Цель: Организация эколого-просветительской работы.
Задачи:
Образовательная:
- Дать детям знание о животном и растительном мире Дальневосточного края
- Воспитательная: Расширять кругозор воспитанников.
- Коррекционная: Коррекция памяти, внимание.
Материал:
- Альбом "Животные, растения Дальневосточной тайги";
- Выставка книг по теме;
- Оформление стенда " Как прекрасен этот мир"
- Силуэты животных, деревьев, птиц.
- Альбом: "Правило поведения в лесу"
- Увеличенная контурная карта Хабаровского края.
1.Организационный момент:
Взявшись за руки, дети встают в круг.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Я живу в родном краю!
Всех я вас приветствую!
- Вот с такими прекрасными словами мы отправимся с вами путешествовать по нашему родном краю. Мы с вами узнаем какие растения и животные обитают на нашей родной земле . Дальневосточная тайга очень богата и разнообразна своей фауной и флорой.
В.К.Арсеньев писал о лесном раздолье " Лес был удивительно красив. Величественные кедры своей темной хвоей хотел прикрыть молодняк, огромные тополя, насчитывающие себя около трехсот лет, казалось, спорили в силе и мощности с вековыми дубами. Рядом с ними в сообществе росли гигантские липы и высокоствольные ильмы".
2. На первой страничке нашего путешествия познакомимся с разновидностью растительного мира дальнего Востока.
Мы с вами входим в лес. Вас встречают своеобразные сказочные "джунгли". Лес! Сколько красоты, огромных ценностей и неизмеримых благ заключается в этом коротком слове! До сих пор никто не смог взвесить полную меру щедрости наших лесов: настолько велико добро, которое дарит людям " Зеленый океан" Обратите внимание на нашу выставку. Не правда как прекрасны творение природы, представлены на этих фотографиях и рисунках!
- Вот пепельно-серей стволы южанина бархата отливают серебром на фоне темной северянки ели. Рогатые кроны маньчжурского ореха раскинулись рядом с островерхом пихтой. Тут же, в наряде из звездчатой листвы, стоят теплолюбивые красавицы клены. Коренастый дуб, своими могучими ветвями потеснил желтую лохматою березу, а под ажурной кроной солнцелюба ясеня приютился жостер. А дальше посмотрите - горный ильм раскинул свои шершавые ладони - листья на встречу веткам липы . Рядом - трепетной листвой шепчут беспокойные осины , а у родника задумчиво стоит " медвежья" черемуха Маака. В самых укромных, укромных скрытых от солнечных лучей уголках таежной глухомани притаился тис. И над всем этим зеленым морем, словно малахитовые утесы , возвышаются великаны - кедры.
- Какие еще деревья, растущие в Дальневосточной тайге, вы знаете? (ответы детей)
Инсценировка легенды " Разговор между деревьями".
- Собрались однажды деревья на солнечном пригорке и стали хвастаться своими заслугами перед человеком:
- "Из меня дома строят"- сказала сосна.
- "Я не боюсь ни воды, ни сырости, поэтому из меня сваи бьют"- сказала лиственница.
- "А, из меня добротную мебель делают"- заявил ясень.
- "А я даю людям лечебное масло и бальзам"- высказалась пихта.
- "А. я кедровые орехи даю!"- сказал кедр.
- "А, из меня изготавливают фанеру и ложи к ружьям, лыжи"- доложила береза.
- И каждый был прав в этой легенде. Но не только человек получает ценную древесину. Лес - еще и гигантский природный сад. Сколько плодов, ягод и орехов поставляет он к столу человека! Так же не мало важно сказать о нашем лесе, как о богатой аптеке.
- Ребята, подойдите к стенду и выбурите фотографии растений которые можно отнести к лесной аптеке (дети по подгруппам выбирают фотографии и отгадывают растения женьшень, элеутерококк, лимонник, березовые почки, боярышник, шиповник, ландыш).
- Молодцы, справились с заданием! А все эти растения в природе можно рвать? (Педагог привлекает внимание на ответ об исчезающих растениях, которые занесены в Красную книгу.)
3. - Вторую страничку нашего путешествия откроют животные дальневосточной тайги.
Отгадайте загадки:
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисто ноги,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это (Лось) (сопровождается показом фотографии)
В сосне дупло,
В дупле тепло,
А кто в дупле
Живет в дупле? (Белка)
Хозяин лесной,
Присыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Возле дуба острым рылом
деловито землю рыл он
Видно, желуди искал,
Не скучал и мой Палкан
Очень грозен был (Кабан).
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки
На суку она обычно,
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит . . .(Рысь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса.
А зовут ее.. . .(Лиса)
- Очень хорошо знаете дальневосточных животных, а какие еще обитают в наших лесах животные. (Ответы детей, опираясь на фотографии: енотовидная собака, леопард, лесной кот, северный олень и т. д.)
-Гордость и краса тайги - Амурский тигр. " Н.В. Пржевальский назвал тигра самым замечательным животным здешних мест" Это, конечно, не случайно Тигр - один из крупнейших хищников нашей планете. Некоторые самцы весят 300-350 и более килограммов. Несмотря на такую огромную величину, движение этой громадной кошки, мягки, плавны, грациозны. По густым зарослям он продвигается бесшумно, легко лазает по крутым, склонам гор и скалам, прекрасно плавает.
- Тигр, как его ближайшие родственники леопард и дальневосточный кот, относятся к редким исчезающим животным и занесены в Красную книгу
-Чтобы открылась третья страничка нашего путешествия, мы с вами проведем игру:
< Живая неживая природа" (Все встают в круг, педагог кидает мячик говорит слово например: сосулька- ребенок должен ответить к какой природе относится к живой или неживой; цветок и т. д.)
4. Эту страничку нам откроют живые, неугомонные души птиц.
Какие только виды пернатых не встречаются в наших лесах. Список птиц составляет 156 видов, из которых 34 редкие виды.
- Проведем с вами мини- викторину "Узнай пернатого по описанию"
С виду невзрачная, буровато-серого цвета птичка, но грудь его украшена изумительно блестящим красным галстуком, непомерно большие темные глаза придают его " лиц" задумчивый вид. Песня его короткая, но сильная, состоит она из громких свистящетрескучих звуков.
- Что это за птица? (Соловей- красношейка)
Иссиня - черная голова отливается металлом. глаза подведены кармином. Расписной золотой жилет на черном подбое, нагрудник медно-красный, и шея повязана, щегольски белым, будто накрахмаленным бантом. Но особенно великолепен длинный, в черную полоску, с блестящей оторочкой, хвост. Сверкающее перо птицы вобрало в себя и блеск солнца, и отсвет амурских зорь, и все жаркие краски
- О какой птице идет речь? (Фазан или по-другому дальневосточная жар-птица)
Оперение ее голубовато-серое сверху и светлое до белого снизу. На голове черная "шапочка". Живут парами. Эту птицу узнаешь сразу, никакая другая на нее не похожа.
- Встречали вы, ребята, такую птицу в нашем крае? (Голубая сорока)
Красота и оригинальность ее внешнего вида поражает человека, очень яркая раскраска оперения в ее окраске сочетаются рыжий, красно- коричневый. Желтый и белый цвет. На голова у нее имеется хохолок, на крыльях - своеобразно удлиненные перья. Клюв красный, а лапы желтые, ее можно часто встретить у берега реки или болота.
- Какую птицу дальнего востока я вам сейчас описала? (Мандаринка)
Эта птица хороший ходок и порой забывают о существовании крыльев. Без особой нужды они летать не будут. Издает негромкое и гортанное "кр-р-р-тук" Когда летит это птица, кажется, что она двигается очень медленно, но это обманчивое впечатление. Она делает глубокие сильные взмахи, и скорость ее полета достигает 50 километров в час. Питаются зеленью, с удовольствием ощипывая траву на озимых хлебах, как гуси. Клюют семена, едят кузнечиков жуков, не отказываются также от мышей и лягушек.
- Эта птица занесена в Красную книгу. (Дрофа)
В былые времена человек не любил эту птицу. Их страшный вид, злые и загадочные гримасы и загадочный ночной образ жизни настораживал людей и порождал разные толки и небылицы, ее часто сравнивали с нечистой силой. Она отменная мышатника, уничтожает огромное количество грызунов- расхитителей зерна. Ее обычный день начинается засветло, до захода солнца.. Это птица иглоногая и единственная из ночных хищников перелетная птица. Осенью, в сентябре и октябре, они улетают к югу и весной возвращаются обратно
- Кто узнал эту птицу? (Болотная сова).
И закончим мы нашу викторину прекрасными стихами Петра Комарова. "Птичъи голоса".
Ходили мы за ягодой
В соседние леса
И шум деревьев слышали
И птичьи голоса.Звенят, переключаются
Синицы и дрозды,
Овсянки и малиновки
Поют на все лады.Одна еще не кончила
Другая, подхватив,
Как серебро рассыпала
Особый свой мотив.Заворковала горлинка,
Забормотал удод
И вся тайга веселая
Щебечет и поет.Недаром мы подумали,
Когда пришли назад,
Что вся природа летняя
Похожа на детсад
- А эта страничка нашего путешествия расскажет как нам надо вести себя в лесу.
Чтобы выйти нам с вами из тайги давайте вспомним о правилах поведения в лесу.
- Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
- Нельзя рвать цветы.
- Нельзя ловит бабочек.
- Нельзя уничтожать и разрушать муравейники.
- Нельзя разрушать гнездовье птиц.
- Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не разжигать костры и беречь лес от пожаров.
Соблюдая все правила поведения в лесной зоне, мы поможем природе сохранить свои несметные богатства родного края.
Итог.
Наше путешествие закончилось, мы сейчас с вами заселим наш край животным и растительным миром. (Педагог предлагает детям на увеличенной контурной карте Хабаровского края разместить макеты деревьев, животных и птиц, изученных на занятие)
Заселив наш край животным и растительным миром, мы с вами знаем, что сложная и таинственная, скрытая и от этого не менее прекрасная жизнь обитателей дальневосточной тайги заслуживает дальнейшего пристального внимания и изучения.
У природы живые краски миллионы лучистых соцветий для чего чудеса из сказки Если в жизни их можно встретить.