Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить представление о слоге как части слова; 
  • развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Чистописание.

Упражнение 59.

- Допишите три названия дерева. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

3. Постановка цели урока.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений).

- А предложения? (из слов).

- Слова можно разделить на части? (да).

- Как называются эти части? (слоги).

- Сегодня на уроке мы потренируемся делить слова на слоги.

4. Работа по теме урока.

Учитель показывает игрушечную грузовую машину.(1)

- Что у меня в руках? (вещь, игрушка, машина).

- Конечно, машина – это игрушка, а мы с  вами знаем, что игрушки, посуду, вещи называют как? (предметы).

- В игрушечной машине, как и в настоящей, есть три части, называющихся на букву к. Назовите их (кузов, кабина, колеса).

- Мы разобрали машину по частям. Произнесем хором слово «машина» по частям, а я каждую часть буду отстукивать. Каждая часть слова называется как? (слог).

 - Сколько частей в слове «машина»? (три). Запишем слово и разделим его на слоги.

МА|ШИ|НА

- Слоги можно не только простучать, но и «прохлопать», «пропрыгать», протопать…

- Попробуем «прохлопать» слово «велосипед». Сколько в нем слогов? (четыре).

- А теперь «пропрыгаем» слово «мячик». Сколько слогов? (два).

- Протопаем слово «барабан». Сколько слогов? (три).

- А вы хотите узнать, как получаются слоги?

- Поднесите ко рту свою ладонь. Вдохните. Выдохните. Чувствует ли  ваша ладошка, как теплый воздух согревает ее на выдохе?

- Внимание! Открываю секрет: слоги получаются на выдохе. Когда мы произносим слоги, воздух из нас выходит толчками. Каждый слог и есть толчок воздуха. Слог – толчок. Вдохните глубоко. Выдыхая, произнесите по слогам свое имя. Не забудьте поднести ко рту ладошку. Сколько слогов в слове, обозначающем ваше имя?

Вывод: Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком воздуха.

- Попробуем найти ответ на вопрос: сколько слогов может быть в слове?

Учитель зажигает свечу  и сворачивает бумагу в трубку. Произносит слова, выдыхая их прямо на пламя свечи.

- Понаблюдайте за пламенем.

ЛЕС                  ШКО – ЛА               У – ЧИ – ТЕЛЬ

- Почему пламя свечи мигало по разному? (потому что в слове «лес» - один слог, в слове «школа» - два, в слове «учитель» - три).

- Запишите слова ЛЕС, ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ. Разделите их на слоги. Подчеркните в них буквы обозначающие гласные звуки. Сколько гласных в первом слоге? А слогов в нем? Сколько гласных во втором слове? А слогов в нем? Сколько слогов в третьем слове? А слогов в нем? Сделайте вывод. Запомните правило:

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

5. Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.            (Ходьба на месте).
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

6. Закрепление пройденного.

1) Упражнение 61.

2) Объяснительно – предупредительный диктант.

Весна.

Всюду журчит вода. Ярко блестят лужи. На вершине сирени лопнули почки. Цветут душистые ландыши. Не рви ландыши! Пусть радуют нас эти живые цветы!

- Прочитайте восклицательные предложения.

- В повествовательных предложениях подчеркните основу.

- Найдите в тексте и выпишите слово, состоящее из одного слога; из двух слогов; из трех слогов; из четырех слогов.

3) Дидактическая игра «Слог за слогом».(2)

Учитель называет слово, состоящее из двух слогов. Ученики называют такие слова, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом последующего.

Например:     я – ма, ма – ши – на, на – ту – ра, ра – ке – та, та – рел – ка, ка- ша   и   т. д.

6. Итог урока.

- На какие части делятся слова?

- В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный? Почему так решили?

- В слове три согласных звука и три гласных звука. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.

- В слове «кот» три звука и в слове «мяу» три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните почему.

Литература

  1. Бондаренко А.А. В летней школе ударения: Кн. для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.  
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. Фонетика и графика. – Дрофа, 2001.