Конференция "Экология и здоровье школьников"

Разделы: Внеклассная работа


«Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничего».  Сократ

В наше время здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья. Но только убеждения мало, надо еще действовать в соответствии с его требованиями, действовать разумно.

При подготовке к конференции рекомендуем провести тестирование (Приложение 1) среди учащихся 9-11 классов.

Предлагаем  рассмотреть следующие темы  для обсуждения:

1. Школьник и его среда «обитания»:

  • влияние природно-социальной среды обитания;
  • влияние школьной среды;
  • связь способа обучения и здоровья;
  • школа - экологический комплекс.

2. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека: (Приложение 1)

  • компьютер и здоровье школьников; 
  • губительная сигарета;
  • всего одна рюмка; 
  • берегись «белой тучи»;
  • результаты тестирования № 1 и № 2 учащихся 9 – 11 классов школы, выводы.

3. Факторы, формирующие здоровье: (Приложение 2)

  • мудрость веков: трактат английского философа и государственного деятеля Ф. Бэкона «Опыты или наставления нравственные и политические»  (1597г);
  • лучшее лекарство-сон;
  • от здорового духа – здоровое тело;
  • рациональное питание при умственной работе;
  • советы школьникам:
  • как пользоваться своей памятью;
  • элементарные упражнения для тех, кто не может без компьютера.

4. Рекомендации конференции по здоровому образу жизни школьников.

Школьник и его среда «обитания»

Безопасность для ребенка природно-социальной среды определяется социально-экономическими, природно-климатическими, культурными условиями; антропогенной нагрузкой; демографической ситуацией; обстановкой в семье.

Безопасность школьной среды зависит от:

  • санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса ;
  • содержательного и методического обеспечения преподавания ;
  • способности усвоения школьником учебного материала;  
  • характера общения педагогов с обучающимися и их родителями;
  • профессионализма педагогических кадров, психологического и медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Влияние природно-социальной среды обитания.

Исследования показали, что структура заболеваемости детей, проживающих на территориях с разной степенью экологического благополучия (неблагополучия), существенно различается.

Между тем, мы понимаем, что состояние здоровья – результат воздействия не только факторов природной среды. На него, безусловно, влияет школьное окружение ребенка.

Влияние школьной среды.

В отличие от экологических условий окружающей среды, для изменения которых требуется продолжительное время, школьные факторы (санитарно-гигиенические условия, характера общения участников образовательного процесса, педагогические инновации, качество учебников. учебные перегрузки, система оценивания знаний и умений) наиболее управляемы, на них можно реально влиять и получать достаточно быстрый эффект.

Связь способа обучения и здоровья.

Индивидуализация учебного процесса, сопровождаемая обучением школьников рациональной работе с информацией и саморегуляции, в несколько раз снижает встречаемость у них функциональных расстройств   сердечно - сосудистой системы, заболеваний органов дыхания и костно-мышечной системы.

Прослеживается четкая закономерность и в распространении психосоматических расстройств среди детей в зависимости от стиля преподавания.

Школа – экологический комплекс.

Наиболее удачным вариантом здоровьесберегающей педагогической образовательной среды представляется среда школы, которую можно назвать «школа – экологический комплекс». Школа становится экологическим комплексом, если включает в себя следующие элементы:

  •  несколько «подшкол»: школы для детей и для взрослых. В свою очередь, для взрослых это – школа для родителей и школа для преподавателей (система постоянного повышения квалификации, включая исследовательскую деятельность);
  • несколько ступеней обучения  (подготовительная  – может быть включен и детский сад)
  • несколько систем обучения  –  по усмотрению школы и по согласованию с родителями учащихся
  • несколько форм обучения (обучение в школе и на дому, экстернат, дистанционное обучение).

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека

Компьютер и здоровье школьников.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня популярность компьютеров превышает популярность телевидения и радиовещания.

Как влияет компьютер на зрение, что такое компьютерный зрительный синдром, что нужно делать, чтобы сохранить зрение?

Как влияет компьютер на психику?

Полезные советы.

  1. Требования к монитору: количество цветов не менее 256, размер зерна не более 0.28 мм, частота регенерации не менее 75 Гц, возможность регулировки яркости и контраста изображения.    
  2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз, его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора)
  3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.
  4. При одновременной работе с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
  5. Чаще протирайте экран монитора.
  6. Прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв).
  7. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.

Губительная сигарета

Насколько вредно курить, попробуйте ответить сами. Вот только некоторые факты.

По данным Всемирной организации здравоохранения, люди, выкуривающие свыше 25 сигарет в день, при большом стаже курения, умирают раньше, чем некурящие, в среднем на 8 лет. Курильщики в целом в 5 раз чаще некурящих заболевают раком губ, языка, гортани, легких, пищевода, желудка, мочевых путей.

По данным одного из обоснованных прогнозов, из каждой 1000 сегодняшних подростков 120 погибнут раньше срока из-за табака. Ряд тяжелых расстройств возникает непосредственно вслед за курением. Так, у курящих школьников притупляется память, снижается внимание и сообразительность, появляется вялость, общая расслабленность и как следствие этого – снижение успеваемости. Никотин оказывает выраженное действие и на функцию половых желез и нередко является причиной половой слабости (импотенции) у юношей, нарушения функции деторождения у женщин.

Всего одна рюмка

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более пагубная - потребление алкоголя. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней - это больше, чем умирает от рака. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, является причиной заболевания органов дыхания, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, тяжелого поражения печени. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических за¬болеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.

Берегись «белой тучи»!

В последние годы наркомания - настоящий бич во многих странах мира. По данным ВОЗ, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Наркотики катастрофически быстро разрушают организм. И, в первую очередь, страдают жизненно важные органы - мозг, сердце, легкие, печень, почки. Больше всего страдает головной мозг: ведь основной механизм воздействия наркотиков - кислородное голодание клеток головного мозга. А мозг явля¬ется «дирижером» всех систем и органов в организме. Поэтому среди наркоманов отмечается очень высокая смертность. Огромное разрушающее влияние наркотики оказывают на психику человека, на его интеллектуальный потенциал.

На основе  тестов, проведенных в 9, 10 и 11 классах, представлены статистические таблицы, сделаны выводы и даны рекомендации.

Факторы, формирующие здоровье

Какие же требования должны быть положены в основу здорового образа жизни?

Мудрость веков

Английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон (1561-1626) в трактате «Опыты или наставления нравственные и политические»  (1597), касаясь вопросов поддержания здоровья, писал: «Собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».

Лучшее лекарство

Медики-специалисты утверждают, что, пожалуй, самым чудодейственным эликсиром молодости и здоровья остается сон.

Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

Любой человек на вопрос, почему мы спим, ответит: «Потому что этого требует наш организм». Результаты проведенного французским медиком О. Бенуа научного анализа сна свидетельствуют, что двухчасовое недосыпание так же вредно для состояния здоровья и настроения человека, как и «перебор» на те же два часа: «Все зависит от конкретного человека, но временная шкала сна составляет от шести с половиной до девяти часов». Выбирайте себе такое время засыпания и такую длительность сна, при которых вы чувствуете себя хорошо и бодро.

От здорового духа - здоровое тело

Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, таков и он сам». Единственным контролирующим фактором человека является разум.

Известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа - здоровое тело». Гармоническое развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо воспитывать в себе силу духа, именно она сможет направлять ваш разум в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мысли должны созидать ваше тело, а не разрушать его. Так используйте свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья. Ведь это сейчас ваш основной капитал.

Рациональное питание при умственной работе.

Здоровьесберегающий учебный процесс предполагает питание, поддерживающее эффективность умственных процессов.

Завтрак, действительно способствующий повышению умственной работоспособности, должен состоять из высокобелковых продуктов с очень низким содержанием жира. Вот примеры таких продуктов: нежирный творог, постное мясо, нежирный сыр.

Обед должен содержать продукты с высоким содержанием белка. Это птица, рыба, морепродукты, нежирное мясо.

А вот перед сном нет необходимости стимулировать работу мозга, чтобы не нарушить сон. Поэтому логично кушать на ужин успокаивающую мозг пищу. Лучше употреблять углеводы. Поэтому стакан некрепкого чая с овсяным печеньем, булочка с вареньем, банан, инжир, финики – лучшее успокоительное.

Советы школьникам

Как определить ведущий тип памяти.

Для определения доминирующего типа памяти предлагается материал для запоминания разными способами: зрительно и на слух. Отдельно оценивается продуктивность запоминания материала каждым из этих способов. Делается вывод о преобладающем виде памяти.

Как пользоваться своей памятью.

Чем больше объем заученного материала, тем дольше он сохраняется в памяти: один большой отрывок прозы выгоднее учить, чем короткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого материала тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Это значит, что учить  лучше с перерывами, чем подряд. Лучше учить понемногу (10-15 мин) много дней, чем помногу, но несколько дней.

До 16 строк текста лучше учить целиком.

Чем больше времени мы тратим на воспроизведение материала по памяти вместо многократного чтения, тем лучше.

Из двух материалов, большего и меньшего, лучше начинать запоминать с большего.

Если во время отдыха между заучиванием и повторением человек спал, то материал почти не забывается, если бодрствовал и занимался другими делами, то он забудется.

Заключение

Очень часто вредными привычками человек разрушает свое здоровье, забывая, что потерять его легко, а вернуть очень и очень трудно.

Здоровый образ жизни – лучшее средство профилактики болезней. Рациональное питание, активный деятельный режим, отказ от вредных привычек, жизнь в согласии с окружающей средой и с самим собой имеют решающее значение в борьбе за здоровье.

В заключение благодарим участников за активную работу, желаем всем здоровья. Просим принять во внимание все советы, которые прозвучали в выступлениях на нашей научно – практической конференции. Мы надеемся, что  школьники узнали  много  нового  о школьной жизни и о вредных привычках, которые пагубно влияют на их здоровье.

Рекомендации в виде памяток вручаем каждому участнику.

Рекомендации по здоровому образу жизни школьников:

  • рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;
  • достаточная двигательная активность;
  • закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • соблюдение режима учебного труда, отдыха, сна на основе требований суточного биологического ритма;
  • личная гигиена;
  • умение управлять своими эмоциями, снимать нервное напряжение в целях профилактики невротических состояний;
  • отказ от вредных привычек - курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

Список используемой литературы:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Изд-во «Союз», 2005г.
  2. Дзятовская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование: теория, диагностика и практика реабилитации. Изд-во «Иркут», 2006г.
  3. Захлебный А.Н. Научно – методический журнал № 3(28), 2006г. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней, Москва, 2005г.
  4. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. Изд-во «ВИТАпресс», 2005г.
  5. Лихачев Д.С. Земля родная. Изд-во «Просвещение», 2003г.
  6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Изд-во «Гардарики», 2005г.
  7. Топоров И.К. Основы безопасной жизнедеятельности. 7-е издание. Изд-во «Просвещение», 2006г.
  8. Экология и жизнь. Научно-популярный журнал.
  9. Экологическое образование. Научно-методический журнал.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. Изд-во «Смысл», 2004г.