Цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета “русский язык”.
Задачи:
- развитие у детей любви и интереса к русскому языку;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться языковым богатством русского языка;
- развитие умения работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над темой однокоренные слова. Начнём занятие с минутки чистописания.
2. Минутка чистописания.
– Сделаем зарядку для пальчиков.
Один из детей выходит к доске и рассказывает стихотворение, сопровождая показом движений для разминки рук.
“Рыбки плавают, ныряют, кувыркаются в воде.
То сожмутся, разожмутся. То зароются в песке”.
– Откройте тетрадь по чистописанию. Проверьте положение тетради на столе.
Один из детей рассказывает стихотворение:
“Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу”.
Показ и комментирование правильного положения ручки в руке.
Обсуждение способа соединения буквы О с другими буквами.
Прописывание слогов и слов, прочтение и запись предложений из тетради.
– Ребята, какое словарное слово встретилось в предложении? (Осина).
– Какая орфограмма встретилась в этом слове?
– А какие ещё названия деревьев встречались нам среди словарных слов?
Дети называют – рябина, яблоня, берёза.
– Как можно назвать эту группу слов– названий деревьев? (Лиственные деревья).
– Отгадав загадку, вы узнаете, о каком дереве дальше пойдёт речь?
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёза).
Работа со словом берёза. (Подчеркнуть орфограммы, поставить ударение, составить и записать предложение со словом.)
3. Новый материал.
– Ребята, а какая часть есть у всех деревьев? Без чего дерево не может существовать? (Без корня).
– Значит слова, которые вы назвали, однокоренные? (Нет).
– Почему? (Они не родственные и называют разные деревья).
– Какие слова являются однокоренными? Расскажите.
– С помощью чего образуются однокоренные слова? (Приставок и предлогов).
4. Закрепление.
– Давайте попробуем образовать однокоренные слова. Да у нас тут целый сад!
На доске нарисовано дерево. Внизу под деревом написано слово сад. На дереве листочки, на которых написаны разные суффиксы. Учитель объясняет детям, что нужно образовать слова с этим корнем и данными суффиксами.
Дети составляют слова, учитель записывает их на доске.
5. Подведение итога.
– Итак, какие же слова являются однокоренными?
– Как можно образовать однокоренные слова?
Дети делают выводы по обсуждаемой теме.
6. Физкультурная пауза.
7. Работа в парах.
– Моё дерево на доске большое и сильное. Оно дало жизнь многим росткам. Давайте поможем им вырасти в большой и сильный сад. Каждая пара получит свой росток. На стволе вы увидите корень слова. Надо подобрать к этому корню как можно больше однокоренных, родственных слов и записать их рядом с деревом. На эту работу вам даётся 5 минут.
Учитель раздаёт на каждую парту рисунок дерева.
8. Представление работы.
Каждая пара выходит к доске и рассказывает о своём дереве. Остальные дети анализируют ответы, объясняют, что получилось у пары, а что не получилось.
Создаётся выставка работ.
9. Итог урока.
– Как же мы можем образовывать новые слова? (С помощью суффиксов и приставок)