Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Синонимы"

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель:  

  • учить находить синонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения;
  •  уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;
  • учить определять виды синонимов ( языковые и контекстуальные);
  • уметь употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили).

Развивающая цель: 

  • развитие памяти, образного мышления, умения проводить сопоставительный анализ текстов, интеллектуальное и речевое развитие.

Воспитательная цель: 

  • формирование уважительного отношения к культуре русского быта;
  • воспитание любви к историческому прошлому России и Греции;
  • формирование нравственной и гражданской позиции учащихся.

Оборудование: 

  • доска;
  • карточки с текстами;
  • мультипроектор с фотографиями;
  • посвященными поездке в Орлов;
  • изображения мифологических богов;
  • карточки-шифры.

Ход урока

I. Мобилизующий этап (10 мин.)

- Прочитайте стихотворение Льва Болесклавского.

Слова

До речи родимой дотронусь –
И музыка на сто ладов!
Весеннее слова – влюбленность.
И есть еще краше – . . . .
Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово – приятель,
И есть еще радостней –. . . .
Бежит под зеленой косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово тропинка,
Но слово просторное –  . . . .
В рабочем нетихнущем чуде
Я слышу, как Завтра встает.
Есть слово высокое люди,
И есть еще выше – .  . . .
  • Рассмотрите запись на доске и сформулируйте к ней свое задание. (восстановить текст, вставив необходимые слова)
  • Вспомним уроки литературы. Что помогает подобрать нужные слова в стихотворной речи? (рифма)
  • Прочитайте восстановленный вами текст. Проверим правильность подобранных вами слов с учетом смысла и рифмы в стихотворении. (текст открывается полностью: восстановлены  слова ЛЮБОВЬ, ДРУГ, ПУТЬ, НАРОД).
  •  Объясните, как вы понимаете первые 2 строчки в стихотворении?
  • Чем эти строчки являются в нашем тексте (основной мыслью). Обоснуйте свой ответ.
  • Спишите в тетрадь одну строфу стихотворения, в которой встретилось слово с данным морфемным составом: приставка, корень, суффикс, суффикс, нулевое окончание. Но прежде чем списать отрывок текста, объясните свой выбор: выполните морфемный разбор слова.
  • Работаем над первой строфой стихотворения. Вспомните 2 типа ударений в русском языке. Дайте каждому типу определение.
    • I в. – словесное ударение
    • II в. – логическое ударение
  • Проведем взаимопроверку (меняемся тетрадями).
  • Найдите и прочитайте строфу, в которой большее количество слов подвергается фонетическому процессу? А какому – определите сами и обоснуйте свою точку зрения (оглушение  во второй строфе: ВОКРУГ, ДРУГ). Дайте характеристику звуку, подвергшемуся оглушению.

- Обратимся к урокам литературы. Часто поэты для создания поэтической картины используют звукозапись.

  • Какие виды звукозаписи использовал Лев Болесклавский в первых двух строфах, которые мы проработали (ассонанс в 1:<O>, аллитерация во 2:<P>). Объясните выбор автора.

II. Формулирование темы, цели урока (2 мин.)

  • Объясните смысл названия стихотворения.
  • Найдите близкие по значению слова и выпишите их парами.
  • Какое лексическое явление мы наблюдаем в стихотворении?
  • Скажите, как по-другому можно назвать наше стихотворение, чтобы его название стало темой нашего урока. Докажите правильность своего выбора.
  • Отталкиваясь от темы и используя опорные фразы на доске, сформулируйте цель урока, учитывая также, что это 2-ой урок по данной теме. Запись на доске:

Цель:

  • учиться находить … и видеть их различия;
  • закреплять теоретические знания о …;
  • учиться определять и составлять самим … …;
  • учить употреблять … в речи с целью ее обогащения.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Мы уже приступили к реализации 1 части цели урока, работая над стихотворением Л. Болекславского.

  • Скажите, будут ли выписанные вами в тетрадь пары синонимов отличаться оттенками в лексическом значении? Назовите эти отличия.                       

- Приступаем к реализации 2-ой части цели урока.

  • Какой раздел науки о языке мы вчера начали изучать?
  • Что изучает лексика? Какие 2 значения у этого понятия.

- Лексика изучает такое явление, как синонимы.

  • Прочитайте запись на доске и сформулируйте к ней свое задание.

План

  1. Синонимы – это … (примеры из стихотворения)
  2. Синонимический ряд – это … (свои примеры)
  3. Синонимы бывают … и … (примеры)
  4. Роль синонимов в речи…
  • Подготовьте в парах сообщение по плану на тему урока (3 мин) .

Заслушивается сообщение 1-2 учеников.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы приступить к реализации 3 части цели, выполним словарно – орфографическую  работу (3 мин).

  • Определите новое слово, над которым мы будем работать по его фонетическому облику [л, и г, э н д ъ].
  • Правильно запишите полученное вами слово в словарь. Проведите анализ слова, учитывая ЗСП.

ЛЕ/ГЕН/ДА

З. живущий в передаче рассказ о каком-либо действительно бывшем событии

С. разбейте на слоги по закону восходящей звучности

П. легенда

  • Выполните задание к новому слову «легенда», учитывая тему урока.
  • Подберите ряд синонимов к слову легенда, расположив его в определенном порядке, начиная с исходного слова. (Рассказ – легенда – предание)
  • Какое лексическое явление у вас получилось? (синонимический ряд)

V. Закрепление темы урока.

1. Работаем над 2 пунктом плана.

  • Я предлагаю вам познакомиться с античной легендой. Прочитайте ее и сформулируйте 1-ое задание к тексту (6 мин)
По одной из античных легенд, роза покраснела благодаря тому, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса.

По другой – роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю вина.

Жгучая Красная роза – это символ прекрасного чувства, неудержимой страсти, именуемой любовью. Любовью чувственной и глубокой.

     

Справка о богах

Афродита, в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, Афродита возникла из морской пены). По-видимому, первоначально Афродита почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте. Культ её был широко распространён, кроме Греции, на побережье М. Азии, Эгейского моря и в греческих колониях Причерноморья. В древнеримской мифологии отождествлялась с Венерой. Из античных изображений Афродита наиболее известны: Афродита Книдская Праксителя (середина 4 в. до н. э.), Афродита (Венера) Милосская (2 в. до н. э.).                                      

Купидон (от лат. cupido — сильная страсть), в древнеримской мифологии божество любви, олицетворение любовной страсти; то же, что Амур и греческий Эрот. В искусстве, начиная с эпохи эллинизма, Купидон часто изображались в виде шаловливых мальчиков.

Адонис (греч. Ádōnis, от финик. адон — господин), греческое название финикийского божества растительности и плодородия, соответствующего вавилонскому Таммузу. Культ Адонис (мифологич.) известен со 2-го тыс. до н. э., а с начала 1-го тыс. распространился по финикийским колониям в Средиземноморье и затем проник в Грецию (в греческой мифологии Адонис (мифологич.) — возлюбленный Афродиты). Культ Адонис (мифологич.) оказал влияние на христианство (миф о страждущем боге).

  • Спишите тот микротекст, который объясняет современное понимание значения и символики красной розы. Какая орфограмма объединяет слова в микротексте?
  • Найдите 2 слова для орфоэпического разбора (чувства, чувственной). Объясните свой выбор.
  • Как такие слова называются? Дайте определение.
  • Найдите еще один ряд однокоренных слов (покраснела – красная, прекрасная).
  • С каким лексическим явлением неграмотные ученики могут спутать однокоренные слова (с синонимами).
  • Докажем разность понятий однокоренные слова и синонимы.

2. В домашнем задании вы должны были подобрать синонимы к слову «красный». (2 мин)

Зачитайте свои варианты.

  • Сколько синонимических рядов со словом красный можно составить.
  • Дайте определение понятию синонимический ряд.

3. Продолжим работу над словом красный (красным цветом) и приступим к реализации 4 части цели урока и 4 пункту плана. (6 мин)

Карточка № 1

Среди любимых цветов Древней  Руси считался красный.

Красно-кирпичный Кремль алел среди московских снегов, напоминая гроздь рябины. Люди, различая в красном оттенки и густоты, называли его червленым, малиновым, алым, огневым.

Понятие «красный» имело и другое значение: прекрасный, красивый, чистый, добрый. Говоря о красной избе, понимаешь, что речь идет об избе чистой, белой, с изразцовой печью. Самое почетное место в избе – красный угол, смотрящий на юго-восток. В углу – красная лавка для званого гостя. У большой избы обычно было красное крыльцо, строившееся с навесом и выходившее не на двор, а на улицу.

  1. [  ].
  2. [     о, о, о, о   ].
  3. [  ], (    ).

- Мы недавно ездили в Орлов и были в Музее крестьянского быта, в котором видели красный угол, печь, красную лавку и другое, о чем говорится в тексте (рассматриваем фотографии).

   

   

А также читали у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Усадили в уголок,
Подавали пирожок…

Богатыри посадили царевну в красный угол и угощали дорогую гостью яствами.

  • Рассмотрите внимательно схемы после текста и сформулируйте  свое задание (выписать в тетрадь 3 предложения, соответствующие схемам)

Ребята пишут.

  • Какой вид орфограммы есть в 1 предложении, но отсутствует в остальных предложениях.
  • Какая орфограмма объединяет слова 3-го предложения.
  • Дайте характеристику 1 предложению.
  • Можно ли считать, что в словах цветов и снегов есть 5 общих признаков? (сущ,□, 6 б=6 зв, оглушение, ударение на 2 слоге).
  • Назовите 2 слова из записанного вами 3-го  предложения, в которых по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв; по другому – больше. Тем не менее их одинаковое количество. Обоснуйте свой ответ (понимаешь, печью).
  • Какие синонимические ряды употреблены в тексте. О каком из них мы не говорили?    
  • Обратимся к 3 пункту плана, какие 2 вида синонимов представлены в тексте (языковые и контекстуальные).

4. Творческий диктант (3 мин.).

- Рассмотрите запись и сформулируйте к ней свое задание (в каждом синонимическом ряду восстановить слова определенного стиля).

Р.                Н.                К.

Образец: Клёвый – красивый – красный

? –  глаза – ?
Болтать – ? – ?

5. Продолжим работу над словом красный. Узнаем, какую роль играет красный цвет в медицине. Работа по карточке №2. (5 мин.)

Карточка № 2

Побыв более трех часов в красной комнате, больной, страдающий молчаливым психозом, веселеет. Пациенты, прежде отказавшись совсем от пищи, начинают есть с большим аппетитом.

Особое внимание ученых привлекает красный цвет. Еще средневековые врачи, используя его для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, некоторых кожных заболеваний получали прекрасные результаты.

Возможности цветового воздействия на человека очень велики.

Тезис

Общее доказательство

Частные доказательства
  • Рассмотрите схему после текста и сформулируйте к ней свое задание.
  • Назовите имя прилагательное, в котором все согласные звонкие, звуков меньше, чем букв, имеется 3 морфемы (больной).
  • Найдите слова с орфограммой, которая есть в слове больной.
  • Найдите предложение с однородными членами. Объясните знаки препинания при них.

VI. Итог урока (3 мин).

  • О каком лексическом явлении говорили на уроке? Обобщите по плану, с которым мы уже работали (см. выше).
  • Какой темой были  объединены тексты на уроке?

Объявление учащимся отметок за урок.

VII.    Домашнее задание.  Работа по карточке № 2 (2 мин)

«3» - текст списать, предварительно его восстановив.
«4» -  обозначить в тексте известные вам  орфограммы.
«5» - дополнить текст своими синонимами.

Урок был показан учителям русского языка разных школ города Кирова, участвующих в семинаре «Современный урок».