки.