Цели урока:
1. Обучающая:
- познакомить учащихся со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве.
2. Развивающая:
- развитие практических и творческих способностей учащихся;
- умение работать в группах.
3. Воспитательная:
- возбудить интерес к предмету;
- сформировать понимание практической значимости способов разделения смеси.
Подготовительная работа:
Критерии оценивания проекта:
- Достижение цели проекта.
- Достоверность полученных данных (выполнение практической части).
- Работа с литературой и оформление результатов работы (наглядность).
По виду деятельности проект: практико-ориентированный.
По длительности выполнения: среднесрочный.
По количеству участников: индивидуальный и парный.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Игра «Да, Нет».
Какие из перечисленных пословиц и поговорок относятся к физическим явлениям?
- В зимний холод всякий молод.
- Весенний дождь растит, а осенний гноит.
- Вода с гор потекла- весну принесла.
- Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
- Земля навоз помнит.
- И после весенних праздников могут наступить холода.
- Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
- Морковь прибавляет кровь.
Учитель беседует с учащимися и ставит проблему:
По каким признакам вы определили физические явления?
- Химические явления?
- Что такое смесь?
- Как выделить вещество из смеси?
Перед вами образцы смесей: молоко, подсолнечное масло и вода, песок, поваренная соль, опилки. Как разделить данные смеси?
Вступительное слово учителя:
Цель сегодняшнего урока – рассмотрение способов разделения смеси и областей их применения в быту и народном хозяйстве.
Открываем тетради, записываем число и тему урока. По ходу урока ваша задача – заполнять таблицу, образец которой представлен на экране. Она будет хорошим подспорьем для выполнения домашнего задания и систематизации полученных на уроке знаний.
Таблица 1. Способы разделения смеси.
Название способа |
Различие в свойствах веществ, используемых для разделения смеси |
Пример |
Остановимся подробнее на этом. Вам были предложены темы четырёх проектов.
Презентация проектов.
Проект № 1. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)
Цель: проанализировать состав почвы сада «Строитель» и определить её кислотность. Высказать своё мнение о причинах загрязнения и способах её рекультивации.
Предмет исследования: физические методы анализа почвы.
Практическая значимость: рекомендации садоводам.
Достоверность: практическое выполнение анализа взятого образца почвы.
Таблица 2.
Этапы работы |
Наблюдения, объяснения наблюдений |
1. Механический анализ. |
Рисунок 2. |
2. Получение почвенного раствора. |
|
3. Определение рН среды почвенного раствора. |
|
4. Выпаривание минеральных солей из почвенного раствора. |
Таблица 3.
Кислотность среды | Способы химической мелиорации | Растения, произрастающие на почве данного типа |
Кислая (рН меньше 6). Естественные: серые, лесные техногенные закисленные. |
Известкование (внесение известняка, мергелей, гашеной извести). Внесение яичной скорлупы, глубокая вспашка. |
Преобладают пустошные растения: мятлик, пырей, осот, лопух, репей, хвощ. |
Обсуждение проекта, выставление оценок.
Учитель: Вы оказались в экстремальной ситуации без питьевой воды. Как вы очистите и обеззаразите мутную воду и сделаете её пригодной для питья?
Проект № 2. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)
Цель исследования: указать наиболее эффективные способы сбора нефтяных пятен и рассмотреть их последствия.
Предмет исследования: физические методы сбора нефтяных пятен.
Практическая значимость: результаты исследования можно применять на практике, работая с аналогичными видами пятен, например, пятнами бензина, масла.
Достоверность: практическое неоднократное выполнение работы.
Таблица 4. Результаты эксперимента.
№ |
Способ сбора нефтяных пятен |
Результаты наблюдений |
1 |
Использование активированного угля. |
Активированный уголь адсорбирует нефть на своей поверхности. |
2 |
Использование древесной стружки. | Древесная стружка адсорбирует нефть на своей поверхности. |
3 |
Использование пенопласта. | Пенопласт адсорбирует нефть на своей поверхности. |
4 |
Использование делительной воронки. |
В основе этого метода лежит разность плотностей рассматриваемых веществ. |
5 |
Использование мела. | Нефтяное пятно тонет. |
Вывод: наиболее эффективным способом сбора нефтяных пятен является поглощение нефти различными адсорбентами, которые утилизируются после использования, а наименее эффективным – «затопление» нефти, в нашем эксперименте результат «затопления» мы отделили фильтрованием. Но в реальных условиях это невозможно, результат процесса скапливается на дне и является опасным.
При анализе научной литературы мы узнали про другие способы очистки поверхности водоёмов от нефтяных пятен. Например, британские учёные разработали средство, представляющее собой специальный гель, которое разбрызгивается с самолётов на разлитую в водоёме нефть, вызывая отвердение последней. Слой нефть на воде превращается в некоторое подобие ковра, которое без особых проблем можно нарезать полосами, скатать и удалить.
В Челябинской области расположено 13% российских запасов минерала вермикулит.
Он обладает свойствами адсорбента и повсеместно применяется для очистки поверхности водоёмов от нефтяных пятен.
Последствия:
- Нефть прекращает доступ кислорода, тем самым затрудняя жизнедеятельность всего подводного мира.
- Попадая на мех животных, оперение птиц, нефть нарушает теплоизоляцию, что ведёт к переохлаждению или прямому отравлению животных и птиц.
- Нефть делает воду непригодной для питья не только для людей, но и для животных, проживающих вблизи данного водоёма.
Обсуждение проекта, выставление оценок.
Учитель зачитывает отрывок из романа Стаднюка «41 год» и задаёт вопрос: Как с помощью молотка и гвоздя военно - начальники решили проблему?
Проект № 3. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)
Цель исследования: подготовить творческий отчёт о поездке в г. Южноуральск на завод «Кристалл».
Рисунок №3. Завод «Кристалл». Синтетические кристаллы кварца.
Рисунок №4. Завод «Кристалл». Обработанный кварц.
Первые кристаллы синтетического кварца на заводе были получены 29 октября 1962 года. С тех пор производство кристаллов постоянно развивается, совершенствуется и наращиваются мощности.
Ассортимент продукции «Кристалла» широк. Это мелкие кристаллы различной формы для изготовления светильников, кристаллы для плавки особо чистого кварцевого стекла, высококачественные кристаллы пьезокварца.
В процессе производство синтетического кварца, можно получить кристаллы необходимых размеров и форм, с заданными свойствами.
Завод «Кристалл» поставляет пьезокварц многим крупным потребителям, в том числе зарубежным. Из него ежегодно изготовляется 30 млн. пьезоэлектрических приборов, используемых в бытовой и промышленной электронике, средствах связи, измерительных приборах, медицинской аппаратуре, космической технике и во многих других отраслях.
Процесс кристаллизации, это главный процесс в выращивании кристаллов кварца.
Кристаллизация – это образование и рост кристаллов из расплава, раствора или из газовой фазы при пересыщении или переохлаждении (см. рисунок №1, №2).
Демонстрация выращенных кристаллов в домашних условиях.
Обсуждение проекта, выставление оценок.
Проект № 4. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)
Цель исследования: рассмотреть применение физических явлений в промышленности на примере ОАО «Мечел».
Объект исследования: коксохимическое производство.
Уголь – твёрдое горючее полезное ископаемое органического происхождения.
Состав угля: свободный углерод- 10%,циклические органические соединения, содержащие углерод С, водород Н, кислород О, азот N, сера S, неорганические вещества, вода.
Коксование – нагревание каменного угля (t ≈ 1000) ,без доступа воздуха.
Таблица 5. Продукты коксования и их применение.
№ |
Основные продукты, образующиеся в результате процесса коксования каменного угля |
Применение |
1 |
Кокс (С- 96-98%, примеси (зола)-2-4%) | Металлургия (используется в доменных печах) |
2 |
Каменноугольная смола | Получают ароматические углеводороды фенол, нафталин и др.) |
3 |
Аммиачная вода (аммиак, соли аммония) | Азотные удобрения |
4 |
Коксовый газ (Н2 – 60%; СН4 -25%; СО-5%; N2-4%; СО2-2%; С2Н4-2%; прочие газы- 2%) | Топливо, химическое сырьё |
Перегонка – физическое явление, которое лежит в основе коксохимического производства.
Идёт обсуждение проекта, выставление оценок.
По ходу выступлений учащихся на доске выстраивается план их выступлений, а именно перечень всех способов разделения смеси. У каждого ученика в тетради заполнена таблица, идет взаимопроверка заполнения таблицы учащимися.
Учитель выборочно спрашивает по таблице и предлагает сдать в конце урока тетради некоторым детям.
Закрепление полученных знаний.
Предложите способы разделения смеси, которые мы посмотрели в начале урока.
На экране проецируются задания:
1. Найдите соответствия.
Смеси |
Способы разделения смеси |
Нефть, вода |
Перегонка |
Гвоздь, опилки древесные |
Делительная воронка |
Поваренная соль, уголь |
Магнит |
Вода, спирт |
Фильтрование |
2. Укажи правильный способ фильтрования. Обоснуйте свой выбор.
Рисунок №1.
3. Мысленный эксперимент: предложи план разделения смеси, состоящей из йода, поваренной соли, пенопласта, песка.
Подведение итогов урока.
Анализ работы, выставление оценок.
Домашнее задание: составить кроссворд по §25, инструктаж по выполнению домашнего задания.