Цель: Подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.
Задачи:
Сформировать у детей представления об исторических источниках;
Развивать умение элементарного анализа источников истории;
Воспитывать бережное отношение к памятникам старины.
Деятельностный подход: словарная работа, анализ иллюстраций в презентации и учебнике, составление презентаций детьми совместно с родителями.
Ход урока
I.Орг. момент.
II .Актуализация знаний.
После изучения темы «Живая связь времен», дети готовили материал о своей семье. Для актуализации знаний используем презентации, приготовленные ими и их родителями.
У: Расскажите о своей семье.
Рассказывают c использованием своих презентаций: Бузмаков Тимофей, Цепенникова Наташа, Дылдина Марина <приложение №1>, <приложение №2>,<приложение №3>.
У: О чем еще могут рассказать фотографии?
Д: Фотографии могут рассказать о характере человека, об эпохе в которой он жил или живет. По фотографиям можно определить, что носили люди в разное время. По некоторым фотографиям можно узнать профессию человека…
У: Можно ли по фотографиям узнать о том, что было 500 лет назад ли 1000 лет?
Д: нет, так как первые фотоаппараты были созданы в середине 19 века.
Проблемный вопрос: Откуда мы можем узнать о жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад, когда еще не было фотоаппарата?
Д: О прошлом можно узнать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, старинных книг, найденных вещах при раскопках…
III. Введение в новую тему.
У: Сегодня мы познакомимся с интересным памятником.
Рассказ учителя: «Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории - это великолепное и сложное скульптурное сооружение Михаила Осиповича Микешина - памятник "Тысячелетие России».
<слайд 2>
Открытие памятника состоялось - 21 сентября, 1862 года, в присутствии Императора Александра II.
<слайд 3>
Общая высота памятника около 15 м. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур.
<слайд 4>
По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою
шар, диаметр шара-державы - 4 м, вес - 400 пудов. Высота креста на шаре -3 м.
Коленопреклоненная женщина олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом -
православную церковь.
<слайд 5>
Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.
Первая группа включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
Вторая группа изображает "введение христианства": здесь представлен киевский князь Владимир, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола.
<слайд 6>
Третья группа, изображает начало освобождения Руси от «татарского ига", она состоит из князя Дмитрия Донского, попирающего побежденного татарина.
<слайд 7>
В четвертой группе, олицетворяющей "основание самодержавия", представлен великий князь Иван III, принимающий от побежденного татарина знак власти - бунчук.
Тема пятой скульптурной группы - "начало династии Романовых".
Высота гранитного пьедестала - 6 м.
<слайд 8>
Шестая группа, которая изображает "основание Российской империи", включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица».
<слайд 9>
У: Рассмотрим подножие памятника. Назовите известных людей, увиденных вами.
/ Дети могут назвать известные им образы/
У: На горельефе изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы - "Просветители народа", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники". Здесь мы видим: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других .
<слайд 10>
Но в числе коронованных особ напрасно было бы искать Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника за его жестокое, «кровавое» правление.
IV. Первичное закрепление и получение новых знаний
У: Откуда мы можем узнать о прошлом, если живых свидетелей нет?
Д: О прошлом можно узнать по фотографиям, старинным картинам, по находкам археологов, по летописям, памятникам…
- Можно ли назвать названные вами предметы - «историческими источниками»?
- Что такое история?
Д: История - это:
интересное событие, которое с тобой произошло;
Это приключение;
Случай;
Это то, что когда-то было.
У: Найдите и прочитайте в толковом словаре лексическое значение слова история.
История -…память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях…
/Работа с учебником стр. 24/
- Подбери подписи к иллюстрациям. Что изучают ученые – историки?
У: Объясните слово источник. Что называют «историческими источниками»?
Д: Вещи, предметы по которым можно изучать историю называют «историческими источниками».
У: Где можно встретить «исторические источники»? Исторические источники находятся в исторических музеях. Один из самых известных - Государственный исторический музей. Рассмотрим иллюстрацию. Опишите, каким вы видите это здание.
<слайд 11>
Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в 1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В. Шервуда. В 1883 году музей был открыт для посетителей. Это крупнейшее в России хранилище памятников истории и культуры (более 4 миллионов единиц хранения).
- Рассмотрим несколько экспонатов,
<слайд 12>
У: На какие группы разделите эти источники?
Д: Можно разделить на письменные и вещественные.
У: Можно выделить несколько групп исторических источников: устные, вещественные и письменные.
V. Закрепление знаний. Работа с учебником.
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике, стр.23. О чем могут рассказать эти фотографии?
VI. Итог урока. Вывод.
Что изучает история? Чему учит история?
Учит жизни, предостерегает от ошибок, помогает в сложных ситуациях;
Учит человека быть справедливым и честным;
Помогает понять себя самого и других людей.
<слайд 13>
VII. Д /З:
Найти материал о любом историческом предмете, памятнике истории; рассказать, что мы можем узнать по данному историческому источнику.
Литература
- Вахрушев А.А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. (Мое Отечество). Учебник в 2 частях. – М. .: «Баласс», 2008. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк, С.С. Кузнецова, Н.Г. Сафмулина. Мое Отечество. 3 класс (1-4).
- Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2002. – 96 с.
- http://www.novgorod.fio.ru/project1647/19.htm ( иллюстрации, текст)