Цели:
- приобщение детей к миру творчества и мастерства;
- умение найти своё оригинальное решение при создании новых произведений резьбы по дереву;
- воспитание эстетического вкуса, гордости за свои национальные корни.
Инструменты и оборудование:
- верстак;
- инструменты для резьбы по дереву;
- выставка работ учащихся предыдущих лет;
- образцы эскизов творческих работ;
- иллюстрации работ народных мастеров.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цели, задачи и мотивация нашего занятия познакомиться с развитием резьбы на Руси, осознать свои национальные корни и приобщиться к миру творчества и мастерства, научиться опираться на опыт прошлых поколений, но и стараться найти своё оригинальное решение при выполнении творческих задач.
Хочется верить, что, где бы ни пришлось вам работать в будущем, какую бы профессию вы ни избрали, ваш досуг всегда будет увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас первые кружковые занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство.
2. Лекция с элементами беседы.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.
Дерево - один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать ещё в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами . С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.
Для всемирной выставки в Париже в конце позапрошлого века на диво всему миру срубили русские плотники бревенчатую избу. Красота пропорций, простота и мудрость конструктивных решений – все это поразило посетителей выставки, образно назвавших рубленую избу «русским Парфеноном». Благодаря остроумным приёмам соединения деталей плотники срубили избу без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. «Хорошая вязка скрепчевее всяких гвоздей», - убежденно говорили народные зодчие. Это ли не наполняет душу каждого русского человека гордостью за мастерство своих соотечественников?
Любое изделие из древесины всегда изготавливали с учетом её физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречались несколько пород дерева. Например, в обычном бочонке стенки и донышко делались из дуба, его древесина исключительно прочна и отлично противостоит гнилостным микробам; обручи – из вязкого гибкого вяза, а пробка – из мягкой однородной липы. В некоторых деревянных изделиях древесина различных пород применялась настолько постоянно, что послужило поводом возникновения когда-то распространенной народной загадки: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Загадку эту не так-то просто отгадать современному человеку. Между тем деревенский житель начала прошлого века мог уверенно сказать, что это прялка – простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая её часть изготавливалась из определённой породы дерева: донце, на котором сидела пряха, - из липы («На липе сижу»); гребень для расчесывания пряжи – из клена («сквозь клен гляжу»), а веретено для наматывания готовой пряжи из берёзы («берёзой трясу»).
В старину большинство изделий из дерева имело часто практическое назначение, но в каждой из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Многие ковши и братины изготавливались в форме утиц. Если выразительная текстура дерева могла украсить изделие, то её старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабой выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой.
Вы, наверное, уже обратили внимание на иллюстрации работ народных мастеров и современных авторов, развешанные на нашей классной доске. Вашему вниманию предстали образцы народных прялок, точеные расписные матрешки, домовая резьба, современные работы декоративно – прикладного творчества и для себя сделали выводы. Я думаю, что изделия, сработанные старыми и современными мастерами, вызывают у вас восхищение, появляется желание следовать примеру народных мастеров, но появились и вопросы.
- Какие нужны инструменты и материалы?
- Какие приемы обработки использовал тот или иной мастер?
- Как создаётся новое произведение? И так далее.
И если вы решили более углубленно изучать художественную обработку древесины, то нам с вами по пути. Наш школьный кружок, разумеется, не может дать вам рецепт, с помощью которого можно было бы достигнуть творческих вершин, - таких рецептов нет. Он лишь поможет сделать первые шаги на пути к овладению художественным ремеслом. А все остальное будет зависеть от ваших способностей, вкуса и воображения, помноженных на упорство и трудолюбие.
К нашему первому занятию кружка мы приготовили выставку изделий выполненных руками и фантазией ваших товарищей.
Почему передняя часть полозьев саней уже на три, четыре сантиметра, чем задняя. Оказалось, что при движении саней от сопротивления снега передняя часть полозьев раздвигается на три, четыре сантиметра, и полозья выравниваются. В подобных беседах зарождается интерес к творческой работе, происходит приобщение к упорному и напряженному труду. Конечно, все наши изделия – это уменьшенные в масштабе образцы народного быта. На нашей выставке много коллективных авторских работ. Это кухонные наборы, наличники, ставни, модели резной мебели для деревенской избы и многое другое, авторами которых являются Мартюхов Максим, Язовских Андрей, Сердюцкий Евгений, Панов Алексей, Певнев Алексей, Кунов Иван. О высоких достоинствах этих работ и исполнительском мастерстве этих ребят свидетельствуют многочисленные дипломы, почетные грамоты выставок детского декоративного – прикладного творчества. Здесь же находятся инструменты для резьбы по дереву, сделанные руками наших ребят на кружковых занятиях и уроках технологии. Мы не имеем возможности приобретать дорогой инструмент в торговой сети из - за слабого финансирования и это минус, но в этом есть и свои плюсы. Ведь даже мастер – резчик приобретает инструменты постепенно, по мере возрастания сложности и трудоемкости резьбы, с учетом навыков и возникающей при этом потребности. Многие резчики – любители делают инструмент сами в домашних условиях. При этом используют медицинские скальпели, «опасные» бритвы, ножовочные полотна механических пил и многое другое. Поэтому плюсом можно считать богатую фантазию и умелые руки превращать отходы металлов и других материалов в приспособления и инструменты, успешно заменяющие промышленные образцы. На выставке предоставлены и материалы, из которых мы изготавливаем наши изделия. Ребята, вы как сельские жители, наверное, без труда сможете определить, из какой породы древесины изготовлены наши заготовки для резьбы по дереву.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Какие породы древесины произрастают в нашей местности?
(береза, сосна, осина)
Почему наши заготовки выполнены из этой породы древесины?
(наиболее доступный материал для резьбы)
Я был уверен, что вы ответите на эти вопросы. Ведь береза наиболее доступный материал в нашей местности, пригодный для резьбы по дереву. С породами древесины, с их физико – механическими свойствами мы будем знакомиться на следующих занятиях кружка. Хотя материалы, применяемые в декоративно – прикладном искусстве, в частности резьбе по дереву, достаточно хорошо изучены, тем не менее, они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Мы с вами будем постоянно искать новые приёмы обработки, пробовать сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментировать. Только тогда вы сможете в полной мере испытывать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой.
Глядя на выставку творческих работ ваших товарищей, иллюстративный материал работ народных мастеров и художников декоративно – прикладного творчества у ребят, приходящих на первое занятие, возникает желание немедленно, взяться за работу и создать что – то своё, неповторимое. Не спешите сразу же за сложную работу. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготавливая на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи.
Наши занятия проходят примерно по такому плану: в них предусмотрено ознакомление школьников с русским народным декоративным искусством, с историей возникновения резьбы на Руси. Теоретический материал сообщается в форме бесед перед практическими занятиями, которые начинаются с выполнения учащимися пробной резьбы по дереву. Ребята осваивают простейшие приемы – резьбу канавок, квадратов, треугольников и.т.д. Последовательность выполнения заданий, с постепенным нарастанием сложности в создании узора. Ребятам предлагается придумать свой рисунок геометрического орнамента или композиции для выполнения резьбы. И если на первоначальном этапе основной задачей наших занятий является научить ребят технической стороне выполнения резьбы, и безопасной работе и все обучение здесь строго регламентировано, то в дальнейшем ребятам предоставляется возможность проявить неуёмность своей фантазии.
Ребята! Каждый год на занятиях кружка «Умелые руки», помимо учебной работы, мы выполняем коллективную творческую работу (работы), которая является результатом нашего труда за весь учебный год. (Подведение итогов)
Вы посмотрели на творческие работы ребят и у вас, наверняка, возник вопрос: «А как зародился замысел той или иной работы?» Давайте рассмотрим одну из наших работ «Хождение за три моря». По мере накопления технического опыта, впечатлений от работ ваших товарищей, просмотра иллюстраций с работами мастеров народного творчества, ребята сами начали предлагать свои варианты новых изделий. С самого начала обсуждений нашей коллективной работы мы заостряли внимание на создании кухонного набора. И на первоначальном этапе это были незамысловатые предложения: набор разделочных досок в форме яблока, рыбок и.т. д. Затем поступило предложение сделать разделочные доски в виде рыболовного корабля.
Язовских Андрей от впечатления работ народных мастеров предложил сделать объёмный ковш в виде старинного корабля, ведь утица так похожа на корабль, который мог бы быть конфетницей. Панов Алексей предложил сделать подставку под корабль в виде тарелки, которая служила бы для других снадобий. Но композиция выглядела не совсем законченной, чего- то не хватало. Мы делали разнообразные наброски, были всевозможные варианты, пока не пришли к выводу, что для завершения нашей композиции не хватает фона. Выход нашел Мартюхов Максим, он решил, что фоном могли бы служить разделочные доски, и все с этим согласились. К нашей композиции необходимо Рисунок 8 Рисунок 9 было найти название, соответствующее замыслу работы. Их было придумано очень много, но все они не совсем подходили к замыслу нашей композиции. Кто –то из ребят недавно прочитал книгу «Хождение за три моря» про русского купца -путешественника, который дошел до Индии и стал первым русским, который открыл для России столь далекую страну. Вот таким образом прочитанная книга стала названием нашей композиции, а сюжеты этой книги были перенесены на разделочные доски. Но прежде чем появились эскизы к разделочным доскам, была проведена большая поисковая работа по сбору информации об архитектуре, одежде Индии, Китая, России того времени. И только после выполнения окончательных вариантов эскизов разделочных досок и всей композиции приступили к её выполнению. Так как работа была объёмной и сложной в исполнении, то её разделили между участниками кружка с учётом их опыта и навыков. Здесь, среди выполненных работ, вы видите наше изделие.
Рефлексия
И так ребята, на сегодняшнем занятии вы познакомились с историей резьбы на Руси, с инструментами и материалами, которые используются для изготовления изделий из дерева, с работами выполненными учащимися нашей школы, а также с тем, как возникает замысел творческих работ и.т. д.
- Что понравилось вам на сегодняшнем занятии?
- Что вас особенно заинтересовало?
- Возникло ли у вас желание научиться резьбе по дереву?
- Зачем нам нужно сегодняшнее занятие?