Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Разговор о правильном питании"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: ознакомить учащихся с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “меню”; учить различать полезные и вкусные продукты; воспитывать культуру питания.

Оборудование: выставка книг “О вкусной и здоровой пище”, презентация к уроку (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Подготовиться к уроку нам помогут вопросы кроссворда.

Ученики. Дети отгадывают загадки, вписывают отгадки в кроссворд, прикрепляют картинки-ответы.

Учитель. Отгадайте загадки.

– На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки – Собираем огоньки.

Ученики. Земляника.

Учитель. Следующая загадка:

– Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!

Ученики. Чёрная смородина.

Учитель. Следующая загадка:

– Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
“Кушай, мамочка”, – скажу.

Ученики. Яблоко.

Учитель. Следующая загадка:

– Снаружи коричневый, ворсистый.
Внутри зелёный, сладко-кислый.

Ученики. Киви.

Учитель. Следующая загадка:

– Заморский гость сидит на кустике,
С зелёным чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу.

Ученики. Ананас.

Учитель. Следующая загадка:

– Плод, похожий на лампочку.

Ученики. Груша.

Учитель. Следующая загадка:

– Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Ученики. Морковь.

Учитель. Следующая загадка:

– Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.

Ученики. Редис.

Учитель. Ребята, как бы вы предложили назвать кроссворд?

Ученики. “Фрукты, овощи и ягоды”.

Учитель. Какие фрукты вы любите? А овощи? Как вы думаете, овощи, фрукты и ягоды – полезные продукты? Почему?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. Теперь послушайте мнение доктора Неболейки:

“От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм лучше сопротивляется различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду”.

Ученики. Выступает подготовленный ребёнок в роли доктора Неболейки.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Прочитайте пословицы:

– Хорошего понемножку, сладкого – не досыта.

– Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

– Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

– Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

– Наелся, как бык, не знаю, как быть.

– Когда я ем, я глух и нем.

Учитель. Что объединяет все эти пословицы? Какова тема нашего занятия?

Ученики. Дети формулируют тему урока: “Правильное питание”.

III. Совместное целеполагание

Учитель. Правильно. Тема нашего урока – “Разговор о правильном питании”.

Учитель. Изучая эту тему, что мы должны к концу урока знать и уметь? Думаю, что пословицы помогут вам в этом разобраться. Как вы думаете, ребята, пригодятся вам эти знания в жизни?

Ученики. Формулируют цели урока.

IV. Фронтальная работа

Учитель. Восстановите поговорку, объясните её смысл.

Ученики. Дети восстанавливают поговорку, объясняют смысл: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу”.

Учитель. Спасибо за ваши высказывания. В поговорках заключена мудрость народная. А сейчас давайте послушаем советы специалиста, доктора Неболейки: “Дорогие ребята, каждое время года определяет меню за завтраком, обедом и ужином. Зимой вам необходимо употреблять как можно больше витаминов. Много витаминов содержится в кислой капусте, в тёртой моркови, во фруктовых и овощных соках. Очень хорошо зимой и весной детям пить настой шиповника. Настой шиповника с сахаром очень вкусен и полезен. Если вас после завтрака ожидает что-то интересное, вы начинаете плохо пережёвывать пищу, глотать её кусками. Надо хорошо пережёвывать пищу. Часто бывает и наоборот: вы слишком растягиваете завтрак. Это вызывает потерю нормального аппетита.

Ученики. Выступает подготовленный ребёнок в роли доктора Неболейки.

V. Оздоровительная минутка

Учитель. Оздоровительная минутка.

Я с горы на санках еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.

Ученики. Под стихотворение “Аппетит” ученики выполняют двигательные упражнения.

Учитель. Что же такое аппетит?

Ученики. Дети находят значение слова в “Толковом словаре”.

VI. Работа в группах

Учитель. Рассмотрите картинки и правильно расставьте последовательность действий.

Ученики. Дети восстанавливают последовательность действий.

Учитель. Проверьте.

Ученики. Проверяют.

Учитель. Покажи на часах время твоего первого и второго завтраков, полдника и ужина.

Ученики. Выполняют задание.

Учитель. Проверьте.

Ученики. Проверяют.

Учитель. Игра “Собери полезные продукты”. Рассмотрите таблицу “Самые полезные продукты”, выберете названия тех продуктов, которые являются самыми полезными. Докажите это.

Ученики. Дети выписывают названия полезных продуктов. Объясняют выбор.

Учитель. Конкурс блюд: “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”.

Ученики. Дети презентуют свои любимые блюда.

Учитель. Выставка книг о вкусной и здоровой пище.

Ученики. Знакомятся с книгами и рецептами полезных блюд.

Учитель. Формулирование правил питания. Опираясь на пословицы и поговорки, вспомните все известные вам правила питания. Составление коллективной памятки “Золотые правила питания”:

– Перед едой мой руки с мылом.

– Фрукты и овощи надо хорошо мыть.

– Во время еды не разговаривай и не читай.

– Ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай с закрытым ртом, не спешите глотать.

– Не переедай! Ешь в меру.

– Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу.

Ученики. Учащиеся формулируют правила питания в группах. Взаимопроверка.

VII. Итог урока

Учитель. Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Знаем, что такое правильное питание? Полезные продукты? Правила питания? Какое задание на уроке было самым интересным? Какое – самым трудным?

Ученики. Дети делают отметки на шкале самооценки.