Авторская разработка открытого классного часа, который посвящен Дню Защитников Отечества

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
  2. Вспомнить славные подвиги земляков.
  3. Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.

Оформление и оборудование класса:

  • иллюстрации на военную тематику, рисунки;
  • военных профессий, фото защитников Отечества;
  • подборка книг о защитниках Родины;
  • фото памятников: Петру Барбашову, Братьям Газдановым;
  • магнитофон, телевизор, ТСО - DVD,
  • записи: марш «Прощание славянки»;
  • песня «У моей России – длинные реснички;
  • стихотворение «На века России слава!»;
  • гимн России;
  • фанфары – время;
  • песня «Давай за…» группа ЛЮБЭ.

Надписи с высказываниями:

  1. «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К. Ушинский.
  2. «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
  3. Нужно за мир стоять- войне не бывать.
  4. Для советского солдата граница свята.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Под звучание военной песни в класс входят ветераны.

2. Учащиеся читают стихотворение.

3.

1 уч-ся:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

2 уч-ся:

Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

4. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.

- А что можно назвать Родиной?

Дети: (читают все вместе)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!

- А как называется наша большая Родина?

Дети: РОССИЯ.

Учитель:

- Очень много песен, стихотворений посвящено России.

- Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.

Песня. (Приложение 1)

«У моей России длинные реснички».

1 куплет

У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

2 куплет

Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

- Так на кого же похожа ещё Россия?

Уч-ся: - На маму.

Учитель:

- Прослушайте запись одного из стихотворений о России: «На века России нашей слава». (Приложение 2)

- Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?

Уч-ся рассказывает историю этого праздника.

В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель:

- Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

- Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.

- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины. (Приложение 3)

- Вспомните имена былинных богатырей?

Уч-ся :

- Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель:

- А из истории Древней Руси?

Уч-ся :

1. Великий полководец-Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Учитель:

- А из истории образования Московского государства?

Уч-ся :

2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.

3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Учитель:

- А из истории Российской империи?

Уч-ся :

4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Это было в период 18 века.

5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

6. Георгий Константинович Жуков.

В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны -Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.

7. Исса Александрович Плиев в ходе войны показал себя настоящим героем, мастером ошеломляющих врага рейдов, храбрейшим комдивом, командующим конно-механизированной группы. Он всюду поражал своим мастерством и смелостью маневра, умело и твёрдо управляя механизированными и кавалерийскими войсками. И всё-таки, главное в полководческом искусстве Плиева не личная храбрость, не умение управлять войсками, а то, что он один из первых в своё время понял новые возможности конно-механизированной группы. Конница, соединённая с танками, приобрела исключительно большую роль в наступательных операциях, требовавших высокой мобильности и динамичности. И эти возможности Плиевым были использованы с потрясающим эффектом.

Далее беседа проводится памятникам Барбашову и Бр. Газдановым.

Учитель:

- Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах- Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!

- В исполнении Олега Газманова прозвучит песня, посвящённая всем офицерам.

Прослушивание песни «Офицеры».

Учитель:

- Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.

- За Родину сражались не только взрослые, но и дети. Мы всегда помним о них. (Приложение 4)

( На доске висят фото детей, погибших, защищающих свою Родину.)

(После перечисления подробнее остановиться на фото Зои Космодемьянской, т.к. школа находится на этой улице.)

Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923-1941) прожила короткую, но полную, настоящую, жизнь. Будучи ученицей 10-го класса, она в самом начале войны добровольно вступила в партизанский отряд. В 1941 году была арестована при выполнении боевого задания и после пыток казнена немцами.

На допросе немецкий офицер спросил у неё: «Где сидит Сталин?». Она ответила : « Он сидит на своём месте». Она не выдала ни себя, ни друзей, ни Сталина». Себя она назвала Таней. Тогда никто не знал настоящего имени Зои. Но спустя некоторое время, у убитого немецкого офицера, который её казнил, в кармане нашли фотографии Зои и напечатали в газете. Её узнали одноклассники и друзья. Таким образом вся страна узнала 18-летнюю Зою Космодемьянскую, которая погибла, и ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся. Почтим память погибших минутой молчания.

(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания.)

(Далее уч-ся читают стихотворения.)

1 уч-ся:

Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.

2 уч-ся:

Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.

3 уч-ся:

Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

4 уч-ся:

Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.

Учитель:

Много городов-героев в нашей стране. Нашему городу тоже было присвоено в 2007 году звание - Владикавказ - город Воинский Славы.

Учитель:

- Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?

Дети:

  1. Сухопутные.
  2. Военно-воздушные.
  3. Военно-морской флот.
  4. Ракетные войска стратегического назначения.

Учитель:

- А какие военные профессии вы знаете?

Дети перечисляют:

Учитель:

- А кто нужнее в Армии?

- На этот вопрос ответить невозможно.

- Какой палец нужнее?

- Все нужны.

- Одним пальцем не ударишь-

- Нужно все пальцы сжать в кулак,

- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

-Какие строчки можно посвятить каждой профессии? (Приложение 5)

(Дети читают стихи.)

Танкист

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!

Лётчик

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапёр,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!

Десантник

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Моряк

На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Подводник

Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

Артиллерист

Да здравствуют артиллеристы-
Защитники наших земель,
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!

Пограничники

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!

Учитель:

- Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?

Дети:

- Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.

Учитель:  - Слово ветерану.

1 уч-ся:

Как далеко от нас война,
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Мы узнаём их в скверах и садах
В дни памяти и праздничные даты
По блеску в нестареющих глазах.
Они по-прежнему – отважные солдаты.

2 уч-ся:

Как дороги им встречи в дни побед,
Воспоминанья, крепкие объятия.
Пускай не виделись они помногу лет,
Ведь ветераны все- родные братья.
Послушаем их тихий разговор,
Их песни, что они тогда певали,
О чём мечтали и как шли на бой,
Когда страну родную защищали.

Учитель:

- Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ:

Полковник Александр Данилович Сёмкин и Полковник Дунаев Борис Викторович.

- Предоставим слово нашим гостям.

Полковник Александр Данилович Сёмкин

Полковник Дунаев Борис Викторович

Учитель:

- В заключении уч-ся читают стихи, посвящённые ветеранам.

Ветераны Отчизны любимой,
Всех нас спас только ваш героизм.
Вы, сплотившись семьёю единой,
Как один, били дружно фашизм.

К вам Россия слова обращает,
Вами враг был опасный разбит.
Вас Отчизна наша заверяет:
Подвиг ваш на Руси не забыт!

От фашистской смертельной отравы
Мир избавили вы на века.
Ваша жизнь, после битвы кровавой,
Очень часто была нелегка.

Вы Отчизну с нуля поднимали,
Из окопов вернувшись домой.
Душу с сердцем стране отдавали,
И не ведали слова покой.

Ветераны, вас стало так мало...
Посвящаем слова свои вам!
Вырвав с корнем змеиное жало,
Право жить подарили вы нам.

Убирают скульптуры героев
В cтранах тех, где забыли о вас.
Эти страны рождают изгоев,
Черти там начинают свой пляс.

Память нашу никто не посмеет,
Уничтожить, разрушить, стереть.
Флаг Победы по-прежнему реет
И огонь будет вечный гореть.

Учитель:

- Дорогие защитники Отечества, ещё раз поздравляем Вас всех с этим светлым праздником. Желаем всем вам чистого неба над головой, крепкого здоровья, счастья . Живите, радуйтесь жизни. А вы подрастающее поколение растите стойкими, мужественными, чтобы всегда были готовы защитить свою Родину!!!

Мероприятие заканчивается песней группы «ЛЮБЭ».

«Давай за…»

1 куплет

Серыми тучами небо затянуто.
Нервы гитарной струною натянуты.
Дождь барабанит с утра и до вечера.
Время застывшее кажется вечностью.

Мы наступаем по всем направлениям.
Танки, пехота, огонь артиллерии.
Нас убивают, но мы выживаем.
И снова в атаку себя мы бросаем.

Припев:

Давай за жизнь, давай брат до конца.
Давай за тех, кто с нами был тогда.
Давай за жизнь, будь проклята война.
Помянем тех, кто с нами был тогда.

2 куплет

Небо над нами свинцовыми тучами
Стелется низко туманами рванными.
Хочется верить, что всё уже кончилось.
Только бы выжил товарищ мой раненый.

Ты потерпи браток, не умирай пока.
Будешь ты жить ещё долго и счастливо.
Будем на свадьбе твоей отплясывать.
Будешь ты в небо детишек подбрасывать.

Припев:

Давай за жизнь, держись брат до конца.
Давай за тех, кто дома ждёт тебя.
Давай за жизнь, будь проклята война.
Давай за тех, кто дома ждёт тебя.
Давай за них, давай за нас.
И за Сибирь и за Кавказ.
За свет далёких городов
И за друзей и за любовь.
Давай за Вас, давай за нас
И за десант и за спецназ.
За боевые ордена,
Давай поднимем старина

Фото ветеранов с учащимися 3 «А» класса.

Фото ветеранов с завучем по воспитательной работе Заболоцкой Галиной Викторовной.

Фото ветеранов со мной (классным руководителем) Кудряшовой Татьяной Александровной.

Используемая литература.

  1. Интернет.
  2. Статьи из фестиваля «Открытый урок».
  3. Сценарии школьных праздников Н.Б.Троицкая, Г.А.Королёва.