Цель:
- расширение и углубление знаний обучающихся о химических свойствах солей, их особом свойстве, гидролизе;
- продолжить формировать умения и навыки записывать уравнения в ионном виде, определять соли, подвергающиеся гидролизу, определять характер среды растворов солей при гидролизе;
- развивать умения самостоятельно добывать знания для решения проблемы;
Методы обучения: диалогическое изложение, беседа, объяснение, химический эксперимент.
Приемы обучения: постановка и решение учебных проблем, раскрытие причинно-следственных связей, организация наблюдений, сравнения, использование алгоритмов.
Средства обучения: причинно-следственные связи, оборудование и реактивы для эксперимента, таблицы, алгоритмы.
План урока
1. Актуализация опорных знаний.
* Дать определение солей с точки зрения ТЭД.
* Способы получения солей, роль кислот и оснований при этом.
* Почему кислоты дают кислую среду в растворе, а основания (щёлочи), щелочную среду.
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает школьникам убедиться в том, что при взаимодействии кислоты и основания получается соль.
* Получите соль хлорид натрия, используя гидроксид натрия и соляную кислоту, в присутствии фенолфталеина.
* По результатам эксперимента составляют уравнение в ионном виде, учитель отмечает изменение среды раствора, она стала нейтральной - реакция нейтрализации - это реакция между кислотами и основаниями.
* Учитель предлагает проверить нейтральность среды растворов следующих солей: карбоната калия, хлорида цинка, ацетата свинца, по ходу выполнения опытов создаётся проблемная ситуация, поскольку в растворах двух солей индикаторы изменили окраску.
3. Постановка учебной проблемы
* Учитель формулирует проблемный вопрос: "Почему в растворах карбоната калия и хлорида цинка индикатор изменяет окраску, а в растворах хлорида натрия и ацетата свинца - нет?"
4. Решение учебной проблемы.
Для выдвижения гипотез учитель просит вспомнить школьников о ранее приобретённых знаниях.
* О чём свидетельствует изменение окраски индикатора лакмуса на синий цвет?
* О чём свидетельствует изменение окраски лакмуса на красный цвет?
* Имеются ли в растворах этих солей ионы водорода и гидроксид-ионы, изменяющие цвет индикатора?
* Можем ли мы предположить, что избыток ионов водорода и гидроксид-ионов в растворах этих солей является результатом взаимодействия ионов соли с диполями воды?
* Подтверждает правильность выдвинутой гипотезы учитель, объясняет сущность происходящих явлений, формируя представление о гидролизе как о реакции обмена между ионами соли и диполями воды.
5. Доказательство и применение найденного решения
* Докажите с помощью составления уравнений, почему ацетат свинца не изменяет окраску индикатора.
* Предлагаются задания, побуждающие учеников сделать предположение о том, какую среду будут иметь растворы следующих солей : сульфат железа (||), сульфат калия, сульфид натрия, с последующей экспериментальной проверкой.
* Далее учитель формирует умения у школьников составлять уравнения гидролиза данных формул солей с помощью алгоритма:
Алгоритм составления реакций гидролиза солей
Действие | Пример |
1.Записать формулу соли, если она растворима , составить уравнение диссоциации | |
2. Проанализируйте состав соли | соль образована сильным
основанием, |
3. Определить какой из ионов соли будет взаимодействовать с водой. Составить сокращённое ионное уравнение. | |
4. Записать полное ионное уравнение. Определить среду раствора. | |
5. Составить молекулярное уравнение реакции |
В ходе составления уравнения гидролиза учитель должен подвести учеников к выводу: в реакцию с водой всегда вступает ион слабого электролита; реакция среды определяется ионом сильного электролита.