Цели урока:
- Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений.
- Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.
- Формирование пунктуационных навыков.
- Развитие навыков монологической речи.
- Воспитание любви к матери.
Оборудование:
- карточки;
- записи на доске:
Должны
знать: 1) чем отличается СПП от других видов СП; 2) подчинительные союзы и союзные слова; 3) виды СПП. |
Должны
уметь: 1) распознавать СПП и их виды; 2) ставить знаки препинания; 3) изображать графически СПП. |
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Учитель: ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с синтаксической разминки,но сначала несколько учащихся получат индивидуальные задания, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить их схемы.
Карточка №1
У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.
Карточка №2
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.
Карточка №3
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты
ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них
мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне -несказанный свет.
Синтаксическая разминка.
Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.
- О матерях можно рассказывать бесконечно. (…). П.П.
- Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. ( ), ( ). БСП.
- В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. ( ), и ( ). ССП
- Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. ( ), (чья…) СПП
Итак, мы повторили виды сложных предложений. Давайте прочитаем записанный на доске текст.
Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)
Задание:
- О чем говорит М. Горький?
- Запишите первое предложение.
- Какое это предложение? Докажите.
- На какой вопрос отвечает придаточное?
Учитель: ССП имеют значения, которые зависят от союза, СПП также имеют разное значение или виды.
Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чем же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в СПП ). Запишите на пропущенной строке тему урока: Виды СПП.
Что вы должны уметь и знать? (Зачитать).
Работа с таблицей учебника русского языка под редакцией М. Разумовской стр. 61.
Закрепление материала.
Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски).
Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Задание:
- прочитать выразительно;
- дать характеристику записанным предложениям;
- определить вид придаточных по вопросу;
- начертить схему предложения.
Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Словарный диктант.
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Задание:
- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».
- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.
Работа с текстом стихотворения балкарского поэта Кайсына Кулиева (тексты на партах).
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.
Задание:
- подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения;
- записать 1 четверостишие и определить вид придаточного;
- устная работа над 5-6 четверостишьями :определение вида придаточных предложений.
Домашнее задание: упр. №83, правило на стр.61-62 (учебник русского языка для 9 класса под редакцией М. Разумовской)
Итог урока:
- Чему вы научились на уроке?
- Какие задания понравились?
- Над чем заставил задуматься?
- На какие размышления навел?
Оценки за урок.