Занятие 1.
«У Копатыча в огороде» занятие с детьми подготовительной группы.
Программное содержание:
- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Пакчасаска» - «Овощи», закрепить знакомые слова по данной теме.
- Развивать связную речь детей.
- Воспитывать нравственные качества и желание помочь другим.
- Приобщать детей к народному творчеству посредством марийского фольклора (марийских народных загадок, марийских народных мелодий).
Материал:
- объемные двигающиеся игрушки - смешарики (Крош, Копатыч, Нюша) - Приложение 1;
- вырезанные силуэты овощей (морковь, картофель, капуста, свекла, лук, чеснок, огурец, репа, помидор, редис) - Приложение 2;
- корзинка, магнитофонная запись народных мелодий (гармонь).
Ход занятия
Учитель: Салам лийже, дети! - (Здравствуйте, дети!)
(Звучит музыка из мультфильма «Смешарики.)
Учитель: Слышите, кто - то к нам спешит в гости? Как вы думаете, кто?
Дети: Смешарики.
(Учитель показывает на мольберте Смешариков.)
Учитель: Правильно. Это веселые смешарики. Как их зовут?
Дети: Их зовут Крош и Нюша.
Учитель: Назовите их по - марийски.
(Дети узнают их и говорят по - марийски: Тиде меран - (это заяц). Меранын лумжо Крош - (его зовут Крош). Тиде сосна иге - (это поросенок). Сосна игын лумжо Нюша - (ее зовут Нюша).)
Учитель: Правильно, дети , давайте с ними поздороваемся по - марийски.
Дети: Салам лийже!
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Нюша с зонтом?
Дети: На улице часто идут дожди.
Учитель: Почему часто идут дожди?
Дети: Потому что наступила осень - (шыже толын). Уремыште йур йуреш - (на улице идет дождь).
Учитель: Правильно, дети. Наши ребятки совсем не боятся дождика. Давайте споем про теплый дождик песенку.
(Дети исполняют песенку «Леве йур») - Приложение 3.
Учитель: Какие признаки осени вы еще знаете?
Дети: Птицы улетают в теплые края, листья опадают, а еще осенью собирают богатый урожай.
Учитель: Ребята, а вы знаете, кто из смешариков любит заниматься огородом?
Дети: Это Копатыч. Тиде маска - (это медведь).
Учитель: У него в этом году уродился богатый урожай, очень много работы в огороде и он не смог прийти к нам в гости. Что мы можем для него сделать?
Дети: Помочь ему.
Учитель: Вы хотите узнать, какие овощи у него растут? Я загадаю вам марийские народные загадки, а вы попробуйте отгадать. Отгадки называйте по - марийски.
- Расна да не девица, с хвостом да не лошадка. (Кешыр - морковь.)
- Одну зарывают, двенадцать достают. (Паренге - картофель.)
- Шапка моя из ста шкур сшита. (Ковышта - капуста.)
Учитель: Ребята, какие вы молодцы. Все загадки отгадали, теперь можем отправиться к Копатычу.
Физкультурная минутка.
Учитель: Путь к Копатычу не близкий, на пути встречаются препятствия:
- помашем улетающим в теплые края птицам;
- прогибаемся, чтобы не порвать паутинку;
- перешагиваем через ручеек;
- перепрыгиваем по кочкам.
Учитель: А вот и Копатыч встречает нас. Поздоровайтесь, ребятки. Посмотрите, какой у него огород! Огород - (тиде пакча).
(Дети повторяют хором и индивидуально.)
Учитель: В огороде что растет?
Дети: Овощи.
Учитель: «Овощи» по - марийски произносим «пакчасаска».
(Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель показывает на картофель и задает вопросы: Паренге - тиде пакчасаска? - (картошка - это овощ?). Паренге - тиде мо? - (картошка - это что?). Дети отвечают.)
Учитель: В народе так говорят: «Паренге - тиде кокымшо кинде». Ребята, вы поняли, о чем я сказала?
Дети: Картошка - второй хлеб.
Учитель: Ребята, давайте назовем, какие еще овощи растут у Копатыча в огороде.
(Дети называют овощи на картинках, разложенных на полу - «на грядке».)
(Кешыр - (морковь), ковышта - (капуста), йошкарушмен - (свекла), шоган - (лук), чеснок - (чеснок), кияр - (огурец), реве - (репа), помидор - (помидор).)
Учитель: А теперь поможем собрать Копатычу овощи. Каждый соберет по одному овощу и расскажет о нем.
Примерные ответы детей:
- Мый паренгым погенам - (я собрала картошку).
- Паренге кугу - (картошка большая).
- Мый помидорым погенам - (я собрала помидор).
- Помидор йошкарге - (помидор красный).
- Мый помидорым кочкам - (я кушаю помидор).
- Мый кешырым погенам - (я собрала морковь).
- Кешыр тамле - (морковка вкусная).
Учитель: Молодцы, ребята. Помогли Копатычу. Кече онча - (солнышко светит). Пакчасаскам погенна - (овощи собрали). На радостях можно и поплясать, а Копатыч поиграет нам на своей гармошке!
(Учитель дает Копатычу гармонь и в это время незаметно включает запись игры на гармони. Дети исполняют марийскую плясовую.)
Учитель: Молодцы, ребята, славно поработали, хорошо отдохнули. Какие новые слова вы сегодня узнали и запомнили? (Ответы детей.)
Учитель: А Копатыч приготовил вам сюрприз. Но сначала нужно отгадать загадку:
Круглый бок,
Желтый бок,
Растет на грядке колобок.
К земле прирос он крепко,
А зовется (репка)
Учитель: Копатыч угощает вас вкусной репкой со своей грядки. Репка оказывается с сюрпризом - с « конфетами» внутри.
(Дети говорят «тау» - (спасибо) и прощаются со Смешариками.)
Занятие 2.
«В гостях у бабы Капы» конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Программное содержание:
- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Марий калык кочкыш» - «Марийское национальное кушанье».
- Развивать связную речь детей.
- Воспитывать нравственные качества и желание помочь другим.
- Приобщать детей к народным традициям.
Материал:
- объемные двигающиеся на шарнирах игрушки - герои из мультфильма (Лунтик, божья коровка Мила, Баба Капа) - Приложение 4;
- картинки с марийскими национальными кушаньями (блины, вареники, ватрушка, творожник) - Приложение 5;
- приготовленное слоеное тесто для лепки, подносы, салфетки, фартуки;
- схемы - модели для составления предложений - Приложение 6.
Ход занятия
Учитель здоровается с детьми и загадывает детям загадки.
Он с Луны к нам прилетел,
Завести друзей успел.
Очень вежливый малыш,
Привлекательный крепыш. (Лунтик)
Учитель: Правильно, ребята. Это Лунтик. Он обещался к нам прийти в гости. А с кем из друзей он придет, отгадайте следующую загадку.
Она очень милая,
Девочка красивая.
На головке рожки,
На платьице горошки. (Божья коровка Мила)
Учитель: Правильно, ребята. Это Мила. Вы знаете, как божья коровка называется по - марийски?
Дети: Тиде трай - (это божья коровка).
(Учитель показывает на мольберте объемных двигающихся игрушек Лунтика и божью коровку Милу. Дети здороваются с гостями.)
Учитель: Ребята, Лунтик мне говорит, что баба Капа готовит вкусное марийское кушанье и всех ребяток приглашает в гости. Вы хотите к бабе Капе идти в гости?
Дети: Да.
Учитель: А как вы думаете, какую марийскую еду она готовит? (Ответы детей.)
Учитель: Я вам расскажу, какое есть марийское национальное кушанье. Особенно по праздникам, марийцы готовят разную вкусную еду.
(Показывает картинку и приклепляет на магнитную доску.)
Учитель: Посмотрите, что здесь в тарелке? Блины. Правильно, дети. И не обычные блины, а слоеные: пышные, вкусные, румяные. Их пекут в печке. По - марийски такие блины называем «команмелна».
(Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель показывает на блины и задает вопросы на марийском языке: Тиде мо? (Это что?). Тарелкаште мо? (Что в тарелке?). Тиде команмелна? (Это блины?). Команмелна тамле? (Блины вкусные?). Дети отвечают.)
(Учитель таким же образом знакомит детей со словами: перемеч - (ватрушка), туара - (творожник), подкогыльо - (вареники). Задает детям аналогичные вопросы.)
Учитель: Ребята, теперь мы знаем, какое кушанье готовит марийский народ. Попробуйте с этими словами составить предложение.
(Детям предлагается схемы - модели для составления предложений на марийском языке. Примерные ответы детей: Я кушаю блины. Я люблю вареники.)
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь можно идти к бабе Капе.
(Дети подходят к столу, где разложены заготовки для лепки вареников. Учитель выставляет объемную игрушку бабу Капу. Дети здороваются с ней.)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что баба Капа готовит?
Дети: Вареники.
Учитель: Правильно, ребята. Баба Капа говорит, что вареники у нее варятся и скоро будут готовы, но она не все вареники слепила. Давайте мы ей поможем. Сначала нужно помыть руки, надеть фартуки.
Физкультурная минутка. Дети имитируют мытье и вытирание рук, затем завязывают фартуки.
(Учитель показывает, как нужно лепить и сопровождает действие словами на марийском языке. Готовые вареники дети выкладывают на поднос.)
Учитель: Какие новые слова мы сегодня узнали? (Ответы детей)
Баба Капа хвалит детей и угощает их варениками. Дети благодарят ее и говорят «Тау!» - (спасибо).