Использование технологии проектной деятельности на уроках химии

Разделы: Химия


Цели урока:

1. Обучающая:

  • познакомить учащихся со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве.

2. Развивающая:

  • развитие практических и творческих способностей учащихся;
  • умение работать в группах.

3. Воспитательная:

  • возбудить интерес к предмету;
  • сформировать понимание практической значимости способов разделения смеси.

Подготовительная работа:

  • определение темы исследования для всех участников;
  • формулирование проблемы;
  • постановка целей и задач;
  • планирование исследования и проведение его;
  • сбор, систематизация, анализ полученных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов, подготовка выступлений и презентаций.
  • Критерии оценивания проекта:

    1. Достижение цели проекта.
    2. Достоверность полученных данных (выполнение практической части).
    3. Работа с литературой и оформление результатов работы (наглядность).

    По виду деятельности проект: практико-ориентированный.

    По длительности выполнения: среднесрочный.

    По количеству участников: индивидуальный и парный.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Игра «Да, Нет».

    Какие из перечисленных пословиц и поговорок относятся к физическим явлениям?

    1. В зимний холод всякий молод.
    2. Весенний дождь растит, а осенний гноит.
    3. Вода с гор потекла- весну принесла.
    4. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
    5. Земля навоз помнит.
    6. И после весенних праздников могут наступить холода.
    7. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
    8. Морковь прибавляет кровь.

    Учитель беседует с учащимися и ставит проблему:

    По каким признакам вы определили физические явления?

    1. Химические явления?
    2. Что такое смесь?
    3. Как выделить вещество из смеси?

    Перед вами образцы смесей: молоко, подсолнечное масло и вода, песок, поваренная соль, опилки. Как разделить данные смеси?

    Вступительное слово учителя:

    Цель сегодняшнего урока – рассмотрение способов разделения смеси и областей их применения в быту и народном хозяйстве.

    Открываем тетради, записываем число и тему урока. По ходу урока ваша задача – заполнять таблицу, образец которой представлен на экране. Она будет хорошим подспорьем для выполнения домашнего задания и систематизации полученных на уроке знаний.

    Таблица 1. Способы разделения смеси.

    Название способа

    Различие в свойствах веществ, используемых для разделения смеси

    Пример

         

    Остановимся подробнее на этом. Вам были предложены темы четырёх проектов.

    Презентация проектов.

    Проект № 1. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)

    Цель: проанализировать состав почвы сада «Строитель» и определить её кислотность. Высказать своё мнение о причинах загрязнения и способах её рекультивации.

    Предмет исследования: физические методы анализа почвы.

    Практическая значимость: рекомендации садоводам.

    Достоверность: практическое выполнение анализа взятого образца почвы.

    Таблица 2.

    Этапы работы

    Наблюдения, объяснения наблюдений

    1. Механический анализ.

    Рисунок 2.

    2. Получение почвенного раствора.

    3. Определение рН среды почвенного раствора.

    4. Выпаривание минеральных солей из почвенного раствора.

    Таблица 3.

    Кислотность среды Способы химической мелиорации Растения, произрастающие на почве данного типа

    Кислая (рН меньше 6). Естественные: серые, лесные техногенные закисленные.

    Известкование (внесение известняка, мергелей, гашеной извести). Внесение яичной скорлупы, глубокая вспашка.

    Преобладают пустошные растения: мятлик, пырей, осот, лопух, репей, хвощ.

    Обсуждение проекта, выставление оценок.

    Учитель: Вы оказались в экстремальной ситуации без питьевой воды. Как вы очистите и обеззаразите мутную воду и сделаете её пригодной для питья?

    Проект № 2. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)

    Цель исследования: указать наиболее эффективные способы сбора нефтяных пятен и рассмотреть их последствия.

    Предмет исследования: физические методы сбора нефтяных пятен.

    Практическая значимость: результаты исследования можно применять на практике, работая с аналогичными видами пятен, например, пятнами бензина, масла.

    Достоверность: практическое неоднократное выполнение работы.

    Таблица 4. Результаты эксперимента.

    Способ сбора нефтяных пятен

    Результаты наблюдений

    1

    Использование активированного угля.

    Активированный уголь адсорбирует нефть на своей поверхности.

    2

    Использование древесной стружки. Древесная стружка адсорбирует нефть на своей поверхности.

    3

    Использование пенопласта. Пенопласт адсорбирует нефть на своей поверхности.

    4

    Использование делительной воронки.

    В основе этого метода лежит разность плотностей рассматриваемых веществ.

    5

    Использование мела. Нефтяное пятно тонет.

    Вывод: наиболее эффективным способом сбора нефтяных пятен является поглощение нефти различными адсорбентами, которые утилизируются после использования, а наименее эффективным – «затопление» нефти, в нашем эксперименте результат «затопления» мы отделили фильтрованием. Но в реальных условиях это невозможно, результат процесса скапливается на дне и является опасным.

    При анализе научной литературы мы узнали про другие способы очистки поверхности водоёмов от нефтяных пятен. Например, британские учёные разработали средство, представляющее собой специальный гель, которое разбрызгивается с самолётов на разлитую в водоёме нефть, вызывая отвердение последней. Слой нефть на воде превращается в некоторое подобие ковра, которое без особых проблем можно нарезать полосами, скатать и удалить.

    В Челябинской области расположено 13% российских запасов минерала вермикулит.

    Он обладает свойствами адсорбента и повсеместно применяется для очистки поверхности водоёмов от нефтяных пятен.

    Последствия:

    1. Нефть прекращает доступ кислорода, тем самым затрудняя жизнедеятельность всего подводного мира.
    2. Попадая на мех животных, оперение птиц, нефть нарушает теплоизоляцию, что ведёт к переохлаждению или прямому отравлению животных и птиц.
    3. Нефть делает воду непригодной для питья не только для людей, но и для животных, проживающих вблизи данного водоёма.

    Обсуждение проекта, выставление оценок.

    Учитель зачитывает отрывок из романа Стаднюка «41 год» и задаёт вопрос: Как с помощью молотка и гвоздя военно - начальники решили проблему?

    Проект № 3. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)

    Цель исследования: подготовить творческий отчёт о поездке в г. Южноуральск на завод «Кристалл».

    Рисунок №3. Завод «Кристалл». Синтетические кристаллы кварца.

    Рисунок №4. Завод «Кристалл». Обработанный кварц.

    Первые кристаллы синтетического кварца на заводе были получены 29 октября 1962 года. С тех пор производство кристаллов постоянно развивается, совершенствуется и наращиваются мощности.

    Ассортимент продукции «Кристалла» широк. Это мелкие кристаллы различной формы для изготовления светильников, кристаллы для плавки особо чистого кварцевого стекла, высококачественные кристаллы пьезокварца.

    В процессе производство синтетического кварца, можно получить кристаллы необходимых размеров и форм, с заданными свойствами.

    Завод «Кристалл» поставляет пьезокварц многим крупным потребителям, в том числе зарубежным. Из него ежегодно изготовляется 30 млн. пьезоэлектрических приборов, используемых в бытовой и промышленной электронике, средствах связи, измерительных приборах, медицинской аппаратуре, космической технике и во многих других отраслях.

    Процесс кристаллизации, это главный процесс в выращивании кристаллов кварца.

    Кристаллизация – это образование и рост кристаллов из расплава, раствора или из газовой фазы при пересыщении или переохлаждении (см. рисунок №1, №2).

    Демонстрация выращенных кристаллов в домашних условиях.

    Обсуждение проекта, выставление оценок.

    Проект № 4. Презентация проекта, с использованием мультимедийного проектора. (см. Приложение)

    Цель исследования: рассмотреть применение физических явлений в промышленности на примере ОАО «Мечел».

    Объект исследования: коксохимическое производство.

    Уголь – твёрдое горючее полезное ископаемое органического происхождения.

    Состав угля: свободный углерод- 10%,циклические органические соединения, содержащие углерод С, водород Н, кислород О, азот N, сера S, неорганические вещества, вода.

    Коксование – нагревание каменного угля (t ≈ 1000) ,без доступа воздуха.

    Таблица 5. Продукты коксования и их применение.

    Основные продукты, образующиеся в результате процесса коксования каменного угля

    Применение

    1

    Кокс (С- 96-98%, примеси (зола)-2-4%) Металлургия (используется в доменных печах)

    2

    Каменноугольная смола Получают ароматические углеводороды фенол, нафталин и др.)

    3

    Аммиачная вода (аммиак, соли аммония) Азотные удобрения

    4

    Коксовый газ (Н2 – 60%; СН4 -25%; СО-5%; N2-4%; СО2-2%; С2Н4-2%; прочие газы- 2%) Топливо, химическое сырьё

    Перегонка – физическое явление, которое лежит в основе коксохимического производства.

    Идёт обсуждение проекта, выставление оценок.

    По ходу выступлений учащихся на доске выстраивается план их выступлений, а именно перечень всех способов разделения смеси. У каждого ученика в тетради заполнена таблица, идет взаимопроверка заполнения таблицы учащимися.

    Учитель выборочно спрашивает по таблице и предлагает сдать в конце урока тетради некоторым детям.

    Закрепление полученных знаний.

    Предложите способы разделения смеси, которые мы посмотрели в начале урока.

    На экране проецируются задания:

    1. Найдите соответствия.

    Смеси

    Способы разделения смеси

    Нефть, вода

    Перегонка

    Гвоздь, опилки древесные

    Делительная воронка

    Поваренная соль, уголь

    Магнит

    Вода, спирт

    Фильтрование

    2. Укажи правильный способ фильтрования. Обоснуйте свой выбор.

    Рисунок №1.

    3. Мысленный эксперимент: предложи план разделения смеси, состоящей из йода, поваренной соли, пенопласта, песка.

    Подведение итогов урока.

    Анализ работы, выставление оценок.

    Домашнее задание: составить кроссворд по §25, инструктаж по выполнению домашнего задания.