Модернизация основной школы поставила вопрос о необходимости изменения структуры и содержания школьной географии. Совершенствование географического образования происходит в соответствии с дидактическим основанием, которым является приобретение учащимися компетенции в использовании полученных знаний. В этой связи, на первый план в содержании и результатах усвоения учебного материала школьниками должна выйти операционная часть знаний, что позволит теснее связать содержание школьной географии с решением практических задач и реальными проблемами настоящего, в том числе - охраны окружающей среды. Геологическая составляющая полностью отвечает названным требованиям. Специфика геологии требует обязательного включения экскурсий в учебный процесс.
Под эколого-геологическими экскурсиями следует понимать вид геологических экскурсий, основной задачей которых является изучение проблем взаимодействия человеческого общества с литосферой, исследование местных особенностей геосистем и их антропогенных изменений. Данные экскурсии являются важнейшим условием формирования экологической культуры школьников, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде, стремление решать те или иные социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Включение эколого-геологических экскурсий в учебный процесс необходимо и по причине того, что вопросы экологической геологии или экологии литосферы часто остаются без внимания. Для многих школьников большинство экологических вопросов и проблем носят чисто умозрительный характер. Подобные представления могут быть преодолены с помощью краеведения и краеведческого подхода, в частности экскурсионной работы.
На эколого-геологических экскурсиях наряду с изучением залегания горных пород и геологических процессов, рассматриваются вопросы воздействия деятельности человека на земную кору, источники её загрязнения, влияние географических факторов на степень загрязнения, меры по защите и т.д. Целесообразно эколого-геологическую работу сочетать с географическим краеведением. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, любые эколого-геологические вопросы и проблемы неразрывно связаны с географическими процессами и явлениями, со всеми компонентами природной сферы и поэтому не могут рассматриваться в отрыве от них. Во-вторых, проведение таких экскурсий целесообразно из-за недостатка учебного времени. Эти проблемы решаются путем геологизации краеведческой работы и, в частности, усиления вопросов охраны литосферы.
Приведем пример эколого-геологической экскурсии в парке «Коломенское».
Цель экскурсии: сформировать практические умения полевых геологических исследований и умения определять и объяснять воздействие человеческой деятельности на земную кору.
Оборудование:
- топографическая и геологическая карты района проведения экскурсии;
- компас;
- лопата саперного типа;
- рулетка, карманные лупы;
- этикетки для образцов;
- полевые дневники;
- карандаши;
- ластики;
- мешочки для образцов;
- упаковочный материал;
- рюкзаки;
- фотоаппараты;
- аптечка.
Маршрут экскурсии.
Точка 1. Вход в парк, задние ворота, план-схема парка. Вводную беседу целесообразно провести у входа в парк около его плана-схемы. Следует еще раз сформулировать цели и задачи экскурсии, показать ее маршрут, напомнить правила ведения полевого дневника. Маршрут учащиеся отмечают на схеме парка. Для представления учащимися местонахождения территории учитель показывает парк на карте Москвы. Здесь же целесообразно кратко остановиться на истории этого места.
Точка 2. Правый берег реки Москвы у церкви Вознесения (1532 г.). По пути следования внимание учащихся обращается на белый камень, из которого построены здания парка. Это известняк - осадочная горная порода, которая образовалась в согретых солнцем заливах и лагунах древних теплых морей. Последнее отступление моря случилось 65 млн. лет в среднем меловом периоде, оставив белые слоистые скалы из подмосковного известняка. Известняк легко поддается механической обработке. В то же время это прочный камень. Подмосковный известняк добывали по берегам реки Пахры в районе деревень Старое Сьяново, Новленской и Киселихи, близ Горок и станции Домодедово, где древние каменотесы вырубали пещеры. Известные ходы Сьяновских пещер тянутся на 17 км. Действовали и другие подземные разработки, например, Дорогомиловские каменоломни и Даниловские штольни.
Самые знаменитые разработки белого камня находились в окрестностях села Мячкова, где с 1462 года известна государственная добыча камня. Свое официальное название известняк получил в 1926 году, когда геолог А.Л. Иванов выделил верхний горизонт известняков московского яруса каменноугольной системы и предложил называть его мячковским.
Территория парка обнесена кованной железной оградой из подмосковного железа, добытого в болотах. Железо накапливалось в болотах, благодаря железо-бактериям определенного вида, которые его поглощают из воды. Ожелезненные бактерии со временем опускаются на дно, превращаясь в округлые горошины бурого железняка (лимонита).
Правый берег реки Москвы у церкви Вознесения крутой, осложненный оползнями. Если они активизируются, то храм будет разрушен. Для образования оползней на склонах необходимы следующие условия: наличие водоупорного слоя, его наклон в сторону склона, наличие водоносного горизонта и подземных вод.
Для предотвращения развития оползневых процессов берег реки укреплен бетонной набережной, которая предохраняет его от размывания и тем самым препятствует оползанию склонов. Кроме того, на склоне под землей проложена галерея, которая отводит грунтовые воды и осушает поверхность юрских глин. За оползнями ведется постоянное наблюдение. На них установлены реперы, по которым можно судить о характере движения оползневых тел.
С бровки склона открывается панорама города. Слева с северной стороны видны сооружения Перервинского гидроузла: плотины, ГЭС и шлюзы. На востоке - Перервинский монастырь (XVв.). Поверхность высокой поймы напротив Коломенского занята Курьяновской очистной станцией московской канализации. Станция работает на электроэнергии, получаемой от сжигания биогаза. Над нефтеперегонным заводом в Капотне виден факел сжигаемого попутного газа. Далее необходимо спуститься к реке и дойти до устья ручья.
Точка 3. Устье Голосова ручья, Дворцовый овраг или Голосов овраг. Отсюда виден храм Иоанна Предтечи, построенный в 1547 году. Церковь поставлена у обрывов двух склонов- долины реки Москвы и Дворцового оврага. Долина ручья имеет два названия - Дворцовый и Голосов овраг. Первое название от близкого нахождения царского дворца, второе, по-видимому, произошло от громкого журчания ручья, что связано с врезанием ручья в различные по своему составу породы (пески, суглинки, валуны). На левом берегу ручья находится пруд. В приустьевой части левый берег пологий, правый - крутой, покрытый остатками широколиственных лесов.
Затем необходимо двигаться вверх по течению ручья до лестницы. По маршруту на правом склоне можно наблюдать обнажения мезозойских песков разного цвета. Здесь учащихся необходимо познакомить со сбором образцов, их этикетированием и описанием. Встречаются такие обнажения четвертичных толщ: морена, пески с гравийными прослойками и покровные суглинки.
На примере ручья изучается геологическая работа водных потоков, т.е. эрозию (разрушение ложа и берегов, транспортировка материала и его отложения), меандрирование русла. В русле ручья наблюдается смена донных отложений. Примерно в 150 метрах от лестницы выше по течению в русле вскрывается черные юрские глины. Это отражается на цвете воды.
Точка 4. Выходы подземных вод (родники). В месте вскрытия ручьем глины находится множество родников. Часть из них благоустроена и из них берут воду. Однако в верховьях долины ссыпают мусор, что приводит к загрязнению части грунтовых вод. Целесообразно поставить вопросы: из каких пород вытекают родники, какой их район водосбора, состав воды и её кислотно-щелочные (рH) свойства, есть ли минералообразование на их выходах (известковый туф, железистые и марганцовые корочки или пленки и т.д.) К эколого-геологическим вопросам относится определение антропогенной нагрузки на питающий их водоносный горизонт, качества воды и источников их загрязнения.
Точка 5. Исток ручья. При движении к истоку ручья по правому берегу наблюдаются обнажения пород. Одно из них следует описать. Однако толщину слоев определить затруднительно, поэтому все размеры устанавливают на глаз. Целесообразно обратить внимание учащихся на крутизну склонов долины и их нарушения оползневыми процессами. Здесь же следует взять образцы серовато-зеленых слюдистых песков (меловая система), слюдистых оранжевых песков и черных глин (юрская система).
На правом берегу находятся два валуна причудливой формы. Это песчаники, по-видимому, сформировавшиеся в толще аптских песков и оказавшиеся на поверхности в результате их размыва. Ближайший к родникам валун называется «Девичий камень», а более удаленный - «Камень-гусь». Об их образовании ходят легенды. Одна из них связана с Георгием Победоносцем. Коломенские камни почитаются людьми, которые приходят сюда лечиться, особенно в день Святого Георгия. В настоящее время Дворцовый (Голосов) овраг объявлен памятником природы.
После осмотра валунов следует подняться на правый берег и двигаться к храму Иоанна Предтечи. Этот архитектурный памятник сыграл большую роль в развитии русского зодчества как переход от шатровой архитектуры церквей к купольным столпообразным формам. Далее целесообразно подойти к бровке склона и наблюдать геологическую деятельность реки. Отсюда отчетливо видны меандрирование реки, боковая эрозия, элементы строения речной долины. На правом берегу реки наблюдаются многочисленные оползни, представленные округлыми задернованными уступами, расположенными по склону ярусами друг над другом. Отличительная особенность оползней Коломенского - отсутствие на них древней растительности. Вероятно, это объясняется тем, что леса были вырублены для различных хозяйственных нужд.
Затем следует идти по дорожке мимо села Дьякова и выйти к Каширскому шоссе.
Список использованной литературы
- Астрова Г.Г. Геологические экскурсии. Пособие для учителей средней школы. -М.: Учпедгиз, 1945.-88с.
- Белая Н.И., Дубинин Е.П., Ушаков С.А. Геологическое строение Московского региона. Геологические практики. Учебно-методическое пособие.- М.: Изд-во МГУ, 2001.- 104 с.
- Валова Л.В., Валов А.Б., Ревученко В.В. Роль геологических экскурсий в экологическом образовании//Геология в Школе и ВУЗе (Материалы II Международной конференции) 26-28 июня 2001г. - СПб., 2001. - С.328-329.
- Геология в школьном курсе географии: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983. - 111с.
- Зверев В.Л. Москва белокаменная.- М.: АНО ИЦ «Москвоведение».-2001.-336с.
- Зубов В. И., Бурашникова Т. А. Изучение геологии родного края в школах Московской области. Учебное пособие.- М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1994.- 80с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: Б. И., 2002.-28с.
- Королёв В.А. Проблема экологии в геологическом образовании школьников//География в школе.- 1996.-№3.- С.63-68.
- Нестеров Е. М. Основы геологического образования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-132с.
- Нестеров Е.М., Соломин В.П. О геологии, экскурсиях и системном мышлении //Экскурсии в геологию.- СПб., 2001. - С.5-16.
- Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя.-М.:Просвещение,1997.-191с.