Класс делится на 2 - 3 команды по 7 - 6 человек.
Учитель. Сегодня мы собрались с вами на спортивной площадке. Но соревнования у нас сегодня не совсем обычные. Соревноваться будем не только в силе, беге и ловкости, но и в сообразительности и находчивости. А посвящена наша игра темам, которые мы изучали на уроках русского языка.
Ну, что ж, вперёд, победа ждёт!
Первый конкурс называется «Займи своё место!»
На спортивной площадке в разных местах стоят кегли или флажки разного цвета с цифрами 1, 2, 3, 4. Командам задаются вопросы и предлагаются 4 варианта ответов. Каждый должен решить, какой ответ правильный и встаёт к той цифре, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу. Каждому, кто выбрал правильный ответ, даётся жетон. В конце конкурса подсчитывается, в какой команде больше жетонов.
1. С какой буквы не могут начинаться слова?
- Й
- Ё
- Ь
- Э
2. В каком из слов два слога?
- строй
- ария
- сарай
- наука
3. Сколько в русском языке гласных букв?
- 10
- 33
- 6
- 21
4. Сколько в русском языке согласных букв?
- 10
- 33
- 6
- 21
5. Какое слово нельзя переносить?
- ученик
- укол
- словарь
- деньги
6. Определите, какое слово является существительным?
- красный
- краснеть
- краска
- красивый
7. Назовите существительное мужского рода?
- ласка
- животное
- шаль
- дежурный
Подводятся итоги первого конкурса.
Учитель.
Второй конкурс называется «Отыщи словечко».
Учитель. Напротив каждой команды выкладываются напечатанные на карточках слова. Предварительно слова прочитываются хором. У каждой команды слова одинаковые. Бегут парами, взявшись за руки. Слова могут быть следующими: семь, пятёрка, семья, плясать, скрипучий, ленивый, круг, варежки, колосья, пруд и др.
Для каждой пары будет дано индивидуальное задание и если пара правильно выполняет задание – приносить 1 очко своей команде.
Первой паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «безударная гласная».
Второй паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «парная согласная».
Третьей паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «мягкий разделительный знак».
Четвёртой паре нужно отыскать и принести слово, в котором 4 буквы и 3 звука.
Общий итог второго конкурса.
Учитель.
Следующий конкурс называется «Узнавай-ка».
Каждой команде нужно узнать своё слово: I команде – с безударной гласной А, II – c О, III – c Е.
По всей спортивной площадке развешены слова с пропущенной безударной гласной на высоте, доступной для детей (з…мля, л..пить, м…нять, м…стерить, с…сна и др) Каждый член команды бежит к выбранному слову, снимает его, возвращается обратно к своей команде, передаёт эстафету другому, следующий должен принести слово с той же безударной гласной и т.д.
Подводятся итоги таким образом: у каждой команды поднимается карточка со словом, все остальные хором называют проверочное слово и определяют, правильно ли взяла команда слово. За каждое слово – очко.
Учитель.
А теперь конкурс – «Шеренга».
Учитель. Каждой команде даётся одинаковое количество слов. Нужно выстроить цепочку (в шеренгу) из словарных слов. Например: вдруг, город, девочка, абзац, цапля, язык и т.д. Побеждает та команда, кто сделает это быстрее. Команде даётся одинаковый набор слов.
Подводятся итоги.
Учитель. Мы подошли к заключительному конкурсу нашего соревнования.
Конкурс «Комбинированный».
I этап – добегая до круга, ребёнок фломастером вписывает безударную гласную в слово.
II этап – перепрыгивает через скакалку до определённого места.
III этап – выставляет кубик с нужной буквой, чтобы получилось слово. Слово, которое команде нужно выложить, даётся в начале эстафеты и только после того, как команда отгадает загадку. Каждый член команды выкладывает одну букву. Слова подбираются по количеству букв и членов команд.
Подведение итогов всей игры.
Награждение победителей и проигравших.