“Гармонизация цвета” является одной из важнейших и сложных тем, составляющих теоретическую основу изучения курса “Ручная роспись ткани” на занятиях по декоративному искусству как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Без приобретения необходимой суммы знаний по основам колористики невозможно достичь высокого уровня творческих работ на ткани. Сама технология различных видов ручной росписи ткани требует хорошего понимания пропорциональных отношений цвета и тона в текстильной композиции.
Тема “Гармонизация цвета” изучается в тесной взаимосвязи с освоением технологии ручной росписи ткани. При этом новые практические работы, нацеленные на закрепление теоретического материала, могут быть связаны с предыдущими заданиями и являться их продолжением. Например, после изучения таких разделов как “Однотоновая гармония” и “Гармония родственных цветов” учащиеся в соответствующем колорите заканчивают эскизы платков и шарфов, которые впоследствии выполняются на ткани в технике холодного батика
Эскизы платков с использованием однотонной цветовой гармонии
<Рисунок 1>.
Использование в работе подобной методики, когда преподаватель расчленяет проблемную задачу, то есть, выполнение оригинального декоративного изделия в материале, на подпроблемы – задания, каждое из которых предполагает обязательно творческую деятельность, а так же закрепление и применение на практике новых знаний, позволяет наглядно продемонстрировать логическую последовательность грамотного подхода к процессу художественного творчества.
Подобную цепочку взаимосвязанных заданий хорошо использовать при ограниченном количестве занятий по росписи ткани, так как, в этом случае, значительно экономится учебное время, а учащиеся успевают довести до конца достаточно серьезную творческую работу, такую как декоративное панно.
При изучении гармонизации цвета учащимся также предлагается выполнить ряд отдельных упражнений и эскизов, которые не являются продолжением каких-либо заданий. Они, в основном, нацелены на лучшее закрепление некоторых аспектов теории и, при этом, носят творческий характер, а также ориентированы на конкретную технику росписи ткани.
Больше всего заданий, направленных на усвоение знаний о тоновых отношениях при работе на ткани, обычно связано с техникой горячего батика. Именно эта техника требует особой четкости тонального решения композиции. Она заключается в том, что расплавленным воском резервируются определенные участки изображения – сначала самые светлые, затем все темнее и темнее. При этом, градация тона должна быть такой, чтобы при снятии воска с ткани, каждый оттенок отличался от других. Поэтому, изучая такие разделы, как “Ахроматическая гармония” и “Однотоновая гармония”, необходимо научиться правильно выбирать оттенки цветов при выполнении эскизов будущих упражнений для горячего батика. Для этого ученикам предлагается использовать специальные шкалы, которые применяются в художественном оформлении текстильных изделий. Для своей композиции они должны выбрать три-четыре оттенка одного цвета. Причем, цветовая гамма должна соответствовать изображению. Например, для передачи характера ночного пейзажа применяли темно-серые тона, а для зимнего – использовали светлые и т.п.
Эскизы упражнений для горячего батика с использованием ахроматической и однотоновой гармонии
<Рисунок 2>.
Выполняя эскиз для горячего батика в ахроматической или однотоновой гамме, необходимо учитывать специфику технологии. Поэтому в процессе изучения основ гармонизации цвета, в тесной взаимосвязи с теорией цветоведения, должно осуществляться ознакомление с техникой горячего батика. Кроме того, учащиеся должны получить и новые сведения о холодном батике: в частности, о возможностях выполнения различных заливок цвета на ткани.
Чтобы учащиеся лучше поняли взаимосвязь техники росписи с различными цветовыми гармониями, был разработан ряд наглядных пособий в виде плакатов. В них было показано, как выбрать из шкалы нужные цвета или их оттенки, в каких пропорциях их лучше сочетать в эскизе и как потом они будут выглядеть на ткани.
Методический плакат по гармонизации цвета в декоративных композициях на ткани
<Рисунок 3>.
Методическое пособие для выполнения эскизов композиций для техники "от пятна" с применением гармоний родственно-контрастных цветов
<Рисунок 4>.
Поэтапное выполнение батика "от пятна"
<Рисунок 5>.
Получив подобную теоретическую подготовку, можно довольно уверенно самостоятельно выполнять необходимые стилизации для горячего батика с характерным для него пятновым решением.
Для подготовки учащихся к успешному самостоятельному творчеству в материале, им нужно овладеть не только специальными теоретическими знаниями.
Чтобы молодые люди могли продуктивно работать над заданием, осуществляя самоконтроль, осмысленно и критично оценивая свои эскизы, их необходимо привлекать к анализу работ, выполненных как в горячем батике, так и в других техниках росписи ткани. С этой целью их нужно ознакомить с критериями оценки творческих изделий и учебных заданий. Оценивая свои работы и работы товарищей, учащиеся должны обосновать свое мнение. Например, отмечая, что в какой-либо композиции отсутствует целостность, нужно выявить ошибки в построении композиции или в цветовой гармонии, которые привели к такому результату.
Одним из главных требований, предъявляемых к учащимся при выполнении ими эскизов творческих работ и даже простых упражнений, является соответствие используемых в композиции выразительных средств и художественных приемов содержанию сюжета. Таким образом, выполняя любое задание на бумаге, учащимся необходимо каждый раз решать проблемные задачи. Например: выполняя эскиз для упражнения на ткани в технике горячего батика, они должны были разработать стилизацию и подобрать цвет не только с учетом особенностей технологии, но и в целях наиболее выразительной передачи замысла.
Отвечая принципу систематичности и последовательности в обучении, учебный материал в процессе преподавания росписи ткани должны строиться строго с опорой на предыдущие знания учащихся, но с постепенным усложнением. При этом, изучение основ теории художественного оформления текстильных изделий и освоение новых технологий обработки тканей должно всегда осуществляться в тесной взаимосвязи друг с другом. С каждым последующим занятием можно знакомить учащихся с более сложными аспектами теории и с более трудными техниками ручной росписи ткани.
Так, продолжая изучать основы цветоведения, после более легких тем, таких как “Ахроматические и однотоновые гармонии”, учащиеся могут познакомиться со сложными многоцветными гармониями родственных, родственно-контрастных цветов. Одновременно с этим, они продолжат осваивать новые техники росписи ткани. Например, после практического освоения технологии горячего батика можно приступить к новой технике – батик “от пятна”, которая отличается от предыдущей тем, что изображение на ткани выполняется не различными оттенками одного цвета, а является многоцветным <Рисунок 5>. Поэтому знакомство с данной техникой совпадает с изучением темы “Гармонии родственных цветов”.
После объяснения теории, осуществления наглядного показа технических приемов, выполняются практические задания в виде эскизов на бумаге, которые затем воплощаются в материале. Сложность этих заданий уже значительно выше, чем тех, которые предлагались раньше. Во-первых, учащимся нужно выполнить эскиз не просто упражнения на ткани, а целостной композиции. Во-вторых, для техники “от пятна” необходимо было тщательно проработать эскиз своей композиции в тоне, то есть, решить его в ахроматической цветовой гамме. В-третьих, композиция должна быть решена в родственном колорите, который, в зависимости от содержания сюжета, должен соответствовать теплой или холодной гармонии. Причем, чтобы избежать ошибок в цветовом решении композиции, учащиеся должны уметь составлять шкалу необходимых цветов, которые выбираются с помощью цветового круга и распределяются группами по светлоте. Кроме того, данное задание рассчитано, в большей степени, на самостоятельное выполнение
Эскизы серии декоративных панно для техники "от пятна" с использованием цветовых шкал
<Рисунок 6>.
В помощь обучающимся были разработаны методические плакаты, где наглядно показано, как для различных гармоний можно составить шкалу цветов; так же плакаты, позволяющие разобраться в последовательности технологических операций в росписи ткани “от пятна” <Рисунки 3-5>. Все это позволяет без непосредственного руководства со стороны преподавателя работать над эскизами к творческой работе на ткани, осуществляя самоконтроль, сверяя результаты своей деятельности с образцами, представленными на наглядных пособиях. При этом преподаватель может оценивать лишь готовый эскиз, обсуждая с автором допущенные ошибки. После чего по эскизу выполняется работа на ткани в технике горячего батика “от пятна”.
Каждый раз, завершая выполнение практического задания в материале, можно продолжать знакомить учащихся с теорией. Так, по окончании творческой работы в технике “от пятна”, можно продолжить изучение новых цветовых гармоний родственно-контрастных и дополнительных цветов. И, хотя данные темы нужно рассматривать с точки зрения разных техник художественной обработки ткани, практическое задание может быть нацелено на освоение нового, самого сложного и самого творческого вида ручной росписи ткани – смешанной техники. Ученики при этом должны выполнить творческую работу в заданной цветовой гармонии и в данной технике росписи. Выполнение творческой работы в смешанной технике обычно завершает курс обучения росписи ткани. Поэтому по ее уровню можно судить об уровне художественной грамотности и технического мастерства, развитости воображения, наличии эстетического вкуса у учащихся.
В результате изучения блока тем, связанных с гармонизацией цвета в работах по росписи ткани, учащиеся могут научиться сознательно подходить к выбору цвета в своем творчестве, их практические работы должны стать более грамотными, выразительными и цельными с точки зрения выбора цветовой гаммы и общего колористического строя.
Опыт показывает, что возможность самостоятельно творчески работать в таком виде художественной обработки текстиля, как роспись ткани, открывается только после приобретения необходимых для этого теоретических знаний, причем в тесной взаимосвязи с практическими умениями и навыками работы в материале.
Обучение по подобной методике, сочетающий теоретический курс ознакомления с основами гармонизации цвета и изучения технологии обработки текстильных материалов, позволяет приучить учащихся выполнять творческую работу последовательно ставя перед собой и решая проблемные задачи, соотнося свой замысел с возможностями техники, качеством материалов и уровнем собственного мастерства.
Использование подобной методики помогает осознать последовательность ведения творческой работы, которая соответствует такому плану: возникновение замысла, осуществление творческого поиска, работа над эскизом (создание стилизаций, построение композиции, гармонизация цвета), воплощение эскиза в материале. Это позволяет приобрести умение творчески работать, добиваясь создания законченных работ, стимулировать интерес к декоративному искусству, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу молодых людей, что способствует повышению художественно-творческой активности.