Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний, интегрированный урок математики с астрономией.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний по теме “Действия с натуральными числами”, пропедевтика астрономии.
2. Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное;
- самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике;
- знакомство с начальными сведениями по астрономии.
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к одноклассникам;
- формирование самостоятельности;
- развития эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности;
- создание мотивации на успешное обучение.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и интерактивная доска;
- тетради с заданиями для урока.
1. Организационный момент.
На столах у учеников специально разработанные к этому уроку тетради с печатной основой (Приложение 1). Ход урока сопровождает мультимедийная презентация на интерактивной доске (Приложение 2).
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами будем путешествовать по Солнечной системе. А чем именно мы будем сегодня заниматься? Что вы уже знаете к этому уроку?
Запишем в тетрадях число, классная работа.
Что представляет из себя Солнечная система? (см. Приложение 2. Слайд №1)
3. Актуализация опорных знаний.
Но перед длительным путешествием нам надо немного подкрепиться. А какая еда является самой полезной для русского человека? (Каша)
Давайте решим задачу о крупе, из которой сварим кашу.
Задача (решают в тетрадях, один человек у доски) (см. Приложение 2. Слайд №2):
В магазине имеется крупа трех видов: гречка, перловка и рис, всего 580 кг. Если бы продали 44 кг гречки, 18 кг перловки и 29 кг риса, то масса круп всех видов стала бы одинаковой. Сколько килограммов крупы каждого вида имеется в магазине?
Решение:
- 44 + 18 + 29 = 91(кг) – крупы продали
- 580 – 91 = 489(кг) – осталось
- 489 / 3 = 163(кг) – осталось каждой крупы
- 163 + 44 = 207(кг) – было гречки
- 163 + 18 = 181(кг) – было перловки
- 163 + 29 = 192(кг) – было риса.
Слова учителя
А верно ли вы решили задачу? Как сделать проверку? (делают письменно)
Ну что ж, будем считать, что мы подкрепились и готовы к путешествию.
4. Организация устной работы.
Все космонавты проходят жесточайший отбор, вот и мы с вами выявим уровень эрудиции каждого, поработав устно. (см. Приложение 2. Слайд №3)
Вычислите и заполните таблицу:
М. 5 * 8; | К. 5 * 5; | Е. 8 * 7; | Ф. 5 * 7; | |||
Т. 4 * 9; | Р. 8 * 8; | А. 9 * 3; | И. 3 * 8. |
27 |
64 |
24 |
35 |
40 |
56 |
36 |
24 |
25 |
27 |
Зашифрованное слово – раздел математики, посвященный изучению свойств чисел и действий над ними.
Уже в древние времена наши предки делили звездное небо на четко различимые сочетания звезд, которые назвали созвездиями. Астрономия возникла раньше всех других наук – подмечая закономерности в движении звезд, наши предки научились измерять время, создали первые прообразы календаря, научились ориентироваться на местности. Названия созвездий связывали с мифами, именами богов, названиями приборов и механизмов.
- А какие созвездия знаете вы?
(см. Приложение 2. Слайд №4)
Вычислите и заполните таблицу:
Л. (600 / 100 + 18) / 8; | Г. 124 / (340 / 17 + 11); | Р. 9 * (106 – 206 / 2); |
Е. 8 + (58 – 18 * 2); | Б. 50 / (215 * 2 – 405); | А. (5 + 28) /3. |
11 |
3 |
4 |
30 |
2 |
27 |
11 |
Слово, которое у вас получилось, - название раздела математики, в котором изучаются буквенные выражения.
- На фотографии вы наблюдаете очень редкое явление, которое произошло совсем недавно. Что это? (полное солнечное затмение)
- А как называется наука, изучающая строение Вселенной, движение, физическую природу, происхождение и развитие небесных тел? (астрономия)
- Чтобы определить расстояние между небесными телами, вы должны уметь быстро выполнять в уме математические действия.(см. Приложение 2. Слайд №5) (действия записывают в тетради)
- Как называется ближайшая к Солнцу планета? (Меркурий)
Древние римляне считали Меркурия покровителем торговли, путешественников и воров, а также вестником богов. Неудивительно, что небольшая планета, быстро перемещающаяся по небу вслед за Солнцем, получила его имя. Меркурий был известен еще с древних времен, однако древние астрономы не сразу поняли, что утром и вечером видят одну и ту же звезду.
(см. Приложение 2. Слайд №6)
- Какую планету называют Утренняя звезда? И почему?
Самая прекрасная и самая близкая из планет – Венера – тысячелетия приковывает взгляды человека к себе. Сколько блестящих стихотворений породила Венера! Недаром она носит имя богини любви. Но сколько бы не изучали ученые нашу ближайшую соседку по Солнечной системе, количество вопросов, которые только ждут своих колумбов, не убывает. Планета полна загадок и чудес.
- Венера и вам задаёт очередную загадку. (задание на слайде №6)
Что иллюстрируют эти рисунки? (свойства сложения)
Сформулируйте эти свойства и запишите буквенные выражения.
А теперь проверьте себя. (см. Приложение 2. Слайд №7)
Законы сложения |
Равенство |
Словесная формулировка |
Переместительный | a + b=b + a |
От перемены мест слагаемых сумма не меняется |
Сочетательный | (a + b) + c = a + (b + c) |
Если к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, то получится то же число, что и от прибавления к первому слагаемому суммы второго и третьего слагаемых |
- Все ли свойства есть в этой таблице? (нет свойства сложения с нулем).
А это снимок из космоса нашей планеты – колыбели человечества – Земли.
5. Организация самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
- Используя законы сложения, можно упростить следующие выражения? (см. Приложение 2. Слайд №8)
Вариант 1 | Вариант 2 | |
а) 48 + 56 + 52; | д) 25 + 65 + 75; | |
б) 34 + 17 + 83; | е) 35 + 17 + 65 + 33; | |
в) 56 + 24 + 38 + 62; | ж) 27 + 123 + 16 + 234; | |
г) 88 + 19 + 21 + 12; | з) 156 + 79 + 21 + 44. |
(два человека выполняют работу у доски с комментариями, остальные в тетрадях)
Физическая пауза.
6. Организация коллективной работы.
- Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце) (см. Приложение 2. Слайд №9)
А как связано с Солнцем следующее задание? А чем отличаются солнечные лучи от лучей в математике, лучи от координатного луча?
(выполняют задание устно на интерактивной доске)
Ответы:
- V
- V
- C
- B
(см. Приложение 2. Слайд №10)
Солнце – ближайшая к нам звезда. Расстояние до него по астрономическим меркам невелико: лишь 8 минут идет свет от Солнца до Земли. Но как повезло нам, жителям Земли!
Солнце – это не заурядный желтый карлик, как раньше было принято говорить. Это звезда, около которой есть планеты, содержащие много тяжелых элементов. Это звезда, которая образовалась после взрывов сверхновых, она богата железом и другими элементами. Около которой смогла сформироваться такая планетная система, на третьей планете которой – Земле – возникла жизнь.
Пять миллиардов лет – возраст нашего Солнца.
Солнце является центром нашей планетарной системы, в которую кроме него входят 9 больших планет, несколько десятков спутников планет, несколько тысяч астероидов (малых планет), кометы, метеорные тела, межпланетные пыль и газ.
Солнце – звезда, которая светит достаточно равномерно на протяжении миллионов лет, что доказано современными биологическими исследованиями остатков сине-зеленых водорослей. Если бы температура поверхности Солнца изменилась всего на 10%, жизнь на Земле, вероятно, была бы уничтожена. Наша звезда ровно и спокойно излучает энергию, столь необходимую для поддержания жизни на Земле.
Эта роль Солнца была замечена еще в древности. В религиях всех народов мира, мифах и сказках Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например лучезарный бог Гелиос у древних греков, Дажьбог и Ярило у древних славян. От Солнца зависела жизнь человека, его благосостояние. Именно Солнце приносило тепло, давало хороший урожай.
Тысячелетиями Солнце представлялось чем–то незыблемым, совершенным, могущественным и было скорее предметом поклонения, чем исследования. Только с началом наблюдений в телескоп Галилей доказал, что на Солнце есть пятна, что Солнце вращается, установил период вращения нашей звезды.
Русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов высказал в оде “Рассуждения по случаю полярного сияния” в 1743 году мнения о Солнце, очень близкие к современным научным представлениям:
“Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят”.
(см. Приложение 2. Слайд №11)
- На этом рисунке изображен график активности Солнца. (11-летний солнечный цикл) Во время активности Солнца на земле происходит много необычных явлений. А что напоминает вам этот рисунок? (кардиограмму).
Верны ли следующие формулы:
а) 43 + 1357 = 1343 + 57;
б) 8759375 + 9846873 = 18613547;
в) a – 3 = 6;
г) a + b = b + a;
д) a + 1 > a;
е) a + 0 = a;
ж) a + 17 = 18 + a?
(два человека у доски выполняют “Кардиограмму”)
Ответ:
Рисунок.
(см. Приложение 2. Слайд №12) Планету Марс в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза и еще более заметен при наблюдениях в телескоп. Во времена Пифагора (VI в. до н. э.) греки называли эту планету “Фаэтон”, что означает “блистающий, лучезарный”, Аристотель (IV в. до н. э.) назвал Марс “Аресом” по имени бога войны.
Марс – первая после Земли планета Солнечной системы, к которой человек проявил особый интерес с надеждой, что там есть развитая внеземная жизнь. Вряд ли какая-нибудь планета вызвала у людей столько споров и дискуссий, как Марс. Спорили не только учёные, но и люди самых различных профессий, занятий и возрастов.
Совершенствовались методы исследований, сменяли друг друга астрономы разных поколений, изменялся и сам характер дискуссий. В XIX веке спорили, главным образом, о каналах на Марсе, о наличии там разумных обитателей – марсиан. Спорили о существовании на Марсе растительности и вообще органической жизни.
Какой планете посвящено наибольшее число фантастических романов, повестей, рассказов? Конечно, Марсу. Фантазия писателей подогревала интерес широкой публики к природе загадочной планеты. Астрономов забрасывали вопросами.
Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп или изучать снимки “Вояджеров”. Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы.
Планета известна с самых древних времен. Максимальная видимая звездная величина Сатурна +0,7m. Эта планета – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Ее тусклый белый свет создал планете недобрую славу: рождение под знаком Сатурна издревле считалось плохим предзнаменованием. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.
Юпитер, тысячи лет назад названный в честь царя римских богов, господствует и среди девяти планет нашей Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии. Самая большая планета находится далеко за основным поясом астероидов. Масса Юпитера намного превышает массу всех других планет, вместе взятых.
(см. Приложение 2. Слайд №13)
Вставьте знаки действий, чтобы получилось верное равенство:
а) 40 + 15 ? 17 = 72; | в) 40 ? 15 ? 17 = 8; | |
б) 40 ? 15 ? 17 = 42; | г) 120 ? 60 ? 60 = 0. |
Когда о Земле говорят, что она голубая, это ласковое преувеличение. По-настоящему голубой планетой оказался далекий Уран! Уран – старинное греческое божество Неба, самый ранний высший бог, который был отцом Крона (Сатурна), циклопов и титанов (предшественников Олимпийских богов).
Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. После открытия Урана астрономы обратили внимание на то, что его орбита не соответствовала закону всемирного тяготения Ньютона, претерпевая постоянные отклонения. Это и навело на мысль о существовании еще одной планеты за Ураном, которая могла бы своим гравитационным притяжением искажать траекторию движения седьмой планеты. Математики Джон Адамс и Джеймс Чаллис в 1845 году сделали расчет примерного места расположения планеты. В это же время французский астроном Урбан Леверье, сделав расчет, убедил начать поиск новой планеты. Расчеты Леверье были настолько точны, что Нептун нашли сразу, в первую же ночь наблюдений. Нептун впервые наблюдался астрономами Галле и д’Аррестом 23 сентября 1846 года недалеко от тех положений, которые независимо друг от друга предсказывали англичанин Адамс и француз Леверье. Это открытие стало триумфом расчетной астрономии. В римской мифологии Нептун (греч. Посейдон) – бог моря.
Последняя планета Солнечной системы – Плутон – крошечная холодная планета, расположенная в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля,
Еще несколько десятилетий спустя после открытия Плутона не было известно, что у него есть спутник. Он практически случайно был обнаружен в 1978 году. Работая с фотографическими изображениями планеты, астрономы заметили, что на снимках слабая звездочка, какой получается при фотографировании Плутон, выглядит слегка удлиненной. Это открытие астрономы несколько раз перепроверили и убедились, что у Плутона есть спутник. Он был назван Хароном – в честь легендарного перевозчика душ умерших в подземное царство Аида.
Лабораторная работа:
На цветных кружках написать название любой планеты, отметить её центр, изобразить радиус и диаметр.
(один человек на интерактивной доске проводит построение с помощью функции “фигуры”)
(см. Приложение 2. Слайд №14)
Задача (один человек у доски):
Расстояние от центра Марса до его поверхности 3397 км, а от поверхности до спутника Фобос на 5983 км больше, чем радиус Марса. Расстояние от поверхности Марса до спутника Деймос больше на 14080 км, чем от Марса до Фобоса. Найдите диаметр Марса и расстояние от его поверхности до каждого спутника.
Решение:
- 3397 + 5983 = 9380(км) – расстояние до Фобоса
- 9380 + 14080 = 23460(км) – расстояние до Деймоса
- 3397 * 2 = 6794(км) – диаметр Марса
7. Подведение итогов.
8. Этап информации о домашнем задании. (задание в тетрадях с печатной основой)