Цели урока:
- уточнить представление о слоге как части слова;
- развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Чистописание.
Упражнение 59.
- Допишите три названия дерева. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
3. Постановка цели урока.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений).
- А предложения? (из слов).
- Слова можно разделить на части? (да).
- Как называются эти части? (слоги).
- Сегодня на уроке мы потренируемся делить слова на слоги.
4. Работа по теме урока.
Учитель показывает игрушечную грузовую машину.(1)
- Что у меня в руках? (вещь, игрушка, машина).
- Конечно, машина – это игрушка, а мы с вами знаем, что игрушки, посуду, вещи называют как? (предметы).
- В игрушечной машине, как и в настоящей, есть три части, называющихся на букву к. Назовите их (кузов, кабина, колеса).
- Мы разобрали машину по частям. Произнесем хором слово «машина» по частям, а я каждую часть буду отстукивать. Каждая часть слова называется как? (слог).
- Сколько частей в слове «машина»? (три). Запишем слово и разделим его на слоги.
МА|ШИ|НА
- Слоги можно не только простучать, но и «прохлопать», «пропрыгать», протопать…
- Попробуем «прохлопать» слово «велосипед». Сколько в нем слогов? (четыре).
- А теперь «пропрыгаем» слово «мячик». Сколько слогов? (два).
- Протопаем слово «барабан». Сколько слогов? (три).
- А вы хотите узнать, как получаются слоги?
- Поднесите ко рту свою ладонь. Вдохните. Выдохните. Чувствует ли ваша ладошка, как теплый воздух согревает ее на выдохе?
- Внимание! Открываю секрет: слоги получаются на выдохе. Когда мы произносим слоги, воздух из нас выходит толчками. Каждый слог и есть толчок воздуха. Слог – толчок. Вдохните глубоко. Выдыхая, произнесите по слогам свое имя. Не забудьте поднести ко рту ладошку. Сколько слогов в слове, обозначающем ваше имя?
Вывод: Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком воздуха.
- Попробуем найти ответ на вопрос: сколько слогов может быть в слове?
Учитель зажигает свечу и сворачивает бумагу в трубку. Произносит слова, выдыхая их прямо на пламя свечи.
- Понаблюдайте за пламенем.
ЛЕС ШКО – ЛА У – ЧИ – ТЕЛЬ
- Почему пламя свечи мигало по разному? (потому что в слове «лес» - один слог, в слове «школа» - два, в слове «учитель» - три).
- Запишите слова ЛЕС, ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ. Разделите их на слоги. Подчеркните в них буквы обозначающие гласные звуки. Сколько гласных в первом слоге? А слогов в нем? Сколько гласных во втором слове? А слогов в нем? Сколько слогов в третьем слове? А слогов в нем? Сделайте вывод. Запомните правило:
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
5. Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте).
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
6. Закрепление пройденного.
1) Упражнение 61.
2) Объяснительно – предупредительный диктант.
Весна.
Всюду журчит вода. Ярко блестят лужи. На вершине сирени лопнули почки. Цветут душистые ландыши. Не рви ландыши! Пусть радуют нас эти живые цветы!
- Прочитайте восклицательные предложения.
- В повествовательных предложениях подчеркните основу.
- Найдите в тексте и выпишите слово, состоящее из одного слога; из двух слогов; из трех слогов; из четырех слогов.
3) Дидактическая игра «Слог за слогом».(2)
Учитель называет слово, состоящее из двух слогов. Ученики называют такие слова, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом последующего.
Например: я – ма, ма – ши – на, на – ту – ра, ра – ке – та, та – рел – ка, ка- ша и т. д.
6. Итог урока.
- На какие части делятся слова?
- В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный? Почему так решили?
- В слове три согласных звука и три гласных звука. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.
- В слове «кот» три звука и в слове «мяу» три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните почему.
Литература
- Бондаренко А.А. В летней школе ударения: Кн. для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.
- Волина В.В. Веселая грамматика. Фонетика и графика. – Дрофа, 2001.