Цели:
- Развивать воображение, умение логически выражать свои мысли.
- Учить творчески подходить к выполнению самостоятельной работы.
- Чистописание.
Я памятник себе воздвиг не рукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа...
- Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова “Памятник”? Послушайте, как в толковом словаре дается определение слова.
Памятник это:
- скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо, чего-либо;
- сохранившийся предмет культурного прошлого;
- редкие или вековые деревья, водопады, пещеры, болота, озера, имеющие научно-историческое, культурное значение — памятники природы.
- Для чего воздвигают памятники? (Чтобы увековечить.)
- За что? (За подвиг.)
- Кому? (Герою.)
- Какие вы знаете памятники нашего города?
- Сообщения учащихся о памятниках родного города.
- Рассказ учителя о памятниках природы.
В центре Волгограда, в сквере на площади Павших борцов, рядом с могилой офицеров-интернационалистов стоит старый тополь. Это дерево — памятник истории, живой свидетель Сталинградской битвы. В 1979 году тополь взят под охрану как памятник. Вокруг дерева сделан бордюр из красного гранита. На нем высечена надпись: “Тополь этот пронес жизнь сквозь битву великую”. И сейчас он радует шумом своей листвы.
(Показ иллюстрации.)
Второй памятник находится на Солдатском поле. Это сухое дерево осталось со времен войны. В 1967 году поле разминировали и создали монумент в виде воронки. В ней находятся снаряды, собранные с Солдатского поля после разминирования. А рядом с воронкой сухое дерево, как немой укор всем, как напоминание о том, что жизнь существует тогда, когда есть мир на земле.
(Показ иллюстрации.)
- Прочтите в упражнении № 1 о памятнике природы, который находится в Москве (учебник, с. 105).
- Представь, что ты живёшь в Москве на Поварской улице. Рядом с твоим домом растёт вяз, о котором рассказывается в тексте. Опираясь на текст, напиши письмо, в котором ты расскажешь своим друзьям об этом удивительном дереве.
- “Разве дерево может быть памятником природы? Конечно. Жители одной из старинных московских улиц Поварской — любят и оберегают красивый и раскидистый вяз, которому уже больше двухсот лет. Они добились, чтобы уникальное дерево признали памятником.
- Вяз на Поварской — живой свидетель пожара Москвы 1812 года. Он современник А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, которые жили по соседству и не раз проходили мимо дерева.
- Под тенью вяза-долгожителя всегда можно отдохнуть, поразмышлять. Около дерева отмечают Новый год, Рождество, масленицу, день города, дни рождения писателей.”
(По Л.Багрянцевой).
- Почему вяз назвали уникальным деревом?
- Как вы понимаете то, что дерево является “современником” Пушкина, Есенина, Лермонтова?
- Известны ли вам фамилии, о которых говорится в тексте?
- Как мы можем назвать одним словом Пушкина, Лермонтова, Есенина?
- Как вяз служит людям в наши дни?
- Представьте, что вы живете рядом с этим деревом. Как бы вы рассказали друзьям об этом удивительном дереве?
- Попробуй рассказать в письме о своём дворе или каком-то “памятнике природы”, который тебе довелось увидеть.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Ноги шагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем , крылья сложили назад.
- Самостоятельная работа.
Напишите письмо другу и расскажите ему об этом уникальном дереве.
- Итог урока.
- О каких удивительных памятниках вы узнали?
- Домашнее задание: выполните по выбору:
- 2-ое задание из упражнения 1 (учебник, с. 105);
- ознакомьтесь с письмом любого писателя, письменно составьте к нему план.