Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений, в частности и в деятельности учителей истории и обществознания. К сожалению, приходиться признать, что пока еще на наших уроках преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому идет поиск новых технологий, расширяющих кругозор школьника. Необходимо рассматривать обучение общественным дисциплинам не только как процесс овладения необходимым объемом специфической информации, но и как средство развития способностей к дальнейшему самостоятельному получению и овладению все большими объемами сведений, и возможностями их применения в меняющейся в течение жизни активной деятельности. Именно поэтому внедрение в образовательный процесс информационных технологий можно назвать одним из основных инновационных процессов в современном образовании.
ИКТ в обучении истории ни в коей мере нельзя считать данью моде. Для нас это, прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочной, так и в неурочной деятельности. С помощью ИКТ мы наконец-то действительно получили возможность индивидуализировать обучение. Теперь учитель может подготовить разнообразные задания, гипертексты, интерактивные карточки для опроса и систематизации знаний. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают различные презентации, видеоматериалы, анимированные карты. В итоге ребенок получает возможность индивидуального продвижения по пути приобретения и расширения исторических знаний. По темам, которые связаны с культурой или религией применение на уроках ИКТ наиболее ценно, так как повышается мотивация у учеников, лучше происходит формирование представления и складывание образа какого-либо явления или предмета, а так же высокий уровень результативности.
Эта подтема входит в состав основной темы “Духовные ценности современной цивилизации” по обществознанию за курс 10 – 11 классов.
Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого “дирижирования” ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость, т. к.:
- отношение к религии, религиозные взгляды – сугубо личное дело человека и они влияют на внутренний мир человека;
- в условиях российской многонациональности и многоконфессиональности, значительного числа смешанных браков, наличия в семьях людей с неодинаковыми взглядами на религию крайне важна благожелательная по тональности, достоверная информация о различных религиях.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- тематическая презентация “Мировые религии” (автор Свинцова Л.В.)(Приложение 1);
- компьютеры.
Цель урока:
- Подвести к пониманию важности религии в современном обществе, как одного из источников нравственного развития человека и общества в целом.
Развивать умения:
- организовать и упорядочить свои знания;
- создавать свои приемы обучения;
- отрабатывать навыки работы с компьютером;
- отстаивать свое мнение.
Воспитывать:
- толерантность по отношению к другому мнению;
- быть ответственным за свои слова и действия.
Основные понятия.
Религия, разновидности мировых религий.
Основные этапы урока.
- Организационный этап. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
- Постановка цели. ( определяют дети )
- Фронтальная беседа с постановкой проблемы.
- Практическая работа с использованием презентации по группам.
- Беседа по разрешению проблемы. Итоги урока.
- Рефлексия в форме синквейна. (групповая работа на компьютере)
Ход урока
Подготовительный этап:
- учащиеся подбирают материал в сети Интернет о различных религиях, используя следующие сайты:
- www.svitlo.net;
- www.cnt.ru;
- members.tripod.com;
- www.invictory. ru.
Это задание можно дать на дом или при наличии дополнительного времени, что бывает крайне редко, провести его на уроке. Сама тема рассчитана на два урока.
1. Организационный.
Создаются 6 групп внутри, которых выбирается свой лидер.
2. Целеполагание.
Обращаем внимание на тему.
- Какова актуальность темы?
- Актуален ли этот вопрос для вас? Почему?
- Есть ли проблемы, которые касаются этой темы?
3. Беседа с классом.
- Что вам известно о религии? Почему она появилась?
- Какие религии за время существования человечества вы знаете? (пантеизм, политеизм, монотеизм, атеизм).
- Какие мировые религии существуют на планете?
- Что такое “священные книги”?
После полученных ответов ставится проблема:
Могут ли возникнуть различного рода конфликты на религиозной почве?
4. Практическое занятие по группам.
Выполняется с применением презентации “Мировые религии” (автор Свинцова Л.В). За компьютерами работает шесть групп по три человека. Каждая группа получает задание:
- Составить таблицу для сравнения мировых религий.
- Высказать свое мнение по статье, предложенной учителем.
- Дать характеристику одной из религий
- Подготовить суждение по поставленной проблеме
После выполнения задания группы представляют свою работу всему классу. В результате все ребята познакомятся с мировыми религиями, и выскажут свое мнение о роли религии в современном мире.
Сравнительная таблица по мировым религиям может выглядеть следующим образом.
Название религии |
Время появления |
География распространения |
Численность приверженцев | Название священной книги | Нравственные нормы |
5. Беседа по проблеме.
Работа в предыдущей части позволит выйти на разрешение проблемы. Учителю необходимо нацелить ребят на нравственные нормы любой религии, сравнить их и сделать определенные выводы.
6. Рефлексия.
Обратная связь может быть в форме синквейна или любой другой, которой чаще всего пользуются учащиеся на уроке. Выполняется на компьютере.
Напишите:
- строка: существительное, обозначающее тему.
- строка: прилагательные, раскрывающие признаки данного явления.
- строка: глаголы, раскрывающие действия явления.
- строка: фразу, раскрывающую суть явления.
- строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
Презентации “Мировые религии”. (Приложение 1)