Теория без практики мертва или бесплодна.
Практика без теории невозможна или пагубна.
Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.
А. Н. Крылов
Цели урока:
1. Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Показательная и логарифмическая функции»;
- усвоить систему знаний и применять их для объяснения новых фактов.
2. Развивающие:
- преодолевать трудности при решении задач;
- развивать познавательный интерес.
3. Воспитательные:
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- расширить свой кругозор.
Ожидаемый результат – учащиеся знают свойства логарифмической и показательной функций, умеют их применять при решении задач.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Продолжительность урока 80 мин.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- систематизирующий;
- наглядно-иллюстративный;
- исследовательский;
- использование идеи самоанализа с систематическим применением самоконтроля учащихся.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- карточки – задания.
План урока.
- Организационный момент.
- Постановка задач и целей урока
- Проверка знаний учащихся
- Обобщение и систематизация понятий
- Решение задач с использованием графиков показательной и логарифмической функций
- Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
- Решение упражнений
- Сообщение на тему: «Открытие логарифмов».
- Решение комбинированных уравнений.
- Сообщение на тему: «Применение показательной функции»
- Решение задачи с параметром.
- Подведение итогов.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
После проверки готовности класса к уроку сообщается, что проводится повторительно-обобщающий урок по теме: «Неразлучная пара: Показательная и логарифмическая функции».
- Задачи с применением свойств показательной и логарифмической функций встречаются во всех трех уровнях сложности при сдаче итоговой аттестации. Поэтому для того, чтобы с ними справиться, нужна специальная подготовка по решению различных типов таких задач.
- Ребята, сегодня перед нами стоят несколько задач:
- вспомнить функции у = ах; у = logax их свойства и графики. Сопоставить их;
- использовать свойства данных функций при решении задач;
- разобрать комбинированные уравнения;
- рассмотреть уравнение с параметром с использованием свойств функций ;
- узнать много интересного из истории этих функций и их приложений.
III. Повторение и анализ основных фактов. (10 – 11 мин)
- Для того чтобы сопоставить функции у = ах и у = logax при а > 0, а ≠ 1 нужно хорошо представлять, что такое показательная и логарифмическая функции. А вспомнить эти понятия поможет следующий тест.
Тест. (Слайд 3-7)
1. Какие из данных функций являются логарифмическими:
1) 3 и 4;
2) 2, 3 и 5;
3) 3 и 5;
4) 4.
2. Какие из данных функций являются показательными:
1) 3 и 4;
2) 2, 3 и 5;
3) 3 и 5;
4) 4.
3. Назовите возрастающие функции:
1) 1,3 и 7;
2) только 1 и 7;
3) 2, 4, 5 и 6;
4) 2, 4 и 6.
4. Назовите убывающие функции:
1) 1,3 и 7;
2) только 1 и 7;
3) 2, 4, 5 и 6;
4) 2, 4 и 6.
5. Какая из линий на рис.1 является графиком является графиком функции у = log7x?
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
Рисунок 1.
6. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
1) да;
2) нет.
7. Областью определения показательной функции является множество действительных чисел.
1) да;
2) нет.
8. Логарифмическая функция у = logax и показательная функции у = ах при а > 0, а ≠ 1.
1) степенные;
2) взаимно обратные;
3) линейные.
9. Сами же функции порою убывают, порою по команде возрастают. А командиром служит им значение …, и подчиняются они ему всегда.
1) такого значения нет;
2) х;
3) а.
10. Область значения функции у = 3х + 1 числовой промежуток:
1) (-4;4);
2) (0;+∞);
3) (-∞; +∞);
4) (1;+∞).
11. Функции у = ах и у = logax при а > 0, а ≠ 1 симметричны относительно:
1) прямой у = х;
2) оси Оу;
3) оси Ох.
Учитель наблюдает за работой учащихся, дает пояснения.
Знакомит с критериями оценивания данного теста. После самопроверки, учащиеся сдают бланки для выставления отметок в журнал. Бланк ответов представлен на рисунке 2. (Слайд 8)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
3 |
4 |
4 |
1 |
б |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Рисунок 2.
IV. Обобщение и систематизация понятий.
Провожу беседу. Демонстрирую слайды. Акцентирую внимание учащихся именно на тех свойствах, которые помогают при решении задач исследовательского характера. Добавляю неизвестное раннее свойство.
Обобщение учителя:
1. Показательная и логарифмическая функции при одном и том же основании являются взаимно обратными функциями.
2.
Показательная функция у = ах |
Логарифмическая функция у = logax |
Область определения = R |
Область определения = (0;+∞) |
Множество значений = (0;+∞) |
Множество значений = R |
Возрастает при а > 1 Убывает при 0 < a < 1 |
Возрастает при а > 1 Убывает при 0 < a <1 |
a0 = 1, a1 = a |
loga1 = 0, logaa = 1 |
3. Экспонента возрастает быстрее, а логарифмическая функция медленнее любой степенной функции.
При а > 1 (Слайд 11)
- Если х > 0, то ах > 1
- Если х < 0, то 0 < ax < 1
- Если х > 1, то logax > 0
- Если 0 < х < 1, то logax < 0
При 0 < а <1
- Если х > 0, то 0 < ах < 1
- Если х < 0, то ax > 1
- Если 0 < х < 1, то logax > 0
- Если х > 1, то logax < 0
4. Частные свойства (Слайд 12):
1) loga1 = 0, a > 0, a ≠ 1 т.е. логарифм числа 1 при любом допустимом основании равен 0;
2) logaax = x, a > 0, a ≠ 1.
- Это свойство часто применяют в «обратном» порядке – чтобы выразить заданное число b через логарифм по основанию а, а именно, b = logaab.
V. Решение задач.
Задача (А) (решение показывает учитель). На одном из графиков (Слайд 13) изображен график функции y = log3x. Укажите этот рисунок.
Учитель: В задании предлагается 4 картинки. Надо указать ту, на которой нарисован график конкретной функции.
Ребята давайте вспомним, как построить графики некоторых функций. Экспресс – опрос.
Вопросы:
- Сколько нужно точек для построения прямой? (Две.)
- Достаточно ли трех точек для построения параболы? (Да.)
- Сколько точек (минимум) нужно для построения гиперболы ? (8)
- А как вы считаете, можно ли по трем точкам построить графики показательной или логарифмической функции? (Нет.)
Учитель: Графики логарифмической или показательной функции по трем точкам нельзя построить, но уловить «характер» по трем точкам можно. (Слайд 14)
Для функции у = ах надо найти значения в следующих трех точках:
х |
-1 |
0 |
1 |
ах |
1 |
а |
Рисунок 3.
и сразу будет ясно, возрастающая функция (это при а > 1) или убывающая (это при 0 < a < 1).
Для функции у = logax надо найти значения в следующих трех точках:
х |
1 |
а |
|
logax |
-1 |
0 |
1 |
Рисунок 4.
и сразу будет ясно, возрастающая функция (это при а > 1) или убывающая (это при 0 < a < 1).
Вывод. Если среди нарисованных графиков надо найти график такой функции, то, прежде всего надо сравнить значения заданной функции со значениями на графиках именно в этих точках. (Слайд 15)
Учитель: Вернемся к нашему рисунку. Найдём у(3) = log33 = 1, значит, наш график на картинке 2. Ответ. На втором графике.
Рисунок 5. | Рисунок 6. |
(На доске заранее построены предложенные графики. Два ученика выходят к доске и решают по карточкам.)
Задачи.
- На одном из рисунков (рисунок 6) изображен график функции у = - log2x. Укажите этот рисунок.
- На каком из рисунков (рисунок 7) изображен график функции
VI. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой. (Слайд 16)
Рисунок 7. | Рисунок 8. |
Вариант 1. На рисунке 7 представлен график функции у = ах. Укажите а.
Ответ: .
Вариант 2. На рисунке 8 представлен график функции у = loga x. Укажите а.
Ответ: 2.
VII. а) Четыре ученика выходят к доске и решают задания по карточкам (в квадратных скобках ответы к заданиям):
Карточка 1.
Определите знак числа log2. [Минус]
Карточка 2.
Укажите промежуток, являющийся областью определения функции
Карточка 3.
Найдите область определения функции . [(-∞;3]]
Карточка 4.
Какое из следующих чисел не входит во множество значений функции
1) -3; 2) 0; 3) -4; 4) -2 [-4]
б) Тем временем весь класс решает задание: укажите количество целых чисел, входящих в область определения функции . Первые два ученика оцениваются.
Проверяю решение карточек у доски. Задания, вызвавшие затруднения обсуждаем вместе с учениками. Обращаю внимание на оформление решения.
VIII. После данной работы вызываю одного ученика для сообщения исторической справки об открытии логарифмов, подготовленной им заранее.
Сообщение ученика: «Поистине безграничны приложения показательной и логарифмической функций в самых различных областях науки и техники. А ведь придумывали логарифмы для облегчения вычислений. Попытки сопоставить множеству чисел вида 10х множество соответствующих показателей степени х мы находим в XVI в. у немецкого математика Михеля Штифеля. Важность такого для практики вычислений достаточно ясна. Если числу ах соответствует показатель х, а числу ау – у, то произведению ах * ау = ах+у будет отвечать сумма х + у, т.е. умножение можно заменить сложением, что было давней мечтой всех вычислителей. Чтобы ее осуществить, требовалось составить точные таблицы, в которых содержались бы все необходимые данные. Этот огромный труд оказался по силам шотландскому математику Джону Неперу. Более трех столетий прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы, составленные Джоном Непером. Они помогли астрономам и инженерам, сокращая время на вычисления, и тем самым, как сказал знаменитый французский ученый Лаплас, «удлиняли жизнь вычислителям». Еще недавно трудно было представить инженера без логарифмической линейки в кармане; изобретенная через десяток лет после появления логарифмов Непера английским математиком Гунтером, она позволяла быстро получать ответ с достаточной для инженера точностью в три значащие цифры. Теперь ее из инженерного обихода вытеснили микрокалькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни калькуляторы».
IX. После небольшого экскурса в историю даю под запись утверждение:
Если функция f возрастает (убывает), а функция g убывает (возрастает) на множестве Х, то уравнение f(x) = g(x) на множестве Х имеет не более одного корня. (Слайд 17)
Затем вызываю к доске по очереди двух учеников, которым было дано задание: подготовить и решить два нестандартных уравнения на применение данного утверждения. [Уравнения 1 и 2]. Они записывают решения на доске, комментируют их, остальные делают записи в тетрадях.
Решение этого уравнения показываю сама. Поясняю специфику данного задания, обращаю внимание, на то, что задания типа С2 - это средние по сложности задачи вступительного экзамена в вузы. По характеру это задачи исследовательские. Что некоторые уравнения можно решить подбором, основываясь на свойствах монотонности функций.
X. В промежутках между решениями задач говорю о применении показательной функции.
Тезисы.
- По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т. е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому - распространение в Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием.
- Если бы все маковые зерна давали всходы, то через 5 лет число «потомков» одного растения равнялось бы 243 * 1015 или приблизительно 2000 растений на 1 м2 суши.
- Потомство комнатных мух за лето только от одной самки может составить 8 * 1014. Эти мухи весили бы несколько миллионов тонн, а выстроенные в одну цепочку, они составили бы расстояние, большее, чем расстояние от Земли до Солнца. Потомство пары мух за 2 года имело бы массу, превышающую массу земного шара. И только благодаря сообществу животных и растений, когда увеличение одного вида влечет за собой рост количества его врагов, устанавливается динамическое равновесие в природе.
- В природе и технике часто можно наблюдать процессы, которые подчиняются законам выравнивания, описываемым показательной функцией. Например, температура чайника изменяется со временем t согласно формуле Т = Т0 + (100 - Т0) е-rT.
- Процессы выравнивания также можно наблюдать при включении и выключении электрического тока в цепи, при падении тел в воздухе с парашютом. В биологии процесс выравнивания встречается при разрушении адреналина в крови; о работе почек судят по их способности выводить радиоактивные вещества, количество которых уменьшается по показательному закону.
- В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста; радиоактивный распад вещества - процессу органического затухания. Законам органического роста подчиняется рост вклада в Сберегательном банке, восстановление гемоглобина в крови у донора или раненого, потерявшего много крови.
- Вы все слышали о цепных реакциях, теорию которых в 20-х годах описал молодой химик Н.Н. Семенов, а потом развили ученые-атомщики. Как управлять этим процессом в мирных целях? На этот вопрос можно ответить только при помощи знаний о показательной функции. (Слайд 18-23)
XI. Найти все значения а, при которых уравнение имеет единственное решение.
Совместно с ребятами ищу способ решения данной задачи. Отмечаю, что графики особенно удобно использовать, если например, необходимо найти количество решений в задачах с параметром и без него. (Слайды 24-30)
XII. Подведение итогов. (Слайд 31)
- О чем вы не имели представления до сегодняшнего урока и, что теперь вам стало ясно?
- Что нового вы узнали о логарифмической и показательной функциях и их приложениях?
- Какая информация вас заинтересовала?
- С какими трудностями вы столкнулись при решении нестандартных заданий?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Оцениваю тестовую работу, работу по карточкам, устную работу, сообщение, работу у доски.
XIII. Постановка домашнего задания. (Слайд 32)
Математика и музыка – два школьных предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. Задумайтесь, есть ли какая-нибудь связь между ними, найдите её. Из дополнительной литературы выписать и решить каждому по два уравнения.
Используемая литература:
- Денищева Л.О. и др. Единый государственный экзамен: математика: 2004 – 2005: Е33 КИМ – М.: Просвещение, 2005.
- Колесникова С.И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 272 с.
- Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения, – М.ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 416 с.
- Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств. – М.:АРКТИ, 2007. – 64 с.
- Лысенко Ф.Ф. и др. Математика. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. Пособие для самостоятельной подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006. 416 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Главный редактор М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. 688 с.