Развитие речи. Учимся писать письма

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать воображение, умение логически выражать свои мысли.
  • Учить творчески подходить к выполнению самостоятельной работы.
  1. Чистописание.

Я памятник себе воздвиг не рукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа...

  1. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова “Памятник”? Послушайте, как в толковом словаре дается определение слова.

Памятник это:

  • скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо, чего-либо;
  • сохранившийся предмет культурного прошлого;
  • редкие или вековые деревья, водопады, пещеры, болота, озера, имеющие научно-историческое, культурное значение — памятники природы.
  • Для чего воздвигают памятники? (Чтобы увековечить.)
  • За что? (За подвиг.)
  • Кому? (Герою.)
  • Какие вы знаете памятники нашего города?
  1. Сообщения учащихся о памятниках родного города.
  2. Рассказ учителя о памятниках природы.

В центре Волгограда, в сквере на площади Павших борцов, рядом с могилой офицеров-интернационалистов стоит старый тополь. Это дерево — памятник истории, живой свидетель Сталинградской битвы. В 1979 году тополь взят под охрану как памятник. Вокруг дерева сделан бордюр из красного гранита. На нем высечена надпись: “Тополь этот пронес жизнь сквозь битву великую”. И сейчас он радует шумом своей листвы.

(Показ иллюстрации.)

Второй памятник находится на Солдатском поле. Это сухое дерево осталось со времен войны. В 1967 году поле разминировали и создали монумент в виде воронки. В ней находятся снаряды, собранные с Солдатского поля после разминирования. А рядом с воронкой сухое дерево, как немой укор всем, как напоминание о том, что жизнь существует тогда, когда есть мир на земле.

(Показ иллюстрации.)

  1. Прочтите в упражнении № 1 о памятнике природы, который находится в Москве (учебник, с. 105).

- Представь, что ты живёшь в Москве на Поварской улице. Рядом с твоим домом растёт вяз, о котором рассказывается в тексте. Опираясь на текст, напиши письмо, в котором ты расскажешь своим друзьям об этом удивительном дереве.

  • “Разве дерево может быть памятником природы? Конечно. Жители одной из старинных московских улиц Поварской — любят и оберегают красивый и раскидистый вяз, которому уже больше двухсот лет. Они добились, чтобы уникальное дерево признали памятником.
  • Вяз на Поварской — живой свидетель пожара Москвы 1812 года. Он современник А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, которые жили по соседству и не раз проходили мимо дерева.
  • Под тенью вяза-долгожителя всегда можно отдохнуть, поразмышлять. Около дерева отмечают Новый год, Рождество, масленицу, день города, дни рождения писателей.”

(По Л.Багрянцевой).

  • Почему вяз назвали уникальным деревом?
  • Как вы понимаете то, что дерево является “современником” Пушкина, Есенина, Лермонтова?
  • Известны ли вам фамилии, о которых говорится в тексте?
  • Как мы можем назвать одним словом Пушкина, Лермонтова, Есенина?
  • Как вяз служит людям в наши дни?
  • Представьте, что вы живете рядом с этим деревом. Как бы вы рассказали друзьям об этом удивительном дереве?
  • Попробуй рассказать в письме о своём дворе или каком-то “памятнике природы”, который тебе довелось увидеть.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Ноги шагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем , крылья сложили назад.

  1. Самостоятельная работа.

Напишите письмо другу и расскажите ему об этом уникальном дереве.

  1. Итог урока.
  • О каких удивительных памятниках вы узнали?
  1. Домашнее задание: выполните по выбору:
  1. 2-ое задание из упражнения 1 (учебник, с. 105);
  2. ознакомьтесь с письмом любого писателя, письменно составьте к нему план.