Цель: обобщить и расширить представления учащихся о народных праздниках. Ознакомить (напомнить) с традицией празднования Троицы — начала лета, расцвета природы, помочь раскрыть творческие возможности детей.
I. Вводная беседа.
- Кто знает, как к Троице готовятся у нас в деревне? (Моют окна, полы, убирают двор; свежей травой устилают пол в доме; цветы и ветки берёзы ставят на стол; ветками берёзы украшают иконы, наличники.)
- Почему именно берёзку избрали люди для украшения дома в Троицу? (Берёза — символ русской природы — чистой, светлой.)
- Кто помнит песни и стихи о берёзке? Прочитаем по строчке, по четверостишию, кто сколько помнит. Споём по куплету из песен.
II. Из истории празднования “Троицы”
На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. На иконах Троица изображается в виде трёх ангелов, так как по библейской легенде Бог явился одному человеку по имени Авраам в виде трёх ангелов. А вообще все — и верующие, и неверующие — на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.
Послушайте, как праздновали Троицу в старину, а во многих местах празднуют и теперь. Как мы уже знаем, к Троице готовятся заранее: моют дом, приводят в порядок двор, комнаты в доме украшают травой и ветками берёзы. Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались. Верующие люди с ветками берёзы на Троицу шли в церковь, берёзку священник освящал (кропил святой водой), её на целый год ставили за иконы. Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища. Посещение на Троицу могил – обычай очень древний. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот языческий праздник, отмечал: “В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И агда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети...”
Народные гулянья
В Троицу устраивают народные гулянья: школьники, молодёжь, а с ними и многие жители деревни идут в рощу, на луг. Девушки заранее выбирают в роще березку, а в этот день идут завивать выбранные березки. По традиции с собой несут угощенье: пироги, яичницу, картофельные оладьи или запеканку. Глазок яичницы приносила с собой каждая девушка. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки водили хоровод под следующую песню:
Березка, березка,
Завивайся кудрявая,
К тебе девки пришли,
Пироги принесли
Со яичницею.
Выложенная пища как бы символизировала этим приношение жертвы полевым и растительным духам.
Остальные играют в лапту, салочки, в “Бояре”, в “Ручеёк”.
На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул - не исполнится. Берёзку украшали лентами венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы, приговаривая:
Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.
Обряд кумления
Во время кумления “девушек подростков” приветствуют так: “Еще тебе подрасти да по-больше расцвести”, а девице заневестившейся говорят: “До налетья косу тебе расплесть надвое...”, а бабам говорили: “На лето тебе сына родить, на тот год сам - третьей тебе быть”. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь.
Обряд “Березка”
В некоторых местах есть интересный обычай: срезают молодую березку, украшают ее, наряжают. Одна из девочек – “березка” – несет по всей деревне деревце, а рядом с ней поют песни или частушки другие дети.
Уж ты радуйся,
Дубник – кленник,
Не радуйся,
Белая береза!
Мы идем тебя
Развивати,-
Со куличиками
Со сдобными,
Со яиченкой
Со жареной.
III. Подведение итога урока.
Давайте в завершении вместе споем хороводную песню:
Березка аукала, дорогих гостей зазывала:
Ходите, ребята, в луг гулять, зеленые веточки завивать.
Я вам согнуся, сама в веночек завьюся,
А вы меня прославляйте, алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые!
Белая березка, ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть, птиц зазывать.
Скворушка, прилетай, себе домик выбирай!
Да чаще свищи, погромче дуди.
Звонки песни выводи!
Использованная литература.
- Русский земледельческий календарь “Круглый год” Москва, 1991г.
- Журнал “Сельская Новь”, 2001 год, № 6
- Журнал “Школа и производство”, 2007 г. № 1.
- Настольный календарь, 1989 г.
- Краеведческий календарь, 1999 г.