10-е классы в нашем лицее, как и в других школах, формируются заново. Происходит это по нескольким причинам: во-первых, некоторые девятиклассники уходят в другие учебные заведения, а во-вторых, на базе 10-х классов формируют профильные классы, куда могут поступить ребята и из других школ. Поэтому приток “новеньких” бывает довольно заметным. В связи с этим возникла идея помочь “новеньким” учащимся как можно быстрее влиться в коллектив.
В нашем случае занятие проводилось в классе, где к 14 ребятам из основного состава добавилось 6 учеников из других школ и 6 человек из другого класса. Было решено, что “посвящать” в одноклассники будем тех, кто пришел из других школ, т.к. учащиеся из параллельных классов раньше хорошо общались между собой и без труда адаптировались друг к другу. Поскольку на мероприятии задействован весь класс, то у классного руководителя есть возможность увидеть ребят в действии всех вместе и лучше их узнать. Классному руководителю отводится роль наблюдателя, в конце занятия он делится с ребятами своими наблюдениями и впечатлениями, обязательно говорит о каждом из “новеньких”.
Цель: способствовать более быстрой адаптации вновь прибывших учащихся в новом коллективе.
Время проведения: 1ч. 20 мин.
Оборудование: магнитофон, музыка, ватман с черным или темно-синим фоном, бумажные звезды разных цветов (для “новеньких” отдельный цвет), клей, экран и мультимедийный проектор (при необходимости), карточки с текстами песен, листы бумаги А4 и маркеры по количеству “новеньких”, орден “Ты наш одноклассник!” (по числу “новеньких” ребят).
Место проведения: актовый зал или просторный класс.
Предварительная подготовка:
За две недели до “посвящения” необходимо продумать презентацию “новеньких”. Выбираются ответственные, которые выбирают себе “новенького” и готовят о нем презентацию. Ответственный может взять себе помощников. Форму презентации учащиеся определяют сами. В нашем случае это были презентация в программе Power Point и представление в стихотворной форме. Время представления до 3-х минут. (Презентацию можно взять у автора). В презентации должны быть отражены следующие моменты:
- биографические данные (день рождения, школа, в которой учился);
- увлечения, предпочтения (любимое блюдо, фильм, книга, цвет и т.п.);
- цель в жизни на данный момент;
- жизненное кредо, принцип.
Еще одна группа учащихся готовит презентацию о классе, где рассказывается о том, сколько они уже вместе, какие основные события происходили в классной жизни, какие есть традиции и другие особо яркие моменты. Форма презентация выбирается учащимися. Время представления до 5-ти минут.
За день до мероприятия назначается встреча с “новенькими”. Ребятам дается задание подумать, чем они могут быть полезны своим новым одноклассникам, что они умеют делать лучше всех. Например, кто-то умеет быстро знакомиться и может помочь другим познакомиться с кем угодно, кто-то умеет хорошо организовывать мероприятия, кто-то сможет приумножить спортивные успехи и т.д. Эту информацию они представляют после презентации о них самих.
Ход занятия
- Оформление звездного неба. (15 мин)
Ведущий: Каждый вечер на ночном небе зажигаются звезды. На первый взгляд они одинаковы, но вот прошла минута-две, и мы замечем, что одна звезда больше остальных, другие светятся ярче, третьи отличаются светом, который шлют на землю: голубой, желтый, белый.
Каждый человек как звезда. На первый взгляд у нас много похожего: две руки, две ноги и т.д., но если приглядеться – все мы уникальны и неповторимы. У каждого есть свой мир, а мир звезд - это Галактика. Сейчас вашу Галактику символизируют бумажные звездочки. Подпишите звезду своим именем и наполните её самым ценным, что вы считаете важным в жизни на данный момент. Это может быть ваше качество, предмет, который очень дорог, человек, отношения и т.п.
Представьте, что небо начало темнеть, звезд еще не видно, но скоро они начнут зажигаться….
Под музыкальное сопровождение ребята работают со звездами. (5 мин)
И вот звездное небо начинает проявляться. Сегодня у нас необычный день – сегодня на нашем небе зажгутся новые звезды. Но увидеть их можно будет только после того, как на небе появятся уже известные астрономам звездочки. Каким будет картина звездного неба решать вам – будет ли это звездная россыпь в произвольном порядке или вы составите на небе созвездия.
Под музыкальное сопровождение на плакат звездного неба клеятся звезды ребят, которые уже учились в лицее. необходимо предупредить ребят, чтобы они оставили свободным пространство в середине плаката, туда будут клеиться звезды новых ребят.
- Презентация класса. (Презентацию можно взять у автора). (5мин)
Ведущий: Вот проявилась картина нашего звездного неба, которую мы наблюдаем уже не первый год. Давайте расскажем о том, что нам об этом известно.
Ребята рассказывают про свой класс: основные события, традиции, достижения, особо яркие моменты.
- Представление “новеньких”. (15-20 мин)
Ведущий: Как мы уже сказали, сегодня необычный день для астрономов. Мы ждем появления новых звезд! Внимание! Загорается первая новая звезда – Анастасия Вяткина!
Звучит торжественная музыка, девушка проходит к звездному небу и приклеивает звезду.
Настю будет представлять Олеся Яхно.
Презентация новой одноклассницы. (Презентацию можно взять у автора)
Настя, что ты можешь еще о себе добавить?
Представление остальных учащихся проходит по такой же схеме.
Рисунок 1
- Испытания для новых ребят. (20 мин)
Ведущий: Что образует скопление звезд? Правильно, Галактику. Сегодня в нашей Галактике появилось новое созвездие, звездная россыпь. Нам необходимо узнать качества звезд, их особенности поведения. Прошу новых ребят выйти на сцену. Сейчас вам предстоит пройти испытания. Но пройти испытания одному будет не под силу, поэтому я прошу класс поддержать ребят и составить им компанию.
Идет распределение класса на команды. Группа поддержки будет составлять 3-4 человека.
1-е испытание. “Символ новой звезды”.
Ведущий: Каждое созвездие или звезда в древние времена обозначалась каким-либо символом или рисунком. Сейчас вы по очереди будете рисовать этот символ. Каждый из команды подходит к листу бумаги и рисует одну линию, каждый следующий дополняет рисунок своей линией. Последним к рисунку должен подойти “новенький”. Он должен будет дать название этому символу и в коротко рассказать, что он обозначает.
Под музыкальное сопровождение ребята начинают выполнять задание. По очереди подходят к своему столу, и каждый рисует одну линию, следующий за ним дорисовывает и так до последнего участника.
2-е испытание. “На краю пропасти”.
Ведущий: Новым звездам мало просто загореться на небе, важно еще на нем удержаться. Сейчас вам предстоит пройти по краю пропасти. Ваша задача пройти заданный участок. С одной стороны линии будут стоять ваши одноклассники, которые будут помогать пройти этот путь. Главное не заступить за черту. Пошли.
Под музыкальное сопровождение начинается переправа по краю пропасти. Помощники ведущего должны следить за правильностью выполнения и смотреть “не упал” ли кто в пропасть. Роль помощников у нас выполняли классный руководитель и администрация, которые присутствовали на занятии. С этим заданием ребята легко справляются.
Молодцы! Все справились! Только это была репетиция. Сейчас весь класс встает в одну линию, а “новенькие звезды” проходят по краю этой пропасти.
3-е испытание. “Спой мне песню!”.
Ведущий: Самое серьезное испытание на дружескую поддержку позади. В старину было принято сочинять песню в честь какого-то события. У нас тоже событие - открытие новых звезд. Давайте и мы споем. Но петь вы будете не словами, а только гласными. Вам дается отрывок известной песенки, а рядом с текстом написаны гласные буквы. Пропеть нужно именно эту часть. То, что подчеркнуто – это соло для новой звезды, остальное поем хором.
Пример:
Облака – белокрылые лошадки. Облака, что вы мчитесь без оглядки? Расскажите нам, пожалуйста, облака, Прокатите нас, пожалуйста, облака! |
Оаа – еоыые оаи. Оаа, о ы ие е ояи? Ааие а, оауйа, оаа, Оаие а, оауйа, оаа! |
- Вручение ордена “Ты наш одноклассник”.
Ведущий: Попрошу всех новых звезд выйти на сцену. Вот и закончились ваши испытания, которые показали, что с новым созвездием наша Галактика будет светить в “космосе” лицея еще ярче.
Под торжественную музыку вручаются символические ордена “Ты наш одноклассник”.
Далее предоставляется слово новым одноклассникам, которые могут поделиться своими первыми впечатлениями о классе, классном руководителе, своими ожиданиями, и предоставляется слово классному руководителю.
Литература:
- Капская А., Мирончук Т. Занятие “Моя Галактика” //Школьный психолог. - 2006. - № 15.