Современное общество - это общество экономики высоких технологий, которое определяет социальный заказ на подготовку специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и умениями, но и способного к активной научно-творческой, исследовательской деятельности.
Требования, которые предъявляются молодым специалистам диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, к совершенствованию умений самообразовательной деятельности. В условиях бурного развития науки и техники специалисту после окончания учебного заведения приходится постоянно повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных источников информации. Именно систематическая самостоятельная работа формирует у студентов такие ценные качества как трудолюбие, организованность, инициативу, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.
Как бы хорошо ни занимался студент в колледже, усвоить все необходимые знания невозможно. Постоянный поток информации просто обрушивается на современного человека, к тому же часть ее быстро устаревает. Поэтому, для того, чтобы идти в ногу со временем студенты должны овладевать умениями самостоятельно приобретать знания, а это значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности.
Как показывает практика, самостоятельная работа вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовывать свою работу. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточником, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности. Студенты не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержаться в оглавлении, аннотации, введении.
Овладение этими умениями позволит студентам подняться на более высокий уровень и выполнять сложные работы с исследовательскими компонентами.
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, студенту очень важно выявить у себя наличие необходимых умений. С этой целью нами было предложено студентам первого и третьего курсов ответить на следующие вопросы анкеты и оценить свои умения осуществлять учебную деятельность по пятибалльной шкале.
- Умеешь ли ты слушать преподавателя и записывать основной материал?
- Умеешь ли читать схемы, графики, таблицы?
- Умеешь ли выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции?
- Умеешь ли составлять аннотации?
- Умеешь ли составлять назывной план по любому информационному тексту?
- Умеешь ли работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме?
- Умеешь ли конспектировать статьи, книги?
- Умеешь ли составлять тезисы?
- Умеешь ли использовать и оформлять цитаты?
- Умеешь ли составлять рецензию на прочитанный текст?
- Умеешь ли работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.?)
Проанализировав ответы студентов, было выявлено, что некоторые умения сформированы недостаточно или вовсе отсутствуют. В помощь студентам, для восстановления пробелов по некоторым видам учебной деятельности, нами разработаны следующие памятки:
- «Как работать с книгой»
- «Как правильно сделать конспект»
- «Составление тезисов»
- «Как правильно подготовить реферат»
Самостоятельная работа непосредственно влияет на формирование таких качеств как мобильность, умение прогнозировать ситуацию, активно влиять на нее и давать самостоятельную оценку. Это позволит студентам видеть положительные результаты своего труда и трансформировать достигаемый ими успех в обучении из опосредованного интереса в интерес непосредственный.
Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом.