Цели
- познакомить с математическим термином “значение суммы”;
- совершенствовать умение составлять равенства и неравенства;
- формировать навык письма цифр;
- развивать внимание, мышление, правильную математическую речь, логическое мышление;
- прививать умение работать в паре;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Оборудование
- карточки на магнитах с геометрическими фигурами,
- рисунок домика на бумаге в клеточку (26 штук),
- карточки на магнитах с записями сумм, равенств, неравенств,
- слова на карточках – “сумма”, “равенства”, “неравенства”, “значение суммы”,
- весёлый рисунок знака “плюс”,
- разрезные цифры на магнитах,
- магниты разных цветов,
- цифры на магнитах.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Ну – ка, юные друзья,
Вы готовы ль начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знанья,
Понадобятся терпенье и старание.
Руку надо поднимать и ответ полный давать.
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим.
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
- – Что можете сказать? (На доске расположены геометрические фигуры)
- Какие фигуры расположены слева? (Прямоугольники)
- А сколько их? (2)
- Сколько фигур справа? (1)
- Как называется эта фигура? (Треугольник)
- Каким действием можно узнать общее число фигур? (Сложением)
- Сколько всего фигур? (Три)
- Закройте глазки, что произошло с фигурами? (Они объединились)
- Что же у нас получилось из фигур? (Домик)
- - Какую цифру повторим сегодня? (Цифру 3)
Полукруг разок, другой.
Прочерти любой рукой.
Только след свой не сотри!
Все увидят цифру три.
( Дети вместе с учителем пишут в воздухе цифру 3 под стихотворение сначала одной рукой, затем другой рукой и обеими вместе.)
- А теперь возьмите свой домик и напишите в нём цифры 3. Оставьте только окошко без цифр.
Пишем красиво, стараемся, чтобы цифры на нас не обиделись.
- – Какое задание можете предложить с цифрой 3? (Дети предлагают свои задания)
- А вот моё задание
3+3
3=3
3+2
3>2
3<4
3+4
- Распределите записи на 3 группы.
- Что предлагаете? (Сумма, равенства и неравенства)
- Молодцы! Распределите записи.
(Дети выходят к доске и распределяют записи по группам)
СУММА | РАВЕНСТВА | НЕРАВЕНСТВА |
3+3
3+2 3+4 |
3=3 | 3>2
3<4 |
- Почему записи называют равенствами? (Знак “равно” между числами)
- Почему называют неравенствами? (Стоят знаки “больше” и “меньше”)
- А почему записи называют суммой? (Между числами стоит знак “плюс”)
(Учитель вывешивает знак “плюс”)
- Посмотрите, кто к нам пришёл. Послушайте, что он хочет вам сказать.
Я – ПЛЮС.
И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ!
Я ДЛЯ СЛОЖЕНЬЯ ГОЖУСЬ,
Я ДОБРЫЙ ЗНАК ОБЪЕДИНЕНЬЯ,
И В ТОМ МОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
- – Математику откроем на странице 32. Прочитайте задание в номере 74.
(Читает ученик)
- Найди и подчеркни суммы.
- Возьмите в помощь карандаш, линейку и подчеркните суммы.
- Как узнали, что это суммы? (По знаку “плюс”)
(Несколько ребят подчёркивают суммы на доске. Все проверяют.)
- Давайте эти суммы прочитаем хором.
- Напишите ещё несколько сумм в тетради.
(Суммы пишутся и на доске учениками. Всё проверяется и читается хором.)
- А теперь напишите несколько равенств и неравенств.
- Прочитайте.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть.
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снятьМы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали.
Опустите руки вниз.
И на место все садись.
- – Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Нам нужно разрезанные цифры “собрать”
И закрасить части каждой цифры одним и тем же цветом.
- Посмотрите на номер 75. Пальчик, пальчик, помоги, верное решение найди.
- Какие цвета нужно приготовить? (Красный, жёлтый, синий, зелёный)
- Что поможет в работе? (Наблюдательность, терпение, внимательность.)
- Какие цифры вы “собрали”? (3, 5, 6, 9, 0)
(Несколько детей собирают цифры на доске. Все проверяют.)
- Напишите 4 раза каждую цифру, которую тебе удалось собрать. Покажите своему соседу.
- Что ещё нужно сделать?
- Правильно: нужно подчеркнуть красивые цифры. Не забудьте показать своему соседу, как вы красиво писали.
Страничку перевернём,
Номер 77 найдём.
Он нам даёт понять
Что мы умеем
И что должны узнать.
- Как называется запись 4+2? Сделайте к ней рисунок.
- Сколько справа? Сколько слева? ( На доске выполняется рисунок)
- Как показать сложение? ( Нарисовать всё вместе.) Рисуйте.
- Какое число получилось при сложении? ( 6)
- Что обозначает запись 4+2=6?
( Объединили, записали сумму, нашли, сколько всего)
- Почему между суммой 4+2 и числом 6 стоит знак равенства? (Мы нашли, сколько у нас получилось.)
- Число 6 – ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ 4+2.
- Запишите ещё 3 суммы и найдите их значения, используя счётные палочки.
( Несколько сумм со значением пишут на доске.)
3+8=11 | 2+4=6 | 6+2=8 |
(Если дети пишут неверный ответ, то все вместе проверяют, доказывают и пишут верное значение в выражениях.)
- Подчеркните суммы - синим карандашом, а их значения – красным цветом.
(Проверка на доске, использование детьми сигнальных карточек)
Ещё раз хором называют суммы и их значения.
IV. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.- – Как называют запись, если между числами стоит знак сложения? ( Сумма)
- А как называем число, которое получаем при сложении? ( Значение суммы)
- - Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке. Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.
( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.)
Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.
Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.
Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СЛОЖИТЬ,
НАДО ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ.
ЕСЛИ ССОРА ИЛЬ СРАЖЕНЬЕ,
НЕ ПОЛУЧИТСЯ СЛОЖЕНЬЯ.
- Всегда работайте дружно, помогайте друг другу. Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.