Открытый урок "Кукла-закрутка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  • закрепить и обобщить знания жизни древних славян;
  • дать новые сведения об истории создания куклы-закрутки;
  • научить изготавливать куклу-закрутку;
  • повторить русские народные песни;
  • развивать умение работать в паре; быть аккуратным,
  • воспитывать патриотизм, интерес к истории.

Оборудование: 

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • флэш-накопитель с  электронным уроком «Технология изготовления куклы-закрутки»;
  • магнитофон;
  • диск «Иван Купала»;
  • синие, желтые, красные колокольчики;
  • матрешки;
  • шали;
  • картузы с цветком.

Инструменты и материалы:

  • любые лоскутки, кусочки тканей разных расцветок и форм;
  • любые толстые нитки: шерстяные, шелковые, акриловые;
  • ветошь или вата;
  • палочка.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой.

Есть у нашего народа вечные особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды, ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты!
Гость, войди! Традиций не нарушим.
Всем известно русское радушье!

(Дети поют и танцуют).

Как у нашего соседа весела была беседа.
Ой, ле-ли-па-ле-ли. Весела была беседа!
Были гости дорогие, уряднички молодые.
Ой, ле-ли-па-ле-ли. Уряднички молодые!
Уряднички в гусли грали, а девчата танцевали.
Ой, ле-ли-па-ле-ли. А девчата танцевали!

2.  Психологическая поддержка.

(Все становятся в круг, держась за руки, хором говорят).

- Мы умные!
- Мы дружные!
- Мы внимательные!
- Мы старательные!
- Мы отлично учимся!
- Все у нас получится!

3. Организационный момент.

Учитель: 

Сегодня у нас волшебный урок.
Мы будем отвечать активно,
Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

А волшебный урок потому, что мы с вами за сорок минут успеем перенестись во времена наших предков – древних славян, узнаем историюКуклы-закрутки, вспомним русские народные потехи. Поможет нам машина времени – компьютер.

4. Проверка домашнего задания.

Тест по окружающему миру:

(На экране текст.  После чтения вопроса, дети поднимают колокольчик цвета, соответствующего выбранного ответа).

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

(С) Синий колокольчик – восточных славян;
(К) Красный колокольчик – западных славян;
(Ж) Желтый колокольчик – южных славян.

2. Древние славяне жили:

С) семьями;
К) в одиночку;
Ж) племенами.

3. Посуду делали Древние славяне из:

С) глины;
К) металла;
Ж) дерева.

4. Богом грома и молнии у Древних славян был:

С) Зевс;
К) Перун;
Ж) Марс.

5. Поселение древних славян раскинулось:

С) в западной части Европы;
К) в восточной части Европы;
Ж) в центральной Европе.

6. Свои дома славяне строили из:

С)  камня;
К)  кирпича;
Ж) столбов деревьев.

7. Праздник Ивана Купалы:

С) в честь воды;
К) в честь Солнца;
Ж) в честь Земли.

8. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

С) земледелием;
К) бортничеством;
Ж) рыболовством.

5. Основная часть урока.

Учитель: 

На машине времени мы отправляемся в прошлое. Много о жизни предков можно узнаем у кукол.

(Выступление детей иллюстрируются слайдами).

Первый ученик: 

Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами  жилища, сна, хозяйства.

Второй: 

Погремушки – лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.

Третий: 

Делали кукол из одежды  близких  родственников.   Куклам   никогда не рисовали лицо. По представлениям   язычников  именно  через  лицо в куклу вселяется душа. А душа может быть не обязательно  добрая.

Четвертый: 

Закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Пятый: 

Расплачется ребенок, закапризничает - на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями.

Шестой:  

А уж не дай бог заболеет, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке!»

Седьмой: 

Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.

Восьмой: 

Дородная «Баба Берегиня» с  узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. В нее вкладывали шерсть, зерно, копеечку - чтобы было тепло в доме.

Учитель: 

Эти удивительные куклы, посланницы древней языческой веры, в старину сопровождавшие человека с самого рождения до смерти, в изготовлении очень просты. Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.

Физминутка.

Учитель:  

Назовите игрушку, которую считают символом России.

Девочки: 

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки!
Мы похожи словно сестры, ладушки, ладушки!
Мальчики: Мы ребята молодцы, удалые кузнецы!
Мы железо куем, Ване спать не даем!

Эстетические сигналы.

Учитель: 

Для того чтобы нам было приятно работать, чтобы поделка получилась красивой, доброй, чтобы у вас было хорошее настроение, которое вы можете передать и в своей поделке, необходимо расположить все материалы на столе красиво. В таком случае, когда вы будете смотреть на свой рабочий стол, у вас появится желание работать, вам будет приятно трудиться. Ваше рабочее место будет вызывать у вас хорошее настроение, приятные чувства.

Электронный урок.

Инструменты и материалы:

  • любые лоскутки, кусочки тканей разных расцветок и форм;
  • любые толстые нитки: шерстяные, шелковые, акриловые;
  • ветошь или вата;
  • палочка.

Шаг 1. Возьмем палочку и небольшой кусочек любой ткани. Оборачиваем палочку лоскутком, затем в трех местах (условно на линии шеи, талии, коленей) перевязываем закрутку нитками. У нас получилось так называемое тулово. Если вы хотите, чтобы оно было устойчивым, нужен небольшой подгиб внизу.

Шаг 2. Теперь формируем голову и руки. Возьмем такой же квадратик ткани, желательно белого цвета,  кусочек ветоши или ваты, накроем по центру лоскутком тулово, слепим шарик-голову и крепко затянем нитку по линии шеи. Голова готова.

Шаг 3. Делаем руки. Соединяем два соседних уголка ткани вместе,  подгибаем их внутрь. Скручиваем руку. Кисть перетягиваем ниткой. В той же последовательности делаем вторую руку.

Шаг 4. Теперь куклу можно и наряжать. Выбираем лоскут понаряднее. Закручиваем его свободно вокруг «тулова». Перевязываем ниткой по талии. Сарафан готов.

Шаг 5. Приступаем к созданию головного убора. Под платком наши прабабушки носили рогатую кичку - оберег, наследие охотничьих верований древних славян. Берем узкую полоску ткани, завязываем на ней два узелка. Кичка готова. Оборачиваем ее вокруг головы, завязываем.

Шаг 6. Подбираем нарядный лоскут для платка, повязываем на голову. Теперь у нашей куклы голова покрыта, как было принято у замужних женщин.

Шаг 7. Остается только надеть передник. Для этого берем кусок ткани уже, чем на сарафан, и другого цвета, закручиваем вокруг тулова. Перевязываем самой яркой ниткой.

Шаг 8. Игрушка готова!

На следующем уроке мы выполним более сложную работу:

Кукол «Барыня», «Покосница», «Малышок-голышок».

Инсценировка «Былины об однокласснике» с куклами-закрутками.

Да из той-то из школы 32, да из того ли класса четвертого
Выбегал удаленький дородный молодец.
Он стоял сегодня у школьной доски,
Отвечал урок по окружающему миру.
Не нашел он ответа правильного.
И получил-то он сегодня оценочку негожую.
На душе-то у молодца поганенько,
На душе у него черным-черно.
И пошел-то он белыми руками помахивать,
Да товарищей своих ногами попихивать.
И от его ли от посвита соловьиного,
И от его ли то от поклика зверинного
Разбежалися его одноклассники.
Разбежалися, да попрятались.
Говорит ему учитель таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать по-звериному,
Тебе полно-тко ручками размахивать,
Тебе полно-тко ножками попинывать.
Ты поди-ка дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею в свой родимый дом.
Да учи-ка ты уроки по-хорошему!

Рефлексия «Метод пяти пальцев».

  • М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
  • С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
  • У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
  • Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?

Приложение