Проект социально-личностного развития воспитанников "Традиции и здоровье"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели проекта:

  • Формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольника.

Основные задачи:

  • Провести диагностические мероприятия:
    • по выявлению запросов родителей воспитанников в плане реализации социально-личностного развития воспитанников,
    • по выявлению интереса у воспитанников ДОУ к ознакомлению с историей русского народа,
    • по выявлению готовности родителей к сотрудничеству по проекту.
  • Организовать сотрудничество с КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.Горького".
  • Разработать модель интеграции работы ДОУ по здоровьесберегающей деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Разработать перспективный план работы с детьми и перспективный план работы Родительского клуба "Традиции и здоровье".
  • Апробировать на практике выше названные планы.

Исполнители основных мероприятий:

  • Инициативно-творческая группа педагогов МДОУ № 103:
    • руководитель: старший воспитатель, педагог-психолог Карепова Т.Г.,
    • воспитатели высшей квалификационной категории: Петрова О.Н., Толмачева Е.В.
  • Инициативно-творческая группа педагогов и студентов КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького":
    • руководитель: преподаватель Харченко Л.Е.
    • студенты музыкального отделения, специализации "фольклор" (фольклорный ансамбль "Шкатулочка")

Категории клиентов:

  • Воспитанники подготовительной к школе группы МДОУ № 103,
  • Родители воспитанников подготовительной к школе группы МДОУ № 103,
  • Педагоги МДОУ № 103.
  • Студенты музыкального отделения, специализации "фольклор".

Этапы реализации проекта:

I этап - информационно-аналитический: июнь-сентябрь 2008г.

II этап - организационно-внедренческий: октябрь 2008г. - апрель 2009г.

III этап - рефлексивно-коррекционный: май-июнь 2009г.

IV этап - методический: июль-сентябрь 2009г.

Методический этап реализации проекта предусматривает обобщение и распространение опыта в форме публикаций, участия в научных конференциях, фестивалях, методических объединениях, проведения семинаров на базе учреждений, выпуска информационных буклетов для педагогов и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Программа "Воспитание и обучение в детском саду" под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (М., 2005г.)
  • Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.),
  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни "Наша традиция - быть здоровыми!" (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.),
  • Программа "Школа этнической социализации" (Л.В.Суровяк, Новосибирск, 2004г.),
  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.)
  • Авторские разработки педагогов МДОУ № 103 Петровой О.Н., Толмачевой Е.В., Кареповой Т.Г.

Финансовое:

  • Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, педагогов и студентов Педагогического колледжа № 1 и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

  • Реализация проекта требует оформления в групповой комнате мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, для педагогов, студентов, для фиксирования занятий необходимо фото- и видео-оборудование.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают:

  • штатные работники ДОУ:
  • старший воспитатель, педагог-психолог Карепова Т.Г.,
  • воспитатели высшей квалификационной категории Петрова О.Н., Толмачева Е.В.,
  • педагоги КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького" (на общественных началах):
    • Карепова Е.Г.
    • Харченко Л.Е.

Новизна проекта:

  • Реализация проекта предполагает интегрирование работы ДОУ по здоровьесберегающей деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры.
  • Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников (через создание Родительского клуба) и социальными партнерами ДОУ (КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1", библиотека им.К.С.Паустовского и др.).

Результаты реализации Проекта за период май-декабрь 2008г.:

  • Проведен опрос воспитанников подготовительной к школе группы и их родителей.

Опрошено 25 детей, 25 родителей. 100% детей и родителей заявили о своем интересе к совместной работе по изучению культуры русского народа. По результатам опроса определены основные темы для работы в родительском клубе "Традиции и здоровье": семейные традиции, устное народное творчество, история русского костюма, народные игры и игрушки, традиции русского народа в вопросах сохранения здоровья.

  • Разработан перспективный тематический план работы с детьми и заседаний Родительского клуба "Традиции и здоровье".
  • Студентами КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького" сдан экзамен по разработке и проведению занятий по темам Проекта.
  • Определены темы дипломных исследований, проводимых студентами на базе МДОУ № 103.
  • Налажено социальное сотрудничество с фольклорным ансамблем "Шкатулочка" КГОУ СПО "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького", ансамблем "Росинка", школа № 26, творческой группой "Острог" (клуб исторической реконструкции и ролевых игр)
  • Проведены заседания Родительского клуба (с участием Пед.колледжа № 1, ансамбля "Шкатулочка") по темам:
    • История русского народного костюма
    • Я. Мой дом. Моя семья
    • Поговорим о маме (на базе Пед.колледжа № 1)
    • Зимние праздники на Руси

Предлагаем Вашему вниманию сценарий заседания родительского клуба "Зимние праздники на Руси", а также фотоматериалы с выше названных мероприятий.

Зимние праздники на Руси

Все участники мероприятия одеты в костюмы и маски.

Под народную музыку в зал входят дети и взрослые, дети садятся на стулья, "Шкатулочка" исполняет песню "Святый вечер", затем рассаживаются среди детей.

Взрослый 1: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать Вас в нашей Светлой горнице! Всем ли места хватило? Всем ли удобно?

Взрослый 2: А знаете ли Вы, какие праздники существовали на Руси зимой?

Взрослый 3: 7 января (по старому стилю 25 декабря) отмечают Рождество, 19 января - Крещение, а время от Рождества до Крещения называется Святками.

Ребенок 1:

К Вам на Святки
Пришли колядки -
Блины да оладьи,
Зима да морозы.

Ребенок 2: А что такое Святки?

Взрослый 4:

Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Ребенок 3:

Ради праздника такого
И для этаких ребят.
Я плясать и петь готов
Всю неделюшку подряд.

Не ленитесь, ножки,
Веселей сапожки!
Для друзей и для подруг -
Каблучками стук да стук.

Танец "Яблочко" (подгот.группа и "Шкатулочка")

Ребенок 4: Открывайте ворота, гости мерзнут у крыльца!

Взрослый 1: Не как колядовщики к нам пожаловали?! Проходите, гости дорогие! (входят воспитанники ансамбля "Росинка", школа № 26 г. Красноярска)

Дети исполняют колядки, их одаривают сладостями, которые они собирают в мешок.

Стук в дверь.

Взрослый 2: Кто это к нам пожаловал?

Входят колядовщики с медведем (медведь - ребенок, колядовщик - взрослый; показывают шуточную сценку: например, Покажи-ка, медведюшка, как старушки ходят? - Он показывает и т.д.)

Взрослый 3:Вот так насмешил нас медведь! Сейчас мы тебе, медведюшка, покажем, как танцевать умеем!

Танец "На реченьку" (подгот.группа и "Шкатулочка")

Стук в дверь

Взрослый 1: Входите, входите! Наши двери сегодня для всех открыты!

Входит колядовщик (взрослый):Доброго здоровьичка! Пустите в избу погреться. Издалека иду, на огонек загляделся, слышу: поют - стало быть, люди добрые:

Взрослый 2: Заходи, мил человек. Места на всех хватит. В тесноте да не в обиде! Отогрейся с дорожки, печку только что протопили:

Колядовщик (мнется у порога):Спасибо на добром слове.

Взрослый 3: Что ж ты не проходишь?

Колядовщик: Пройду, пройду:Да вот беда, не один я. Со мной еще Козочка малая. Совсем околела на морозе. (блеет козочка)

Взрослый 1: Веди, мил человек свою Козочку. Никого не обидим. Святой вечер у нас нынче, щедрый вечер.

Входит Козочка, позвякивая колокольчиками.

Колядовщик: Козочка моя как розочка! Красавица - повсюду славится! Всем козулям - коза. Она ведь у меня не простая, раз в году мы с ней по людям ходим, коляду с собой водим!

Мы не сами идем -
Мы козу ведем.
Где коза ходит -
Там жито родит.
Где коза хвостом
(коза виляет хвостом) -
Там жито кустом
(дети показывают куст),
Где коза ногою (коза топает) -
Там жито копною
(дети показывают жестом копну).
Где коза рогом
(коза бодается одним рогом) -
Там жито стогом
(дети показывают огромный стог).

Взрослый 2: Ай да Козочка! И для нее у нас припасено угощение сладкое! Спасибо ей!

Одаривают козу.

Взрослый 1: А еще в Святки было принято гадать, да пытаться свою судьбу узнать! Начинались гадания под подблюдные песни с обязательным восхвалением хлеба и соли.

Ребенок 5:

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

"Шкатулочка" исполняет подблюдную песню.

Взрослый 3: Давайте и мы погадаем!

Гадание. Дети вынимают предметы из сундука

(зачитываем что означает по очереди)

  • Полотенце

Далеко расстилается, ждет тебя дорога, путешествие.

  • Булка

Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме твоем достаток будет.

  • Колечко

Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне женихи!

  • Лента

Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента - к богатству, прибыли.

  • Пуговица

Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

  • Кусочек ваты - ждет мягка, теплая жизнь
  • Зернышко - достаток, вкусная еда
  • Монетка - багатая жизнь
  • Конфета - сладкая жизнь
  • Спичка - крепкое здоровье
  • Ключ - к новоселью
  • Соска - прибавление в семье
  • Грамота - успех в делах и карьере

Взрослый 1: После 10 января начинались на Руси так называемые Страшные вечера. В это время по миру гуляет нечистая сила. Поэтому в это время нужно было беречь скот, закрывать амбары. А иногда и дверь могла оказаться подпертой:

Пытается открыть дверь и не может: оказывается ее держат черти

Взрослый 2:Кто это там еще?! Ой, батюшки, да никак сам черт пожаловал?! (входят большой чёрт и маленький чертёнок - взрослый и ребенок)

Чёрт:

Неспроста, друзья, я кланяюсь Вам,
Прибегая к обходительным словам.
Мне по нраву Ваш характер боевой,
Темперамент Ваш веселый, огневой,
А пришел сюда я скуку разогнать,
Я пришел повеселиться, поиграть.
А ну-ка! Научите меня в игры веселые играть!

Взрослый 3: Без игр и Святки не Святки! Ребята, научим? В какую игру поиграем?

Игра "Золотые ворота"

Взрослый 1: Славно мы поиграли, повеселились!

Взрослый 2: С песнями да играми время, как птица, летит! Вот и наш праздник подошел к концу, на память о нем мы Вам дарим ангелочков, которые будут охранять Вас ото всех бед и напастей.

Всем участникам праздника дарятся бумажные ангелочки.