На центральной стене зала два флага – с одной стороны российский флаг, с другой якутский флаг. Возле якутского флага стоит яранга, рядом находится костер. Возле российского флага находится экран теневого театра, по правую сторону зала находится выставка полезных ископаемых Якутии, поделки из дерева, кости, национальные костюмы из ткани, поделки из меха оленя, одежда.
Звучит веселея музыка, в зал с цветами в руках входят дети.
Садятся на стульчики.
Вед:
Россия… Родина… это, край, где мы родились, где мы с вами живем,
это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что – то…
1 реб:
Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье русская душа.
2 реб:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3 реб:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом: «Русь».
Дети исполняют танец с цветами. По окончании танца ставят цветы в вазочки у центр. стены.
Вед: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети:
«Родина любимая, что мать родимая».
«Если дружба велика, будет Родина крепка».
«Жить – Родине служить».
«Родина – мать, умей за нее постоять».
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
«На чужой стороне, что соловей без песни».
Вед: Еще много пословиц и поговорок сложил народ про свою Родину. А мы с вами все вместе споем песню о Родине.
Исполняют песню: «Очень любим Родину».
Вед:
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь,
Где твой родной дом, твоя родная земля.
И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать
свою родную Якутию.
1 реб:
По красоте своей и силе
Мне не с чем Якутию сравнить.
Иной здесь видится Россия –
Суровей, строже, может быть.
2 реб:
Моя Якутия.
Широкий берег Лены.
Песню звонкую пою,
Про Якутию свою.
3 реб:
Якуты, русские,
Эвенки, чукчи,
О мире поют,
Весело живут.
4 реб:
Все дорого мне и любимо
В якутской родной стороне.
В хоровод вы все вставайте,
Дружно песню запевайте.
Исполняют песню: «Якутский хоровод».
Вед: А теперь поиграем в игру!
Проводится якутская игра.
После игры открывается яранга, из нее выходит бабушка Айхо.
Исполняет танец с бубном во круг костра.
Айхо:
Это кто тут расшумелся?...
Кто, тут песни распевает?...
Кому дома не сидится, не лежится и не спится?
(Смотрит вокруг себя, ничего и не кого не видит).
Видно показалось! Пойду в свою ярангу по – шаманю.
Вед:
Ой, ребята, видно мы с вами сильно шумели,
И нарушили покой бабушки Айхо.
А давайте, мы с вами позовем бабушку Айхо к нам.
Ведь она коренной житель Якутии и живет здесь очень долго.
Она нам все сейчас расскажет про наш родной край.
Дети зовут бабушку.
Айхо:
Слышу, слышу вас дети – оболор.
Я давно знала, что вы ко мне придете и я ждала вас.
Вед: Здравствуй, Айхо! Мы рады встрече с вами и очень хотим узнать, как можно больше о нашем родном крае, оЯкутии.
Айхо садится у костра.
Айхо:
Якутия – большая республика. Она расположена на севере
нашей страны (показывает север), с юга на север Якутию
пересекает воспетая в сказках и легендах река Лена. По этой
реке из России в Якутию привозят много всяких товаров,
продукты питания, овощи, фрукты.
А вы знаете, как много городов в нашей республике, вот вы какие знаете
города нашего края?
Дети отвечают: (Якутск, Мирный, Алдан, Чульман, Нерюнгри…)
Айхо:
Правильно, молодцы, сразу видно, что вы ученые.
В Якутии, дети, живут очень много людей, всяких разных
национальностей, их так много, что у меня даже на руках
пальцев не хватит и живут здесь все дружно и весело.
Вед: Айхо, послушай стихотворение, которое сейчас вам прочитают наши ребята.
1 реб:
Я – якут, он якутянин.
Русский – он, я - россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
2 реб:
Породила нас работа,
Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
3 реб:
И люблю я в нем Россию,
Удаль русскую и силу,
Прямоту и озорство.
4 реб:
Мы шагаем, плечи рядом.
И зовет меня он братом.
Братом я его зову.
Айхо: Ай, да молодцы, ученые вы все какие. А вот смелые ли вы, ловкие ли вы?
Проводится якутская игра: «Бой быков».
Слышится стук по дереву. Появляется дятел (кукла - бибабо), на дереве которое стоит у центр. стены.
Айхо:
Тонсобой! (Дятел). Это мой друг прилетел – дятел.
(Дятел стучит клювом по ширме).
Вовремя ты прилетел, посмотри сколько гостей у нас.
(Дятел стучит клювом).
Что, что ты говоришь? А – а, ты рад!
(Дятел стучит, Айхо прислушивается).
Айхо: Вы знаете, уважаемая, о чем меня попросил Тонсобой?
Вед: Нет, не знаю. Но нам бы конечно хотелось бы узнать.
Айхо:
Тонсобой попросил меня рассказать вам о северном сиянии,
которое бывает в зимнее время года в далекой Тундре.
Тундра – это огромная степь, на ней совершенно нет леса.
Зимой это пространство покрыто толстым слоем снега.
В самые студеные ночи расходится по всему северному небу и
начинает полыхать, как пламя огромного костра, становясь то
багрово – красным, сияя разными цветами – северное сияние.
Вед: А у нас ребята приготовили танец, который так и называется «Северное сияние». В начале танца включить гирлянду.
Исполняют танец «Северное сияние».
Айхо:
Молодцы вы, оболор (дети)!
Нам с Тонсобоем очень понравился ваш танец.
(Дятел стучит клювом).
Айхо: Все поняла. Тонсобой спрашивает, знают ли дети пернатых жителей Якутии?
Дети отвечают, каких они знают птиц.
Дятел (стучит клювом) благодарит детей и улетает.
Вед: Бабушка Айхо, вы такая мудрая женщина, наверное много якутских народных сказок знаете? Может вы нам расскажите хоть одну.
Айхо: Да я не только расскажу, но и покажу.
Теневой театр.
Ставится экран теневого театра, свет выключается.
Айхо садится у костра, рассказывает:
Сказка «Мышь и Лось».
Как – то под вечер на берегу лесной речки встретились Лось с Мышью. Встретились заспорили, кто из них первым увидит восход солнца.
(Появляются Лось и Мышь).
Лось: Тебе ли, земляной твари с крошечными глазками, увидеть солнце раньше меня!
Мышь:
Пи – пи! Конечно, я увижу его первым! Не слишком – то
хвастайся своими длинными ногами и большими глазами.
Может так получиться, что я увижу солнце раньше тебя.
Айхо:
Поспорили, стали ждать восхода. Выпучил Лось свои большие глаза, уставился на восточную сторону неба.
Мышь смотрела на западную.(Фигуры развернуть по названым сторонам).
«Порождение тьмы, она даже толком не знает, откуда
восходит солнце», - взглянув на мышь пренебрежительно
усмехнулся Лось. Проходит час, проходит другой.
И вдруг мышка громко, радостно запищала:
Мышь: Вот, оно солнышко! Я первая увидела, первая!
Айхо:
Лось никакого солнца еще не видит, потому и мышке не верит.
Но обернулся в ее сторону, глядит – солнечные лучи уже
озолотили верхушки деревьев, дрожат, переливаются на листьях.
Мышь: Вот тебе и длинные ноги, вот тебе и большие глаза. А увидела солнце я первая!
Айхо:
Обидно и досадно стало Лосю, что такая мелкая зверушка его
перехитрила. В гневе хотел он затоптать Мышь, а та юрк в
норку! Попробуй достань ее! Вот вам вся сказка! Как говорят
писатели – «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок».
Теневой театр убирается, свет в зале включается.
Вед:
Спасибо, вам Айхо, интересно было послушать и посмотреть
национальную сказку. А давайте мы с вами поиграем, Айхо
присоединяйтесь к нам.
Проводится якутская игра.
Айхо: А вот у меня к вам один вопрос. Умеете ли вы отгадывать загадки? А если эти загадки будут якутские?
- И свистит и бьет, да с ней драться нельзя. (Метель)
- Говорят, белые цветы по ночам распускаются, а по утрам увядают. (Звезды)
- Говорят, в небе яркий кушак висит. (Радуга)
Айхо:
Хорошо, хорошо, молодцы!
А еще оболор (дети) наша республика богата полезными
ископаемыми. Развито оленеводство, рыболовство, охота.
Айхо подходит к выставке.
Добыча полезных ископаемых, развивается промышленность,
сельское хозяйство. Резьба по дереву и кости, вышивание,
обработка металлов издавна были традиционными видами
искусства у якутов. В честь сегодняшнего дня, я приготовила всем
вам подарки. Поздравляю вас с праздником. Эхер делибин
элидинь терек тюненен. Будьте всегда крепкими и здоровыми.
Ну, а мне пора. Устала я сегодня, пойду отдыхать, приходите еще в
гости, буду рада. Тэрсё хедери! До свидания, до встречи!
Дети прощаются.
Вед: Ребята, и нам пора. Не мало мы узнали сегодня о нашем родном крае.
Люблю тебя, Якутия моя!
Отчизна, занесенная снегами!
Ветра твоих долин вдыхаю я
В весеннем небе солнце словно пламя!
И сейчас пришла пора прослушать гимн Якутии, прошу всех стать.
Звучит гимн.
Вед. говорит о том, что праздник закончился. Раздача подарков.