Методическое пособие по оздоровлению детей дошкольного возраста "Будь здоров!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Оглавление:

  1. Методические рекомендации по использованию методического пособия по оздоровлению детей “Будь здоров!”
  2. Планирование воспитательно - образовательной работы по формированию здорового образа жизни с детьми 4 - 5 летнего возраста.
  3. Приложение.
  4. Список литературы.

Слово “здоровье” является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы” и другие. Но что же такое “здоровье”? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но все равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70% - от образа жизни. Что такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Это явление должен тревожить всех, в том числе и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Обучение детей здоровому образу жизни начинается с ранних лет.

Глубоко не правы те, кто считает, что передача детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает человека от болезней. Грязная кожа может принести вред здоровью и кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней ухаживать. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Все эти и другие правила должны войти в сознание детей путем внушения, используя игровые приемы обучения, систематического воспитания и это должны делать воспитатели совместно с родителями своих воспитанников.

Каждый ребенок должен знать следующие правила:

  1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.
  2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.
  3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.
  4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из - под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один - два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.
  5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
  6. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7 – летнего возраста обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а так же предрасполагает к грибковым заболеваниям.

Методическое пособие “Будь здоров!” назначено на воспитателей дошкольных учреждений с целью обучения детей средней группы здоровому образу жизни в процессе познавательного общения со взрослыми и сверстниками.

Наши занятия направлены на адаптацию к окружению. В разделе музыкотерапия - мы слушаем классическую музыку (от 1 - 2 минут до 4 - 5 минут), специальную музыку для релаксации (2 - 3минуты) - что способствует положительному эмоциональному настрою, снятию эмоционального напряжения.

На наших занятиях мы развиваем навыки общения, учимся вступать в контакт друг с другом. Для этого мы проводим игры с элементами психогимнастики: “Листочки”, “Птички”, “Пора вставать” и другие. Эти игры также способствуют развитию выразительности движений (“как зайчики”, “как кошки”).

В работе мы используем основной принцип дидактики: от простого - к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основная цель этих занятий:

  1. Формирование чувства уверенности в окружающем.
  2. Развитие общения.
  3. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Занятия проводятся в игровой форме с элементами психогимнастики и релаксации.

Задачи:

  1. Познакомить детей с тем, что такое здоровье, как и почему его следует беречь.
  2. Дать представление о том, из каких компонентов складывается здоровье.
  3. Дать детям представление о закаливании.
  4. Познакомить с назначение кожи.
  5. Закрепить знания детей о необходимых гигиенических процедур.
  6. В процессе занятий развивать логическое мышление и речь, воображение, фантазию детей.
  7. Поддерживать положительный эмоциональный настрой.
  8. Развитие эмоций и выразительности движений.
  9. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
  10. Воспитание интереса к физической культуре и музыке.

Планирование воспитательно-образовательной работы по формированию здорового образа жизни детей 4 - 5 – летнего возраста.

Приложение.

Список литературы:

I. Физическое развитие.

  1. Булгакова Н.Ж. Азбука спорта. - М., 1999.
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.
  3. Ермакова З.И., Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре для детей младшей и средней группы детского сада. Мин., 1979.
  4. Кожевникова Н.Г. Спортивные развлечения и игры. - М., 1957.
  5. Короп Ю.Д. Обучение детей плаванию. - К., 1985.
  6. Литвинов А.А., Ивченко Е.В. Азбука плавания. - СПб., 1995.
  7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. - М., 1983.
  8. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников. - М., 1971.
  9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986.
  10. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование. - М., 1999.
  11. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1991.
  12. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре (Дошкольное воспитание, 2002, №9).
  13. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. - М.,1962.
  14. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1986.
  15. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. - М., 2001.
  16. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. - М., 1999.

II. Здоровье.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность-М., 2002.
  2. Алиева Т.И., Арнаутова Е.П. Безопасность и компетентность ребенка на улицах города. - М., 1997.
  3. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой.-М.,1983.
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.
  5. Белопольская Н.Л. Игра “Азбука настроений”. - М., 1994.
  6. Макшанцева Е. Скворушка. - М., 1998.
  7. Макшанцева Е. Детские забавы. - М., 1991.
  8. Дзержинская И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1985.
  9. Рюгер Кристофер. Домашняя музыкальная аптечка. Р.на Дону, 1998.