Антарктида - континент мира и науки

Разделы: География


Тип урока: урок изучения нового материала.

Место в общей теме: 3-4 уроки по теме «Антарктида».

Форма организации: учебная конференция, 2 учебных часа.

Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • сформировать представление о современных масштабах изучения материка;
  • обосновать научную необходимость изучения Антарктиды.

2. Развивающие:

  • развивать умение работать с дополнительной информацией, отбирать главное.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к людям, рискующим ради науки своими интересами и здоровьем;
  • формировать понимание необходимости их работы для жителей всей Земли.

4. Социальные:

  • формировать умение работать в группах;
  • умение обсуждать предложенные вопросы коллективно; излагать свое мнение.

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный.

Класс делится на 5 групп, каждая из которых отбирает информацию по заданным вопросам ( исследования норвежских, австралийских, российских и американских ученых - 4 группы и 5 группа корреспондентов, которые подготовили ряд вопросов по теме).

2 этап. Учебная конференция.

План работы.

  1. Изучение Антарктиды:

  • первые научные экспедиции;

  • Международный геофизический год;

  • современные станции.

  1. Почему необходимо изучать Антарктиду?

  2. Подведение итогов.

Оборудование:

  • физическая карта Антарктиды;
  • атласы 7 класса;
  • презентация «Антарктида – континент мира и науки». (Приложение)

Ход урока

Ведущий (учитель): Дж.Кук в одном из своих отчетов написал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что земли, которые могут находится на юге, никогда не будут исследованы.»

- Был ли прав путешественник? ( Ребята говорят об открытии Антарктиды М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в 1819-1821гг.)

Ведущий: Наша конференция посвящена дальнейшему изучению самого южного материка Земли. На конференции присутствуют представители государств, принимающих наибольшее участие в научном изучении Антарктиды: Норвегии, Австралии, США, России, а также группа корреспондентов, которые будут задавать различные вопросы в ходе конференции.

1. Изучение Антарктиды.

Первые научные экспедиции.

Представители группы «Норвегия»: В1899 году на мысе Адер высадились 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Это были первые люди, которые решили остаться на целый год в ледяных неведомых краях. 1 января 1900 года Борхгревинк запечатал в бочонок краткий отчет об успешной зимовке. Бочонок запечатали в грот большого айсберга. С тех пор по примеру норвежцев другие государства стали сооружать свои станции в Антарктиде.

Вопрос корреспондентов: Как первые полярники решали проблемы обеспечения энергией и радиосвязью?

Представители группы «Австралия»: Экспедиция Д. Моусона наладила быт полярников и начала первые научные исследования. Главная база полярников была оборудована двумя генераторами, работавшими от керосинового двигателя. Сейчас все полярные станции получают электроэнергию, используя двигатели, работающие на привозном топливе (обычно на солярке). Проводятся эксперименты по получению солнечной и ветряной энергии.

Представители группы «Австралия»: Также австралийской экспедицией была решена проблема радиосвязи. Радиостанция была построена на мысе Денисон (земля Адели). Главной проблемой оказалась установка мачт, на которые вешались антенны. Высота мачт достигала 40 метров, установить их при ураганных ветрах было очень сложно. Да и мощности передатчиков не хватало для прямой связи даже со сравнительно недалекой Австралией. Только к концу 20-х годов радио стало неотъемлемой частью полярных экспедиций.

Международный геофизический год.

Ведущий: В первой половине 20 века экспедиции носили временный непостоянный характер. В 1956 году началась подготовка к МГГ, который проходил с 1957 по 1959 год. 65 стран договорились послать свои экспедиции вглубь континента и другие малоизученные области, построить там научно- исследовательские станции и проводить исследования. Антарктида была объявлена материком мира и науки. В договоре по Антарктиде это отражено в соответствующих статьях. (см. Приложение)

Современные станции в Антарктиде.

Ведущий: Сейчас в Антарктиде действует более 70 научных станций. Из них 42 круглый год. Распределение по странам: Чили – 11, Аргентина – 9, Россия – 9, Австралия – 8, Великобритания – 7, США – 3.(см. Приложение) Постоянное население – до 1000 человек, летом – до 4000.

Вопрос корреспондентов: Почему всех больше станций принадлежит Чили и Аргентине? (Причина в близком расположении этих стран к материку.)

Ведущий: Исследования российских ученых всегда играли большую роль в изучении материка, т.к. ранее был накоплен опыт в северных полярных широтах - в Арктике.

Представители группы «Россия»: Освоение Антарктиды советскими полярниками началось с Мирного. (см. Приложение) Уже в первую советскую антарктическую экспедицию было построено 18 щитовых домов. Дома строились на прочном металлическом каркасе - фундаменте и закреплялись тросами ледовых якорей. Но уже в первую зиму Мирный был занесен снегом – в дома пришлось проникать через люки на крышах, а через несколько лет здания оказались под 7-10 метровым слоем снега. Учитывая опыт Мирного на других станциях дома стали строить на сваях.

- В этом же 1957 году была открыта станция Восток, которую называют самой интересной в научном отношении. Это дважды полюс – южный магнитный полюс Земли и полюс холода. К тому же это самая высокогорная станция – на высоте 3488 м над уровнем моря.(см.Приложение)

Вопрос корреспондентов: Каковы условия жизни для человека на этой станции?

- Зимовка на Востоке обостряется несколькими обстоятельствами: почти абсолютная сухость воздуха, атмосферное давление вдвое ниже нормального. Содержание кислорода в атмосфере здесь такое же как и на высоте 5000 м. и наконец, это самое холодное место на Земле – знойное восточное лето - минус 35С. Врачи не рекомендуют проводить в таких условиях более 6 месяцев.

- Долгое время одной из ведущих российских станций была Молодежная. (см. Приложение) Т.к. станция находится на побережье, стало возможным строительство там целого научного городка: жилые здания, научные лаборатории . столовая, поликлиника, радиоцентр, электростанция и аэродром. В данное время станция законсервирована и находится на реконструкции, а ее заменила станция Прогресс. (см. Приложение)

Ведущий: Большой вклад в изучение материка вносят американские ученые.

Представители группы «США»: Старейшая американская станция Мак - Мердо. Дома построены здесь на обычных фундаментах и образуют настоящие улицы. В поселке действует водопровод, канализация, АЭС, есть церковь. К поселку проложены автомобильные дороги и от береговых причалов и от аэродрома. (см. Приложение)

Вопрос корреспондентов: Какие условия позволяют строить на Мак - Мердо дома на обычном фундаменте? (Станция находится в антарктическом оазисе.)

- Весьма интересна еще одна сравнительно молодая (1975г.) американская станция Амундсен - Скотт. Станция находится на Южном географическом полюсе. Все здания там соединены крытыми переходами, а основные помещения скрыты под общим куполом. (см. Приложение)

Все рассказы о научных станциях сопровождаются показом расположения этих станций на большой карте, а также ребята находят их в карте атласа.

2. Почему необходимо изучать Антарктиду?

Ведущий: Из всего выше сказанного ясно как много трудностей преодолевают ученые, живущие в Антарктиде. Что же заставляет их рисковать собственным здоровьем, переносить бытовые трудности? Почему они считают изучение самого южного материка столь важным? Давайте обсудим этот вопрос.

Далее идет обсуждение в группах (около 10 минут), потом заслушиваются мнения групп. Корреспонденты фиксируют ответы и подводят итог.

 В результате получается следующее:

Антарктиду необходимо изучать, т.к.:

  • материк влияет на климат всей Земли;
  • подо льдом имеются большие запасы минеральных ресурсов;
  • интересен органический мир материка;
  • здесь находится удивительный вулкан Эребус, действующий даже при сильных морозах;
  • континент является огромным запасником пресной воды;
  • Антарктида - это часть древнего континента Гондвана и ее природа тесно связана с природой других материков.

Данные выводы учащиеся записывают в тетради.

3. Подведение итогов.

Ведущий: Наша конференция подошла к концу. Что мы сегодня узнали нового? Чему научились и на уроке, и входе подготовки к нему? Оцените работу участников в группах.

Группам раздаются оценочные листы.

Ф.И. ученика Работа в ходе подготовки Работа на конференции Взаимопомощь Итоговый результат
         
         

Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Изучение Антарктиды».

Используемая литература.

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктика. М, 2000.
  2. Крылова О.В. Уроки географии: 7кл. – М: Просвещение, 1990.
  3. Ресурсы Интернета: Википедия.

Приложение.